Развитие координационных способностей, средствами подвижных игр. Игры на развитие координации движений и мелкой моторики руки Игры на координационные способности

Игры на развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Охранники

Развиваем координацию движений, реакцию, умение быстро принимать решение

Описание : количество участников не ограничено. Из числа игроков выбирается водящий, который находится в центре круга. Остальные участники — охранники. Они располагаются за кубиками. Задача водящего — завладеть кубиком охранника, сев на него. Охранники же должны опередить водящего и сесть на кубик раньше. Ребенок, который не успел защитить свой кубик, становится водящим.

Большие кубики, пуфики или детские стульчики, расставленные по кругу в количестве, равном числу участников.

Удочка

Описание: из числа игроков выбирается водящий, который располагается в центре игрового поля. Остальные игроки встают вокруг него на расстоянии, соответствующем длине веревки.

Водящий в процессе игры вращает веревку по кругу над самой землей, а игроки подпрыгивают вверх, поджимая ноги так, чтобы мешочек не задел их. Тот игрок, который не успел подпрыгнуть и которого задела веревка, становится водящим.

Материалы и наглядные пособия для игры

Толстая веревка, шнур или скакалка с привязанным на конце отягощающим, но мягким предметом (например, мешочек с песком, кусочек резинового шланга), чтобы не травмировать игроков.

Достань до солнышка

Описание : игроки образуют полукруг. Водящий располагается лицом к игрокам, держа в руках палку с кольцом, имитирующую солнышко. Он проводит кольцом над головами игроков, приговаривая: «Дотянись до солнышка!». Игроки пытаются дотянуться до кольца. Кому удается дотронуться до «солнышка», становится водящим.

Материалы и наглядные пособия для игры

Палка длиной приблизительно 50 см, яркое желтое кольцо, которое подвешивается на конец палки с помощью шнура.

Гусеница

Развиваем координацию движений

Описание: игроки делятся на 2 команды. Они выстраиваются в колонну следующим образом: правая рука каждого последующего игрока лежит на правом плече предыдущего, а левой рукой он поддерживает левую ногу стоящего впереди.

По сигналу ведущего колонна начинает движение по дистанции. Побеждает та команда, которая пройдет дистанцию первой.

Скворечники

Развиваем координацию движений, реакцию

Описание: «скворечники» располагаются по периметру игровой площадки. Их должно быть на один меньше, чем участников игры. Один из игроков выполняет роль водящего. Все участники игры, включая водящего, свободно передвигаются по игровой площадке под музыку. Как только музыка прекращает звучать, все игроки стремятся занять любой «скворечник». Водящий также занимает любой свободный «скворечник». Тот ребенок, который остался без «скворечника», становится водящим.

Материалы и наглядные пособия для игры

Для игры в качестве скворечников можно использовать стулья, а можно начертить мелом небольшие круги, которые будут выполнять функцию домиков.

Куры в огороде

Развиваем координацию движений, быстроту реакции

Описание : водящий — «сторож», он располагается на стуле в центре «огорода». Остальные игроки — «куры», которые находятся за пределами «огорода». Пока ведущий говорит:

Куры вышли погулять,

Свежей травки поклевать.

Куры влезли в огород.

Берегись, честной народ —

«куры» пробираются в «огород» и начинают там бегать. Но как только ведущий скажет: «Сторож идет!», — водящий встает со стула и старается поймать «кур», которые убегают от него. Если «сторож» ловит игрока, то они меняются ролями.

Материалы и наглядные пособия для игры

С помощью кубов и реек или колышков и веревок необходимо отгородить небольшое пространство, которое будет «огородом». В центре «огорода» поставить стул.

Мыши и кот

Развиваем координацию движений, быстроту реакции

Описание : из числа играющих выбирается водящий, который играет роль кота. Остальные игроки — «мыши». «Мыши» сидят в домиках, пока «кот» бодрствует. Когда «кот» засыпает, «мыши» выходят гулять. Они свободно передвигаются по игровой площадке. В это время «кот» просыпается, мяукает и начинает ловить «мышей». «Мыши» разбегаются по домикам. Если «коту» удалось поймать кого-либо из «мышей», то игроки меняются ролями.

Материалы и наглядные пособия для игры

Домики, в качестве которых могут использоваться стулья, или нарисованные мелом на игровой площадке круги.

Поймай комара

Развиваем координацию движений, быстроту реакции

Описание : игроки становятся в круг. Водящий располагается в центре, держа в руках палку с прикрепленной с помощью шнура фигуркой комара. Он обводит комаром над головами игроков, которые в это время стараются его поймать. Тот, кто схватил комара, становится водящим.

Материалы и наглядные пособия для игры

Палка длиной приблизительно 1 м, к которой на шнуре подвязан макет комара, изготовленный из картона.

«У медведя во бору...»

Развиваем координацию движений, быстроту реакции

Описание : из числа играющих выбирается водящий, который будет «медведем». Он занимает место в «берлоге». Остальные играющие — дети, они располагаются у себя в «домике». Дети выходят «гулять на опушку леса, собирать грибы и ягоды». При этом они говорят:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит.

Как только дети говорят последнюю строчку, «медведь» с рычанием выходит из своей «берлоги» и старается поймать убегающих детей. Если ему это удается, то игроки меняются ролям, и пойманный игрок становится «медведем».

Материалы и наглядные пособия для игры

Необходимо на разных концах площадки провести 2 линии: с одной стороны отделить «берлогу» для «медведя», а с другой — «домик» детей. Центральное пространство выполняет функцию «опушки леса».

Охотник и зайцы

Развиваем координацию движений, быстроту реакции

Описание: «охотник» поворачивается спиной к игровой площадке. В это время остальные участники беспорядочно бегают и прыгают по площадке, играя роль «зайцев». По команде «Охотник!» — «зайцы» замирают на местах. Не сходя с отведенной площадки, «охотник» бросает мяч в «зайцев». Тот игрок, в которого «охотник» попал мячом, становится теперь сам «охотником», а «охотник» — «зайцем».

Материалы и наглядные пособия для игры

Небольшой мяч.

На игровой площадке необходимо обозначить место для «охотника».

Меткий стрелок

Развиваем координацию движений, быстроту реакции, меткость

Описание : игроки делятся на команды в зависимости от числа наборов для набрасывания. Команды располагаются на некотором расстоянии от подставок для набрасывания. У каждого игрока имеется по несколько колец. Задача команд — набросить как можно больше колец на подставки.

Материалы и наглядные пособия для игры

Небольшие кольца для набрасывания и подставки для набрасывания разной формы.

Уведи мяч

Развиваем координацию движений, быстроту реакции, ловкость

Описание : игроки разбиваются на пары, становятся на противоположных сторонах площадки, по свистку идут друг другу навстречу, останавливаются у центральной линии, где лежат мячи. По второму свистку начинают отнимать мяч друг у друга ногой, стараясь умести его в свой круг.

Материалы и наглядные пособия для игры

Мячи по количеству пар.

Мяч в корзину

Развиваем координацию движений, ловкость и глазомер

Описание: на игровой площадке устанавливают корзины для забрасывания мячей, а на некотором расстоянии от них проводится черта, обозначающая место, с которого игроки будут осуществлять броски. Игроки делятся на команды. У каждого игрока — по мячу. Задача команд — забросить как можно больше мячей в корзину.

Материалы и наглядные пособия для игры

Мячи и корзины для забрасывания мячей, мел.

Мыши в мышеловке

Развиваем координацию движений, быстроту реакции

Описание: из числа игроков выбираются «мыши» (5—7 человек). Остальные игроки, взявшись за руки, образуют круг — «мышеловку». «Мыши» находятся вне круга. Игроки, образующие «мышеловку», начинают ходить по кругу то влево, то вправо, причем руки их подняты вверх. Они приговаривают:

Ах, как мыши надоели,

Все погрызли, все поели.

Берегитесь же, плутовки,

Доберемся мы до вас.

Вот поставим мышеловки,

Переловим всех за раз!

Пока дети в круге произносят слова, «мыши» беспрепятственно передвигаются по всему игровому пространству: забегают в круг, выбегают из него. Но как только звучат последние слова «За раз!» — дети, стоящие в круге, опускают руки. «Мышеловка» захлопнулась. Игроки, не успевшие выбежать из круга, считаются проигравшими. Пойманные «мыши» встают в круг, и размер «мышеловки» увеличивается. Когда все «мыши» пойманы, дети меняются ролями и игра продолжается.

Материалы и наглядные пособия для игры

Караси и щука

Развиваем координацию движений, быстроту реакции

Описание: из числа игроков выбирается водящий, который будет играть роль «щуки». Остальные игроки делятся на 2 группы. Одна группа будет играть роль «камешков», другая — роль «карасей». Ребята-камешки образуют круг. Внутри круга плавают «караси». «Щука» находится за пределами круга. Как только ведущий скажет «Щука!» — водящий вбегает в круг и старается поймать «карасей». «Караси», в свою очередь, стараются спрятаться за «камешки». Те «караси», которым не удалось спрятаться и которых поймала «щука», уходят из круга. Игра проводится несколько раз, затем игроки меняются ролями, и выбирается новый водящий.

Материалы и наглядные пособия для игры

Если игра проходит в помещении, то желательно музыкальное сопровождение.

Попрыгушки

Развиваем координацию движений, быстроту реакции

Описание: на игровой площадке необходимо начертить большой круг. Из числа игроков выбирается водящий — «ловишка», который располагается в центре круга. Остальные игроки — «попрыгушки», они находятся за кругом. «Попрыгушки» запрыгивают в круг на левой или правой ноге (это следует обговорить до начала игры) и выпрыгивают из него. «Ловишка» бегает по кругу, стараясь поймать игроков, пока они находятся в круге. Тот, кого поймает «ловишка», становится водящим.

Материалы и наглядные пособия для игры

Рыбалка

Развиваем координацию движений, ловкость

Описание: на игровой площадке нужно начертить круг, имитирующий «пруд». Игроки занимают места вокруг «пруда», в котором находятся «рыбки», и по команде начинают ловить «рыбок» с помощью удочек. Когда из «пруда» будут выловлены все «рыбки», их можно сосчитать и определить победителя.

Материалы и наглядные пособия для игры

Удочки (в качестве удочки можно использовать прут) длиной приблизительно 1 м, с привязанными к ним с помощью тонкого шнура магнитами; рыбки, изготовленные из картона, с прикрепленными к ним небольшими магнитами; мел.

Вышибалы

Развиваем координацию движений, быстроту реакции

Описание : два игрока занимают места напротив друг друга — это вышибалы. Остальные игроки располагаются между ними. Задача вышибал — постараться мячом попасть в игроков. Игроки же должны как можно дольше продержаться в игре, уворачиваясь от мяча.

Во втором варианте на игровом поле чертят мелом 2 параллельные линии на значительном расстоянии друг от друга. За каждой линией размещаются по несколько игроков — это вышибалы. На пространстве между линиями находится 1 игрок. Задача вышибал — перебрасывая мяч друг другу, попасть в игрока. А игрок должен как можно дольше продержаться в игре, уворачиваясь от мяча.

Материалы и наглядные пособия для игры

Хитрая лиса

Развиваем координацию движений, быстроту реакции

Описание : все игроки встают в круг и закрывают глаза. Ведущий обходит круг и дотрагивается до одного из детей, который становится водящим — «хитрой лисой». Затем дети открывают глаза и 3 раза спрашивают: «Хитрая лиса, где ты?» Когда все играющие спросят в третий раз, «хитрая лиса» выходит на середину и говорит: «Вот я!» Все играющие разбегаются, а «лиса» старается их поймать. Когда «лиса» поймает двух-трех участников, игра начинается заново.

Ловец ленточек

Развиваем координацию движений, быстроту реакции

Описание: из числа игроков выбирается водящий, который располагается в центре круга. Остальные игроки встают в круг. Ленточки они размещают либо за поясом, либо под воротником. По сигналу ведущего дети разбегаются, а ловец старается догнать играющих и вытянуть у них ленточку. Те, у кого ловец вытягивает ленту, выбывают из игры. По сигналу ведущего игра заканчивается, и осуществляется подсчет добытых ленточек. Затем игру можно возобновить, выбрав нового водящего.

Материалы и наглядные пособия для игры

Разноцветные ленточки длиной 20—25 см.

Ключи

Развиваем координацию движений, быстроту реакции

Описание: на игровой площадке чертят небольшие круги. Из числа игроков выбирается водящий. Остальные игроки встают в круги. Водящий подходит к любому участнику игры и спрашивает: «Где ключи?». Игрок ему отвечает: «Пойди к (называет имя любого игрока) и постучи». В то время как происходит этот разговор, другие игроки меняются местами. Водящий должен быстро среагировать и занять любой освободившийся круг. Если ему это удается, то он меняется ролями с игроком, оставшимся без круга. А если водящий долго не может занять чей-то круг, он может сказать: «Нашел ключи!», — и тогда все игроки должны меняться местами. В это время водящий легко может занять чей-то круг.

Материалы и наглядные пособия для игры

Горелки

Развиваем координацию движений, быстроту реакции

Описание: игроки располагаются в колонну парами. Перед колонной на расстоянии нескольких шагов проводится линия, за которой располагается водящий, выбранный из числа игроков. Стоящие в колоне говорят следующие слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо —

Птички летят,

Колокольчики звенят

Раз, два, три — беги!

В этот момент дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны вперед по разные от нее стороны и стараются взяться за руки. Ловящий, который находится впереди колонны, пытается поймать одного из бегущих раньше, чем игроки возьмутся за руки. Если водящему это удается сделать, то он образует пару с пойманным игроком, а тот игрок, который остался без пары, становится водящим.

Материалы и наглядные пособия для игры

Если дети играют в помещении, то возможно музыкальное сопровождение.

День и ночь

Развиваем координацию движений, быстроту реакции

Описание: на двух противоположных концах площадки отделяют пространство — дом дня и дом ночи посередине площадки проводится еще одна черта. Игроки делятся на 2 команды. Команды занимают место в центре площадки по разные стороны от средней черты. Они стоят спиной друг к другу. Ведущий говорит: «Внимание!», «День!» или «Ночь!» — ив зависимости от того, какое слово он произнес, дети названной команды догоняют детей из противоположной команды. Ловить убегающую команду можно только до тех пор, пока игроки не пересекут черты своего дома.

Материалы и наглядные пособия для игры

Волк во рву

Описание : в центре площадки ограничивается «ров» 2 параллельными линиями на расстоянии приблизительно в 1 м. Из числа игроков выбирается водящий — «волк», который располагается во «рву». Все остальные игроки — «овцы». Они располагаются с одной стороны «рва». По сигналу ведущего «овцы» перепрыгивают через «ров» на противоположную сторону площадки. «Волк» в это время старается их поймать. И если ему это удается, то игроки меняются ролями.

Материалы и наглядные пособия для игры

Ловцы обезьян

Развиваем координацию движений, быстроту реакции

Описание: игроки делятся на 2 группы — «обезьяны» и «ловцы». «Обезьяны» располагаются на «деревьях», «Ловцы» выходят в центр площадки и демонстрируют какие-то придуманные заранее движения. Проделав движения, «ловцы» уходят, а «обезьяны» перемещаются в центр площадки и повторяют движения «ловцов». По сигналу ведущего «обезьяны» бегут к «деревьям» и «влезают» на них. «Ловцы» в это время стараются поймать «обезьян». Так продолжается несколько раз. Затем команды меняются ролями.

Материалы и наглядные пособия для игры

Шведская стенка или устойчивые предметы, на которые можно забраться и которые могли бы выполнять функцию деревьев или лиан.

Серсо

Развиваем координацию движений, ловкость, быстроту реакции

Описание: игра проводится в парах. Дети располагаются напротив друг друга. У одного из них палка для ловли колец, у другого — палка для того, чтобы бросать кольца, и сами кольца.

Тот игрок, у которого есть кольца, надевает их по очереди на кончик палки и бросает партнеру, который старается их поймать на свою палку. Затем осуществляется подсчет пойманных колец, и игроки меняются ролями.

Материалы и наглядные пособия для игры

Небольшие кольца, палка для ловли колец.

Мяч в ведро

Развиваем ловкость, глазомер, координацию движений

Описание: перед началом игры ведру надо придать устойчивость, положив в него камень. Играющие встают в круг лицом в центр и по очереди начинают кидать мяч в ведро. Победителем становится тот, у кого больше мячей попало в цель.

Материалы и наглядные пособия для игры

Ведро, теннисные мячи, камень.

Предлагаем игры на развитие ловкости и координации движений ребенка 6 лет.

Ловкость является комплексным качеством, в котором сочетаются проявления сообразительности, быстроты, координации, чувства равновесия, пластичности, гибкости, а также владение игровыми приемами. Если говорить коротко, то это способность быстро координировать движения в соответствии с меняющейся ситуацией.

Слово «координация» происходит от латинского со — с, вместе и ordinatio — расположение в порядке. Координация движений — это управление работой отдельных мышечных групп, осуществляющееся при достижении определенной задачи в реальном времени и пространстве. Проще говоря, это согласованная работа различных частей тела при решении определенной задачи.

Все подвижные игры способствуют развитию у ребенка ловкости и координации. Плавание, катание на роликах, коньках, лыжах также играют не последнюю роль. Очень хорошо тренируют ловкость и координацию любые игры с мячом. Прыжки через скакалку не только развивают координацию движений и ловкость, но и укрепляют сердечнососудистую и дыхательную системы.

Кроме этого, помните, что и посильная работа дома, на дачном участке, например прополка, сбор ягод, подметание дорожек, приготовление пирожков, мытье посуды и прочее, не только воспитывает трудолюбие и определенные навыки самообслуживания (очень нужные каждому ребенку), но и в значительной степени влияет на развитие ловкости и координации движений.

Обратите внимание, что некоторые очень интересные игры этого же типа помещены в раздел «Игры для веселой компании», поскольку играть в них веселее всем вместе.

Следы

Разбивает ловкость, координацию движений

◈ По правилам игры, один шагает и оставляет следы на песке или снегу, а другой идет за ним след в след. Шагать можно по-разному: тонкой цепочкой или широким шагом.

◈ Потом по этим же правилам поиграйте в догонялки.

Птички-невелички

Игра способствует развитию координации движений, речи

◈ Предложите ребенку поиграть в птичек: попрыгать, как воробушек, и почирикать; «полетать», как ворона, размахивая руками и каркая.

◈ А может, показать самолет? В таком случае бегать нужно с разведенными в разные стороны неподвижными руками, изображая гудение мотора.

Допрыгни

Игра способствует развитию координации движений

Необходимый инвентарь: мел, обручи, ленты.

◈ На близком расстоянии друг от друга нарисуйте круги. Предложите ребенку перепрыгивать из одного круга в другой.

◈ В дальнейшем увеличивайте расстояние между кругами.

◈ В детских садах для этой игры часто используют обручи, но поскольку дома это не всегда возможно, то круги можно выкладывать из широких лент (мы, например, пользовались разноцветными бантами).

Зеркало

Развивает внимание и координацию движений

◈ По правилам игры ребенок становится «зеркалом» и повторяет все, что будете делать вы. Начинайте с простых движений. Например, присесть, помахать рукой.

◈ Сложность игры заключается в том, чтобы повторить все движения ведущего зеркально.

◈ Вам будет весело, если вы будете меняться ролями с ребенком. Кстати, эта игра подойдет и для детской компании.

Бирюльки

Развивает ловкость, терпение и выдержку

Необходимый инвентарь: мелкие предметы.

◈ Мелкие предметы высыпают горкой на стол. Задача игроков — по очереди вытаскивать по одному предмету (бирюльке), стараясь не потревожить соседние. Выигрывает тот, кто к концу игры вытащит больше всего предметов.

◈ Сейчас в магазинах продают специальные наборы для такой игры.

Классики

Необходимый инвентарь: мел.

◈ Вообще-то эта игра рассчитана на более старший возраст, поэтому я приведу самый простой ее вариант.

◈ На асфальте чертят мелом классы, клетки нумеруют.

◈ Прыгать можно на одной ноге, на двух, на любую ногу (об этом заранее договариваются). Каждый игрок начинает прыгать с цифры 1 на цифру 2 и т. д., а потом обратно.

◈ Нельзя оступаться или наступать на линии, разделяющие клетки. Если игрок нарушил какое-либо правило, он уступает место следующему игроку.

Веселая зарядка

Развивает координацию движении, укрепляет мышцы

◈ Покажите, как можно чертить пальцем в воздухе разные линии и фигуры.

◈ Позвольте ребенку рисовать обеими руками. Очень полезно проделывать то же самое носом, глазами и ногами (лежа на полу, или пальцами ног в положении стоя).

Подбрось мяч

Необходимый инвентарь: мяч.

◈ По правилам игры: вы по очереди подбрасываете мяч вверх. При этом нужно хлопнуть в ладоши и сосчитать до одного. Затем поймать мяч. Если мяч успешно пойман, его можно подбросить еще раз и сосчитать до двух, хлопнув в ладоши два раза. Снова поймать мяч. И так далее.

◈ Если мяч не пойман, то ход переходит к другому игроку.

Лови мяч

Развивает внимание, ловкость

Необходимый инвентарь: мяч.

◈ По очереди бросайте мяч друг другу, называя животных, птиц, растения, но ловить надо только в том случае, если названа какая-либо птица.

◈ Если же названо что-то другое (не птица), то мяч нужно отбить.

Закинь в кольцо

Развивает координацию движений

Необходимый инвентарь: мяч, обруч.

◈ Предложите ребенку закинуть мяч в обруч. Сначала держите обруч вертикально, поднимайте его выше, ниже.

◈ Измените положение обруча, пусть малыш кидает мяч в «кольцо». Если обруча нет — не беда: закидывать можно в коробку подходящего размера.

Я знаю

Развивает память, внимание, моторику.

Необходимый инвентарь: мяч.

◈ Поиграйте с ребенком в эту старинную игру. Начните: «Я знаю три имени мальчиков...». Произнося каждое имя, ударяйте мячом об пол или о стену. Теперь очередь вашего ребенка назвать те имена, которые знает он.

◈ Повторять имена нельзя. Точно так же «знать» можно названия животных, цветов, деревьев, овощи, фрукты и т. п.

Снежный бой

Развивает ловкость, координацию движений, укрепляет доверительные отношения

◈ Слепите с ребенком снежки и кидайтесь друг в друга. От снежков нужно уворачиваться.

◈ В эту игру можно играть и дома, причем в любое время года — просто сделайте снежки из бумаги.

Бумажный снег

Развивает координацию движений

Необходимый инвентарь: бумага.

◈ Скомкайте бумагу так, чтобы получились небольшие шарики — снежки, и приступайте к развлечениям! Устройте соревнование — кто дальше бросит свой снежок.

◈ Выберите какую-нибудь мишень и старайтесь попасть в неё снежками.

◈ А после закиньте снежки в заранее приготовленное ведерко. Это еще один вид игры — баскетбол.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №16 «Кораблик»

Подвижные игры на развитие координационных способностей у старших дошкольников.

Подготовила

инструктор по физической культуре

Резвова Н.А.

Саров, 2014.

Надо местом нам меняться

Игра на развитие координации, скорости и ловкости

Необходимый инвентарь: стулья.

В игре могут принимать участие от 3 до 10 человек. Вдоль противоположных стен расставляются стулья. На одной стороне рассаживаются дети, у противоположной стены ставится на один стул меньше.

Мы на стульях посидели,
Головою повертели,
Надоело нам сидеть,
Надо прыгать и галдеть .

После этих слов дети поднимаются со стульев и прыгают, бегают, веселятся.

Когда ведущий произносит следующие строки:

Уж я прыгал, прыгал, прыгал и устал,
Сел на стул и снова прыгать перестал.

Дети должны занять стульчики, расположенные у стены, противоположной той, у которой они сидели прежде.

Тот, кому не достанется места, выходит из игры.

Убирается еще два стула. Игра начинается сначала. Победителем становится тот, кто займет последний стул.

Кошки и мышки

Игра на развитие координации движении

Необходимый инвентарь: мягкие или резиновые (пластмассовые) игрушки, изображающие мышку и кошку. Персонажи можно заменить любой другой парой: лиса и заяц, собака и кошка и т. д.

Дети становятся в круг. Двум детям, стоящим друг напротив друга, дают игрушки: одному - мышку, другому - кошку. По сигналу взрослого дети начинают передавать игрушки по кругу. Мышка убегает, а кошка ее догоняет.

Мяч в корзинке

Эта игра одновременно увлекательна и полезна, она учит ребенка координировать движения

Необходимый инвентарь : любая большая корзина или ведро, мяч средних размеров.

Можно разбить детей на группы-команды, а можно просто каждому ребенку по очереди бросать мяч в корзину.

Начинать надо с простого: ребенок просто должен попасть мячом в корзинку. Постепенно взрослый отходит с корзиной назад на один, два, три шага, увеличивая расстояние между корзиной и ребенком.

Можно усложнить задание, вводя новые элементы упражнений. Например, попробовать забросить мяч не снизу, а сверху. Забросить мяч одной рукой. Сначала подбросить мяч вверх, поймать его и только затем бросить его в корзину и т. д.

Баскетболисты

Командный вариант предыдущей игры

Необходимый инвентарь : мяч, корзина (или ведро).

Установите в подходящем месте большую корзину или пластмассовое ведро. Встав достаточно близко, покажите ребенку, как забрасывать туда мяч.

После каждого точного попадания игрок делает шаг назад. Не попавший передает мяч другому.
Победит тот, кто окажется дальше всех от корзины.

Острова

Игра помогает разбить навыки прыганья, координации движений, концентрации внимания

Необходимый инвентарь : небольшие коврики-пазлы.

Разложите коврики на полу в разных местах на расстоянии 30 см друг от друга. Покажите, как нужно перепрыгивать с коврика на коврик. После того как ребенок выполнит задание, попробуйте разложить коврики квадратом, кругом, зигзагом и т. д.

Для усложнения задания можно просить ребенка прыгать на одной ноге, с прихлопами и т. д.

Мостик

Игра помогает развить координацию движений, равновесие и концентрацию внимания

Необходимый инвентарь : скакалка или ремень, небольшие коврики-пазлы,

Коврики раскладываются на полу на расстоянии метра друг от друга. Это островки посреди реки. А ребенок - это отважный путешественник. С помощью скакалки, которую он перекидывает с островка на островок, он прокладывает себе путь на другой берег.

Маленькие силачи

Игра укрепляет мышцы и координирует движения и массы

Необходимый инвентарь : игрушки разного размера

Ребенок должен взять игрушку в руки и поднять ее над головой. Начинать надо с маленьких игрушек. В качестве поддержки взрослый тоже может выполнять это задание, подбадривая его словами:

Мы с Дениской силачи,
Поднимаем кирпичи.
Делаем все очень ловко,
Вот что значит тренировка!

Игрушку можно поднимать одной рукой, затем двумя.

Так постепенно переходите к более тяжелым игрушкам.

Такая простая игра несколько раз в неделю поможет ребенку укрепить мышцы рук.

Вытянем, выгнем

Состояние здоровья имеет огромное значение, а чтобы укрепить детские мышцы, существует масса полезных и веселых упражнений. Сядьте в кресло и вытяните ноги вперед.

Покажите ребенку, как вытягивать носочки вперед и выгибать ступни ног. Напевайте: «Вытянем, выгнем, вытянем, выгнем». Используйте какой-нибудь несложный мотив.

Еще одно хорошее упражнение: расставьте ноги на ширину плеч носками наружу. Согните колени, наклонитесь, а затем распрямитесь.

Напевайте: «Согнемся, распрямимся, согнемся, распрямимся».

Пирамидка

Необходимый инвентарь : кубики.

Число игроков - от 2 до 5. Игроки по очереди ставят кубики один на другой. Проигрывает тот, после кого пирамидка обвалилась.

Дикая прыгающая змея

Дети усаживаются на пол друг за другом, раздвинув ноги. Каждый крепко держит впереди сидящего. Самый первый изображает голову змеи: по его команде змея начинает подпрыгивать, продвигаясь вперед, так, чтобы игроки не отрывались друг от друга. Если все-таки змея упала, то «головой» становится следующий.

Девочка и медведь

Игра способствует формированию правильной осанки, развитию зрительной и слуховой памяти, концентрации и устойчивости внимания

Взрослый говорит: «У девочки маленькие ножки, но бегают они быстро». Ребенок бежит и приговаривает: «Маленькие ножки бежали по дорожке. Маленькие ножки бежали по дорожке».

Затем взрослый говорит: «А у медведя ноги большие, идет он медленно». Ребенок: «Большие ноги шли по дороге. Большие ноги шли по дороге».

В соответствии со словами и ритмом припевки ребенок то бегает, то ходит, создавая образы то быстрого и легкого, то медленного и тяжелого движения.

Быстрее-медленнее

Игра развивает чувство ритма, формирует умение двигаться в разном темпе

Ребенку дают игрушечный руль и объясняют, что он - водитель. Когда взрослый звонит в колокольчик, ребенок должен ехать медленно, когда бьет в ладоши - быстро.

Ребенок «ездит» по комнате то медленно, то быстро.

Подпрыгни до ладошки

Игра развивает ловкость, быстроту реакции и движений

Взрослый протягивает руку над головой ребенка и предлагает ребенку дотянуться до своей ладони рукой, а затем подпрыгнуть повыше - так, чтобы дотянуться до ладони головой. Руку взрослый держит на небольшом расстоянии от головы ребенка. Можно предложить малышу подпрыгнуть и достать рукой игрушку или колокольчик, который взрослый держит.

Индейцы

Необходимый инвентарь : мелки.

На игровом поле чертится круг диаметром 1 метр. Игроки становятся за внешней чертой круга. По команде ведущего они начинают бегать по кругу, не заступая за контур. Как только ведущий скажет: «Стоп!», игроки должны забежать в круг. Проиграл тот, кто окажется за чертой круга или наступит на контур.

Платочки

Необходимый инвентарь : небольшие платочки (можно носовые).

Дети стоят в кругу, у каждого в руках по платочку. Ведущий ходит под музыку по кругу. Как только музыка останавливается, он должен выхватить у кого-нибудь из детей платочек, а они должны успеть спрятать руки с платочками за спину.

Проигравший сам становится ведущим.

Дорожки

Взрослый проводит на игровой площадке разные линии: зигзагом, волной, с прямыми углами, спиралью - это дорожки.

Дети должны бегать по дорожкам друг за другом. Делать сложные повороты, сохраняя при этом равновесие. Бегать по дорожкам нужно точно наступая на линию, не мешая друг другу, не толкая.

Игру можно проводить с любым количеством детей. Длина дорожки может быть произвольной, но не менее трех метров.

Эту игру можно провести как соревнование: нарисовать несколько одинаковых по форме линий, в конце каждой положить, например, мячи. Тот, кто прибежит первым, должен поднять его над головой.

Змейка

Игра помогает ребенку научиться управлять своим телом

С помощью считалки выбирается ведущий. Дети берут друг друга за руки, образуя цепь. Ведущий бежит, увлекая за собой всех участников игры, на бегу описывая разнообразные фигуры: по кругу, вокруг деревьев, скамеек и прочих предметов, делая резкие повороты, перепрыгивая через небольшие препятствия, закручивая змейку, а затем раскручивая ее.

Игроки должны крепко держаться за руки, точно повторять движения ведущего.

Играть в змейку можно в любое время года на просторной игровой площадке, на лужайке, на пляже. Чем больше игроков, тем веселее проходит игра. Чтобы она проходила весело, нужно учить детей придумывать интересные ситуации и движения.

Пустое место

Необходимый инвентарь : мелки.

С помощью считалки выбирается ведущий. Все остальные игроки становятся в круг на расстоянии одного шага друг от друга, очерчивая каждый вокруг себя мелом небольшой кружок.

Ведущий, пробегая по внешней стороне круга, должен коснуться одного из игроков рукой. Задетый ребенок должен бежать в противоположную от ведущего сторону. Кто из них первый добежит до пустого кружка, тот и занимает его, а опоздавший становится ведущим.

Бежать можно только по внешней стороне круга. Стоящие в круге не должны мешать бегающим.

Если игроки прибежали к пустому кружку вместе, то они оба становятся в общий круг и выбирается новый ведущий.

Мячик кверху

Необходимый инвентарь : мяч.

Дети становятся в круг. Выбирается водящий. Он берет мяч и становится в середину круга.

Со словами: «Мяч кверху!» водящий подбрасывает мяч вверх. За это время все остальные дети должны как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стоп!». Все должны остановиться. Водящий кидает мяч и старается коснутся им того ребенка, который стоит ближе всего к нему. Этот ребенок и становится новым водящим.

По правилам игры, если кто-то из детей продолжает двигаться после слов водящего «Стоп!», то он должен сделать три шага в сторону водящего.

Убегая от водящего, нельзя прятаться за деревья.

Мяч с именем

Необходимый инвентарь: мяч.

С помощью считалки выбирается водящий. Все остальные дети становятся в круг на расстоянии одного шага друг от друга.

Водящий выходит в центр круга, называет по имени одного из играющих и бросает ему мяч. Тот, чье имя он назвал, должен поймать мяч и подбросить его три раза вверх, после этого вернуть мяч водящему.

Игрок, не поймавший или уронивший мяч, становится водящим.

Подстенки

Необходимый инвентарь : мяч.

Дети становятся друг за другом, лицом к стене. Первый игрок должен бросить мяч в стену, стоящий за ним ребёнок должен поймать мяч и бросить мяч в стену, третий ребенок ловит мяч и т. д.

Можно усложнять ход игры, например, при броске мяча успеть хлопнуть в ладоши или подпрыгнуть и т. п.

Перебрасывание мяча

Необходимый инвентарь : мяч.

Дети делятся на две команды и становятся за линиями напротив друг друга на расстоянии 1-1,5 метров.

Одному из игроков выдается мяч. Он начинает игру, называя одного из игроков противоположной команды по имени и бросая ему мяч. Тот игрок должен поймать его и перебросить ребенку другой команды, назвав его по имени.

Если играющий не поймал мяч, то он выбывает из игры, а право продолжать игру остается за командой, которая подавала мяч.

Побеждает та команда, в которой осталось больше игроков.

Уголки

Для этой игры нужно нарисовать большой квадрат. Участников должно быть пять человек, один из них выбирается водящим. Остальные дети занимают углы квадрата.

Водящий подходит к одному из игроков и говорит: «Кумушка, дай ключи!». Игрок ему отвечает: «Иди, вон там постучи!».

В это время остальные игроки должны поменяться углами.

Если водящий успеет занять чужой угол, то на его место становится ребенок, который остался без угла.

Кошки-мышки

Вариант 1

Дети могут поднимать и опускать руки, тем самым запуская и выпуская «кошку» и «мышку».

Как только «кошка» поймает «мышку», игра заканчивается и выбирается новая пара участников.

Вариант 2

С помощью считалки выбираются «кошка» и «мышка». Дети встают в круг, держа друг друга за руки. «Мышка» становится в круг, «кошка» остается за кругом.

"Кошка» старается войти в круг и поймать «мышку», но дети опускают руки - «закрывают ворота» перед ней. Она старается пролезть «под воротами», а дети приседают и не пропускают ее в круг.

Если «кошке» удается пробраться в круг, дети «открывают ворота», чтобы дать «мышке» возможность выбежать из круга. А кошку они снова стараются не пропустить.

Когда «кошка» поймает «мышку», то они вместе становятся в круг, дети выбирают новых «кошку» и «мышку».

Если «кошка» долго не может поймать «мышку», то тоже выбирается новая пара.

По правилам, дети могут «открывать ворота» (поднимать руки вверх) только для «мышки».

Кошка и мышка в лабиринте

Игра учит детей пространственной ориентации, маневрированию собственным телом, даёт навыки организации коллективного деиствия

Эта игра - для большого детского коллектива. Дети становятся рядами по 4 - 7 человек и берут друг друга за руки.

«Мышка» от «кошки» убегает между рядами. Как только «кошка» начинает догонять мышку, по сигналу взрослого дети отпускают руки и поворачиваются вправо (или влево), перестраиваются в перпендикулярные ряды. «Кошка» оказывается далеко от «мышки».

Когда «кошка» поймает «мышку», то они становятся в ряды, а дети выбирают новую пару.

Сюрприз

Необходимый инвентарь : моток шпагата, небольшой подарочек.

Во время дневного сна ребенка вы можете приготовить для него игру-сюрприз.

Размотайте моток шпагата или лески по всей квартире, а на конце привяжите какой-нибудь сюрприз. Когда ребенок встанет, расскажите, что путеводная нить приведет его к сокровищу.

Прыжки в длину

В парке можно устроить прыжки в длину. Для этого на землю нужно положить параллельно две палки и постараться перепрыгнуть через обе.

Расстояние между палками следует увеличивать соответственно успехам ребенка.

Самый быстрый

В ходе игры ребенок закрепляет навыки концентрации Внимания, организации, координации движении, научится правильно и быстро одеваться

Хорошо проводить эту игру в небольшом детском коллективе, при желании можно устроить соревнование между ребенком и родителями.

Цель : правильно одеться за определенное время. Учитывая особенности детского развития, на одежде ребенка в этой игре не должно быть замков и пуговиц.

Кто быстрее «пришьет»

Две команды игроков должны на скорость «пришить» всех членов команды друг к другу. Вместо иголки используется палочка, к которой привязана нитка, бечевка.

«Пришивать» можно через поясок, ремешок, лямку, петлю для ремня на брюках.


Игры и упражнения на развитие координации движений

Развитие правильной координации движений, быстроты реакции и ловкости

Для полноценной подготовки ребенка к школе необходимо развивать не только те отделы опорно-двигательной системы, которые обеспечивают полноценное письмо, но важно обеспечить развитие скоординированности движений, двигательной ловкости и активности, являющихся основой полноценного физического развития ребенка. Малоподвижные, двигательно неловкие дети быстрее устают, хуже справляются со школьными нагрузками, чем их подвижные, активные сверстники.

Тест на определение уровня сформированности ловкости

На беговой дорожке (10 м) расстанавливаются 8 кеглей на расстоянии 100 см. Причем расстояние между стартом и первой кеглей, а также между последней кеглей и финишем составляет 150 см.

Инструктор дает детям задание – пробежать как можно быстрее между кеглями и не задеть их. По команде ребенок бежит к финишу. В это время инструктор, находясь на финише, фиксирует количественные показатели. Делаются 2 попытки.

Количественный показатель: время в секундах, затраченное на выполнение задания.

Качественные показатели:

1. Прямолинейность, ритмичность бега.

2. Точность движения (бег без задевания кеглей).

Тест оценки координации движения

Готовятся мячи диаметром 20 см. Инструктор предлагает детям отбивать мяч, не сходя с места.

Количественный показатель: количество бросков и ударов: 35–40.

Качественный показатель : способность поймать мяч согнутыми в локтях руками у груди.

Развитие правильной координации, быстроты реакции, двигательной ловкости и подвижности возможно через применение подвижных игр.

Предлагаемые подвижные игры предназначены для детей различного возраста (от 4,5–5 лет), в них могут участвовать как группы детей, так и члены одной семьи, например дети совместно с родителями. Родители при этом могут также выступать в роли ведущего. Предлагаемые игры удобны тем, что спектр их использования также достаточно широк – от семейных торжеств до организованных занятий. В том числе их можно использовать в групповых занятиях в детском саду и на уроках физкультуры в младших классах школы. Использовать предложенные игры можно как при занятиях с детьми на свежем воздухе, так и в закрытом помещении.

Подвижные игры

Репка

В качестве репки может выступать заранее подготовленный реквизит – перевернутый таз, корзинка и т.п. «Репку» прикрывают куском ткани белого или желтого цвета, сверху посередине ставят сосуд с пучком листьев, цветочный горшок или какой-либо другой атрибут, который изображает ботву от репки. Сосуд драпируют таким образом, чтобы виднелась только зелень.

Подготовив репку, начинают игру.

Дети становятся перед репкой. Предварительно они могут сосчитать количество шагов до репки. Затем детям завязывают глаза, и они идут к репке. Суть игры состоит в том, что дети с завязанными глазами, как правило, не находят репку, их неправильные поиски проходят очень весело для всех присутствующих – как игроков, так и для зрителей.

Выигрывает тот, кто первый нашел репку. Если этого не происходит, то через некоторое время повязка снимается и в игру включаются новые участники.

Если кроме детей в игру включаются и родители, то это создает еще более веселую атмосферу.

Мы – веселые ребята

Участники игры стоят на одной стороне площадки или у стены комнаты. Перед ними проводится черта. Такая же черта проводится на противоположной стороне площадки. Сбоку от игроков, примерно на середине между двумя линиями, находится ловец.

Участники произносят хором:

Мы, веселые ребята,

Любим бегать и играть.

Ну, попробуй нас догнать!

Раз, два, три – лови!

После слова «лови» участники перебегают на другую сторону площадки, а ловец догоняет бегущих. Тот, кого он поймает (дотронется), прежде чем бегущий перебежит за черту у противоположной стороны площадки, считается пойманным и садится возле ловца. После двух-трех перебежек сосчитывают пойманных и выбирают нового ловца.

Хитрая лиса

Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга очерчивается «дом лисы». Участники закрывают глаза, а ведущий обходит круг за спинами участников и дотрагивается до одного из играющих, который и становится «лисой». Затем ведущий предлагает игрокам открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них «хитрая лиса»? Не выдаст ли она себя чем-нибудь?

Играющие три раза (с небольшими промежутками) спрашивают сначала тихо, а затем громче: «Хитрая лиса, где ты?» При этом все смотрят друг на друга.

Когда все играющие (в том числе и «хитрая лиса») в третий раз спрашивают: «Хитрая лиса, где ты?» – «лиса» быстро выскакивает на середину круга, поднимает руку и говорит: «Я здесь!» Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного, то есть того, до кого «лиса» дотронулась, она отводит в свой «дом». Играющий, выбежавший за пределы площадки (круга), считается пойманным.

После того как «лиса» поймала двух-трех участников, ведущий командует: «В круг!» Играющие снова образуют круг, и игра возобновляется.

«Лиса» начинает ловить игроков только после того, как играющие в третий раз хором спросят: «Хитрая лиса, где ты?» – а «лиса» ответит: «Я здесь!» Если «лиса» выдала себя раньше, то она считается проигравшей, и в этом случае ведущий выбирает новую «лису».

Соня

Игроки встают в круг. Путем жеребьевки (или считалочки) выбирают «соню». «Соня» становится в центр круга. Ему завязывают глаза. Все остальные игроки по одному стараются незаметно приблизиться к нему, дотронуться до него рукой и сказать: «Проснись, соня!»

Если «соня2 почувствует, что к нему кто-то приближается, и первым коснется того рукой, то пойманный занимает место «сони».

Если же игрок сумел незаметно приблизиться к «соне», то он получает одно очко. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество очков.

Ревнивые куры

Игроки выстраиваются в две шеренги – это «цыплята». Впереди каждой цепочки встает «курица». Цепочка выстраивается напротив другой цепочки По знаку ведущего «курицы» стараются дотронуться до «цыплят» из другой цепочки и, одновременно, защитить «цыплят» своей стороны. «Цыпленок», до которого дотронулась «курица» другой цепочки, переходит в ее цепочку. Побеждает та «курица», у которой в конце игры оказывается больше «цыплят».

Волшебное слово

Участники становятся в круг. Ведущий спрашивает, все ли помнят волшебное слово «пожалуйста». Начинается игра. По команде ведущего игроки вслед за ним повторяют различные движения. Перед каждой командой ведущий повторяет волшебное слово «пожалуйста»: «Пожалуйста, присядьте», «Пожалуйста, руки на пояс» и т.п. Игроки выполняют все эти команды.

В том случае, если ведущий не сказал волшебное слово, выполнять команду не нужно. Тот из игроков, который ошибся, должен войти в круг и выполнить какое-нибудь задание – рассказать стишок, спеть, прыгать и т.п.

У медведя во бору

В «берлоге» (под кустом, в углу комнаты и т. д.) находится «медведь». Участники с корзинами в руках «собирают грибы и ягоды» и произносят: «У медведя во бору грибы-ягоды беру», повторяя это несколько раз. Ведущий через некоторое время произносит: «А в берлоге медведь сидит и на нас рычит, рычит...» «Медведь» начинает рычать и вылезает из «берлоги». При виде его игроки разбегаются. «Медведь» гонится за ними и старается кого-нибудь поймать. Пойманный становится «медведем».

Где часы?

Число играющих не более четырех. Играющие выстраиваются шеренгой возле стены. У всех участников игры, кроме ведущего, завязаны глаза. Ведущий прячет в каком-то месте будильник. Игроки начинают прислушиваться к тиканью часов и осторожно идут в то место, где в данный момент находятся часы. Ведущий незаметно и бесшумно 2–3 раза за игру меняет место, где спрятаны часы. Первый их игроков, которому удается приблизиться к часам на расстояние менее метра, получает очко. Выигрывает тот, кто набирает большее число очков.

Кошка и мышка

У двоих детей завязывают глаза. Один из них – «кошка», другой – «мышка». Дети стоят у стола, одной рукой держась за край. «Кошка» ищет «мышку», то есть по команде они начинают двигаться вокруг стола – «мышка» стремится убежать, «кошка» – догнать. Отпускать руку, которой игроки придерживают край стола, нельзя. Ведущий засекает время. Если за три минуты «кошка» поймала «мышку» – она выиграла, если нет – то выиграла «мышка».

Коршун и перепелки

Число участников не менее пяти. Все участники становятся в круг. Граница круга очерчивается. Выбирают одного «коршуна». Остальные – «перепелки». «Коршуну» завязывают глаза. «Коршун» должен поймать одну из «перепелок». «Перепелки» стараются не попасться «коршуну». Они прыгают, неслышно переходят на другую сторону круга, но выйти за пределы круга не имеют права. Если «коршун» поймает «перепелку», то она становится «коршуном».

Отвечай быстро

Участники выстраиваются в круг или шеренгу. Ведущий бросает кому-то из них мячик и называет какой-нибудь цвет: например зеленый. Тот, кому бросили мячик, должен назвать предмет этого цвета: например трава или огурец. И так игра повторяется. Участники, которым ведущий бросает мячик, выбираются в случайном порядке из числа играющих.

Игру можно разнообразить, выбрав за основу не цвет, а качество или форму предмета: круглый, квадратный, деревянный, горячий и т.п.

Остров пиратов

Очерчивается круг. Это пиратский остров. Все игроки встают вне круга. Участники не имеют права отходить от круга более чем на два шага. По команде ведущего все участники стараются втолкнуть друг друга в круг. Кто обеими ногами встал внутрь круга, то должен там остаться, но он может также втягивать в круг других участников. Игра заканчивается, когда большинство участников оказываются внутри круга. Те, кто остается вне круга, – выиграли.

Перетяг

1 вариант

Все участники делятся на две равные по численности и силе команды. Игроки каждой команды, сцепившись локтями, образуют две цепочки. Впереди цепи ставят наиболее сильных и ловких игроков – заводных. Став друг напротив друга, заводные обеих команд тоже сцепляются согнутыми в локтях руками и тянут каждый в свою сторону, стараясь разорвать цепь противника либо затянуть ее за обусловленную линию. Выигрывает та команда, которой это удается.

2 вариант

Перед началом игры все участники делятся на пары таким образом, чтобы к каждой паре были игроки примерно равные по силе и весу. Каждая пара получает прочную палку около метра длиной. Участники каждой пары садятся друг против друга, и каждый берется за конец палки. По сигналу ведущего каждый игрок тянет соперника на себя. Побеждает тот, кто сумеет повалить на себя соперника или хотя бы заставит его оторваться от земли. Игра требует как силы, так и ловкости.

Волки во рву

Обозначается «ров» – пространство между двумя параллельными линиями шириной примерно в метр. Выбираются «волки» – два-три игрока, остальные игроки – «овцы». «Волки» забираются в «ров», а «овцы» пасутся по обеим сторонам рва. Время от времени «овцы» должны перепрыгивать с одной стороны рва на другую. Задача «волков» – поймать «овцу» (дотронуться). Если «волк» дотронулся до «овцы», то он получает очко. Но после этого «овцы» продолжают игру. Через некоторое время назначаются новые «волки». В конце игры определяется победитель путем подсчета набранных очков.

Лошадки

Игроки делятся на две равные по количеству игроков команды. На земле проводится черта. Команды встают по разные стороны от черты. Путем жеребьевки определяется, какая из команд будет «лошадками», а какая «кучерами».

«Лошадки» крепко берутся за руки, подходят к черте и говорят хором: «Та-ра-ра, та-ра-ра, ушли кучера со двора».

После этого «лошадки» разбегаются, а «кучера» их ловят. Чтобы «кучера» знали, кого надо ловить, «лошадки», пока их не поймают, должны все время звонко цокать языком: «Цок-цок-цок!»

После того как «кучера» переловили всех «лошадок», игроки меняются ролями.

Колокольчик

В эту игру участники играют по очереди. Играющему дается колокольчик на длинной нитке. Надо пройти определенный отрезок пути или подойти к назначенному месту так, чтобы колокольчик не зазвонил.

Бег с картошкой

Каждому из игроков дается ложка, в которой лежит картофелина. Задача – как можно скорее пробежать до черты и обратно, не уронив картошку. Если во время бега картошка падает, то игрок может ее поднять и положить обратно в ложку и продолжить бег. Выигрывает тот из игроков, который добежал первым. Для усложнения задачи можно выбрать не прямой путь, а бег по извилистой дорожке или с небольшими препятствиями.

Чужеземцы

Игроки разделятся на две команды и встают друг против друга на расстоянии 5–6 метров. На расстоянии 10–11 метров проводится еще одна черта – «страна», откуда прибыли «чужеземцы». Начинает команда «чужеземцев». Делая шаг в сторону противников, они произносят: «Мы прибыли». Команда противников спрашивает: «Откуда прибыли?» «Из Японии (Венгрии, Италии, Америки и т.д.)». Команда противников: «А какая у вас профессия?» В ответ на этот вопрос команда «чужеземцев» должна без слов, только мимикой и жестами, показать, чем они занимаются. Смысл игры заключается в том, что участники пытаются передать те характерные жесты и ситуации, которые существуют в каждой профессии. Команда противника пытается отгадать профессию «чужеземцев». Как только профессия отгадана, «чужеземцы» пускаются бежать в свою «страну», а противники их преследуют. Тот, кого поймают прежде, чем он успеет добежать до своей линии, становится «пленником». Затем роли меняются. Игра повторяется несколько раз. Та команда, которая набрала наибольшее количество пленников, выигрывает.

Эстафета

Игроки разделяются на две команды. Каждая команда в свою очередь разделяется на пары. У каждой команды должен быть большой надувной мяч. Отмечается линия старта, длина забега (5–7 метров) и точка поворота, там, где игроки должны повернуть в обратную сторону. Например, втыкаются в землю две палки. Игроки каждой команды выстраиваются попарно у линии старта. Пары стоят плечом к плечу.

1 этап эстафеты. По сигналу ведущего пары каждой команды бегут до поворота и обратно, зажав мяч между головами. Если мяч падает, то его можно поднять, снова зажать между головами играющих пар и продолжить забег. Вернувшись на линию старта, игроки передают «эстафету» следующей паре своей команды.

2 этап эстафеты. Игроки пробегают ту же дистанцию, но уже лицом друг к другу, зажав мяч между лбами.

Катушка

Для этой игры заготавливаются две катушки с ниткой между ними. Длина нитки 3–5 метров. Краской отмечают середину нитки. Игроки встают друг напротив друга и берут в руки по катушке от разных концов нитки, затем расходятся как можно дальше друг от друга, чтобы нитка была хорошо натянута. По команде ведущего игроки начинают быстро наматывать нитку на катушку навстречу друг другу. Выигрывает тот, кто быстрее дойдет до середины.

Птичий рынок

Играют 6–7 человек. Один – «продавец», другой – «покупатель», остальные – «цыплята». «Цыплята» садятся на корточки и обхватывают руками колени.

«Покупатель» подходит к «продавцу» и спрашивает: «Есть в продаже цыплята?» – «Есть». – «Можно посмотреть?» – «Можно». «Покупатель» заходит сзади «цыплят», по очереди дотрагивается до них и говорит: «Этот мне не нравится, этот слишком тощий, этот слишком маленький... А вот этого я возьму».

«Продавец» и «покупатель» поднимают выбранного «цыпленка» за оба локтя в воздух, раскачивая, приговаривают: «Хороший цыпленок, не расцепляет рук, не смеется».

Задача «цыпленка» – сохранять серьезность и не расцеплять рук. Если он начинает улыбаться, смеяться, расцепляет руки – выбывает из игры.

Дед Мороз

По считалке или по жеребьевке выбирается Дед Мороз. Участники разбегаются по площадке, Дед Мороз гонится за ними и старается дотронуться до них, то есть «заморозить». «Замороженный» должен остановиться в той позе, в которой его «заморозили». Игра заканчивается, когда будет «заморожено» определенное количество игроков (по уговору). Затем выбирают нового Деда Мороза, и игра повторяется.

Ветер и флюгера

Играющие стоят шеренгами. Они – «флюгера». Ведущий встает перед ними. Он напоминает игрокам, где находится север, юг, запад и восток. Затем начинается игра. Ведущий говорит: «Ветер дует с востока». Все «флюгера» должны повернуться лицом на запад. «Ветер дует с юга». «Флюгера» поворачиваются на север. «Буря!» Все кружатся на месте. «Штиль!» Все замирают. Игра проходит в убыстряющемся темпе. Неправильно двигающиеся «флюгера» платят «штраф».

Челночок

Все участники игры встают парами лицом друг к другу и берутся за руки. Это «ворота». Начиная с последней пары, все участники по очереди пробегают или проходят под «воротами», держась за руки, и встают впереди. Пробежать нужно так, чтобы не задеть «ворота». Задевшая «ворота» пара выбывает из соревнования, но продолжает участвовать в игре как «ворота».

Игра повторяется несколько раз. Каждый раз высота ворот меняется. В начале игры участники держат руки на уровне плеч, а в конце – на уровне пояса. Чем ниже «ворота», тем сложнее под ними проходить. Игра заканчивается, когда все пары проходят под самым низкими «воротами».

Игру можно усложнить таким образом: участники, пробегая под «воротами» должны проносить различные предметы – ведерко с водой, шарик в ложке и т.п.

Дорожки

На земле проводят «дорожки» – разные по форме линии, содержащие сложные повороты. Длина дорожки должна быть не менее трех метров. Участники бегают по дорожкам, делая сложные повороты и сохраняя при этом равновесие. Бегать нужно, точно наступая на линию и не наталкиваясь на впереди бегущего.

Игру можно проводить как соревнования. Для этого рисуют несколько одинаковых по форме дорожек, расположенных параллельно друг другу, как на стадионе, и участники по команде ведущего бегут по дорожкам наперегонки. Побеждает тот, кто прибежал первым.

Уголки

Участвует пять человек. На земле рисуется большой квадрат. Путем жеребьевки или считалочки выбирается водящий. Четыре участника встают в углы квадрата. Водящий подходит к одному из участников стоящих в углу и говорит: «Кумушка, дай ключи». Игрок отвечает: «Иди вон там постучи». При этих словах остальные игроки перебегают из угла в угол. Задача водящего – успеть занять какой-нибудь пустой угол. Если ему это удается, то водящим становится игрок, оставшийся без угла, и игра повторяется.

Петушки

Участники разбиваются на пары и встают друг от друга на расстоянии 3–5 шагов. Пары изображают дерущихся петушков – прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Толкаться руками запрещено. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, – выбывает из игры. Победители из разных пар объединяются и продолжают игру. Перед началом игры участники договариваются, как они будут держать руки – за спиной, на поясе, поддерживать колено согнутой ноги или они должны скрестить руки на груди.

«Бой петушков» можно проводить также в приседе, руки при этом лежат на коленях.

Кучера и лошадки

Участники игры делятся на тройки – две «лошадки» и один «кучер», который ведет их сзади за «вожжи» – ленточки. Ведущий по ходу игры подает различные команды, а «кучер» следит, чтобы «лошадки» правильно их выполняли. Ведущий, в свою очередь, следит, чтобы «кучер» не пропустил ошибку «лошадок». За это «кучер» получает штрафные очки (или отдает фант, который в конце игры должен выкупить – прочитать стишок, спеть и т.п.). В ходе игры «лошадки» идут шагом, бегут рысью, скачут галопом, поворачивают направо, налево, стоят на месте и т. д. По команде ведущего «Лошадки, в разные стороны!» «кучер» отпускает «вожжи», и «лошадки» быстро разбегаются в разные стороны. По команде «Лошадки, найдите своего кучера!» «лошадки» как можно быстрее возвращаются к своему «кучеру». По команде «Кучер, найди своих лошадок!» «кучер» собирает вместе свою пару «лошадок». При повторении игры в каждой тройке «кучер» меняется.

Речь - такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется произнести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе. И.М.Сеченов писал, что «…всякое ощущение по природе смешанное… К нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими».

О важной роли двигательного анализатора в развитии высших психических функций человека утверждали В.М. Бехтерев, Л.В.Нейман и Выготский Л.С. Они обратили внимание педагогов на взаимосвязь речи и движения и выделили следующие цели ритмического воспитания: выявить ритмичные рефлексы, приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые, зрительные), установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных детей и растормозить заторможенных, урегулировать неправильные и лишние движения.

Опыт нашей работы построен на основе программы под редакцией Л.А.Головчиц «Воспитание и обучение глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста» и методических разработок Т.М.Власовой, А.Н.Пфафенродт «Фонетическая ритмика» ; Н.Д.Шматко, О.О.Новиковой «Речевая ритмика для малышей» .

Даже незначительное снижение слуха, наступившее в раннем детстве, отрицательно сказывается на формировании речи ребенка, а при глухоте без специального обучения словесная речь вообще не появляется. Устная речь детей с нарушением слуха, как известно, характеризуется не только большим количеством дефектов в произношении звуков речи, но и нарушением ритмико-интонационной ее стороны. А для общения с окружающими важно, чтобы речь глухого была фонетически внятной, чтобы его произношение было максимально членораздельным и естественным, т.е. чтобы в его устной речи присутствовали и были отчетливо противопоставлены друг другу все элементы фонетической системы языка: звуки, словесное ударение, интонация.

Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.

Одной из важнейших характеристик речи является ее темп и ритм. Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам он является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиению.

При нарушенном слухе у детей наблюдается отставание не только в речевом, но и в двигательном развитии, следовательно, работая со слабослышащими детьми над речью, целесообразно проводить упражнения на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности детей: НОД, прогулки, режимные моменты, утренняя гимнастика, музыкальные занятия, занятия по физической культуре.

Основной целью использования игр на координацию речи с движением у детей с нарушениями слуха является - преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением, а также, формирование понятной, наиболее приближенной к естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной.Их практическое применение направлено на решение следующих задач:
- формирование умения изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр, без грубых отклонений от нормы;

Формирование умения воспроизводить речевой материал в заданном темпе;
- развитие навыка восприятия, различения и воспроизведения различных ритмов;

Развитие физиологического и речевого дыхания, слитности речи;
- развитие координации общих движений и тонких движений пальцев рук;

Формирование умения ориентировки в пространстве и собственном теле;

Активизация речевых процессов;

Воспитание умения работать сообща в коллективе.

В процессе практической работы нами были разработаны и апробированы циклы игр для совместной деятельности взрослого и детей, которые проводятся с проговариванием стихотворных текстов, и повторением разученных упражнений общего характера; включаются в различные виды детской деятельности.

Специфика работы в нашей группе предполагает тесное сотрудничество с учителем – дефектологом и другими специалистами (воспитателем по ИЗО, музыкальным руководителем, психологом) и такая преемственность в работе позволяет добиться положительных результатов.

Дети научились легко, раскованно выполнять такие виды движений, как ходьба, переходы от быстрой ходьбы к медленной и наоборот; бег, повороты туловища вправо и влево, наклоны; движения рук в стороны, вверх, вниз, вперед, чередование рук в различных движениях; топанье, хлопки. Научились выполнять движения в том или ином ритме. Конечно, первое время такие упражнения проводятся совместно – ребенок действует по подражанию взрослому и в заданном им темпе и ритме. Двигательная свобода детей, умение их ритмично и легко двигаться, быть гибким положительно сказываются и на произношении.

Использование в деятельности всех специалистов группы упражнений на координацию речи с движением помогает создавать условия для проведения планомерной работы с опорой на сохранные виды восприятия для более успешного обучения ребенка с нарушениями слуха. Их коррекционная направленность предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций. Во время проведения НОД учителем - дефектологом замечено, что при совокупности движений тела и речевых органов происходит снятие напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с недостатками слуха. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Применение игр на координацию речи с движением помогло достигнуть следующих результатов:

Улучшение уровня произношения ребенка с нарушениями слуха;

Повышение уровня положительного настроя, уровня общения детей со сверстниками;

Формирование умений подражательных действий, ориентировки на общий ритм движений, воспроизведения движений по образцу и умений моделирования действий по аналогии;

Повышение уровня самооценки детей, произвольной регуляции поведения и развитию межличностных отношений; коллективных навыков поведения.

Регулярное использование, повторение упражнений, игр на координацию речи с движением положительно повлияло на развитие внимания, мышления, памяти, оказало благоприятное влияние на развитие речи слабослышащего ребенка.

Игры на координацию речи с движением

Физкультурная пауза «МЕДВЕДЬ»

Координация речи с движением, развитие ловкости, речевого дыхания.

«СОЛНЫШКО»

Развитие мелкой моторики, координации речи и движений.

Солнышко, солнышко

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,

Прилетели сто грачей,

А сугробы тают, тают,

А цветочки подрастают.

Дети идут друг за другом по кругу, держась за руки.

Дети протягивают по очереди руки вперед.

Дети разводят руки в стороны и прижимают их к сердечку.

Делают волнообразные движения вытянутыми вперед руками.

Руки в стороны, имитируют взмахи крыльев.

Дети медленно приседают.

Поднимаются на носочках и тянутся вверх.

«СНЕЖИНКИ»

Координация речи с движением, развитие воображения

«СНЕЖОК»

«САД»

«ДЕРЕВО»

«ГРЯДКА»

Я давно ждала весну

У меня свои дела

Мне участок в огороде

Нынче мама отвела,

Я возьму свою лопатку

Я пойду, вскопаю грядку

Мягкой грядка быть должна

Это любят семена показывают,

Посажу на ней морковку

И редиску. А с боков

Будут кустики бобов.

дети идут по кругу, взявшись за руки

меняют направление движения

останавливаются, показывают, как копают

как рыхлят грядку граблями

Идут по кругу, изображая, что разбрасывают семена.

«СЕРЕНЬКИЕ ПЕРЫШКИ»

«ДОМ»

«ШОФЕР»

«МАШИНА»

«НОЖКИ»

«МЯЧИК»

Развитие общей моторики, чувства ритма, умения прыгать на носках. Координация речи с движением.

«МЕДВЕЖАТА»

«МЫ ШАГАЕМ»

По тропинкам мы шагаем так!

По тропинкам мы шагаем так!

По дорожкам мы шагаем,

Ножки выше поднимаем,

Ножки выше поднимаем так!

Если лужа – перепрыгним так!

А потом назад вернемся,

И друг другу улыбнемся,

Вместе все покружимся вот так!

Дети выполняют шаги на месте.

Шагают на месте, высоко поднимая колени и одновременно размахивая согнутыми в локтях руками.

Слегка наклоняют корпус вперед, широко разводят руки в стороны, затем выполняют прыжок вперед.

Делают 4 шага назад.

Поворачиваются друг другу и улыбаются.

Кружатся на месте.

«ТУЧКА»

«СОЛНЫШКО»

«ЦЫПЛЯТА И КОТ»

«ПАРК АТТРАКЦИОНОВ»

Список литературы:

  1. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций [Текст]/ Л.С.Выготский. – М.: АПН РСФСР, 1960. – 171 с.
  2. Власова, Т. М. Фонетическая ритмика [Текст]/ Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт. – М.: Учебная литература, 1997. – 376 с., ил.
  3. Головчиц, Л. А. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста [Текст]/ программы для специальных дошкольных учреждений /Л. А. Головчиц, Л. П. Носкова, Н. Д. Шматко. – М.: Просвещение, 1991. – 157с.
  4. Зенина, Т. Экологическое воспитание детей раннего возраста [Текст]/ Т. Зенина // Дошкольное воспитание 2005. № 7 с. 16 – 26.
  5. Игнатовская, А. Как работают в «Жемчуженке?» [Текст] / А. Игнатовская // Дошкольное воспитание 2006. № 10 с. 32 – 39.
  6. Сайкина, Е. Г., Фрилева, Ж. Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! [Текст] / Е. Г. Сайкина, Ж. Е. Фрилева // Сборник физических упражнений для дошкольников школьников: Учебно-методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 128с.
  7. Сорокина, Н. Музыка и дети [Текст] / Н. Сорокина // Дошкольное воспитание 2002. № 7 с. 101-115.
  8. Шматко, Н.Д. Речевая ритмика для малышей [Текст] /Занятия с глухими и слабослышащими детьми 2-3 лет. – М.: Советский спорт, 2003. – 68 с.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!