Спортивные игры для школьников. Игры на уроках физкультуры в начальной школе Подвижные игры для детей на уроке

Пятнашки

Пятнашки — одна из самых популярных игр. Играющие разбегаются по площадке, а пятнашка (водящий) их ловит. Тот, кого он запятнает, становится «пятнашкой». В эту игру можно внести ряд дополнительных правил и усложнений, тогда она станет еще интересней. Вот некоторые из них:

1. Если пятнашка гонится за кем-либо из играющих, а ему пересекает дорогу другой играющий, то он обязан погнаться за тем, кто пересек дорогу.

2. Пятнашка может запятнать только бегущего игрока. Стоит убегающему присесть — и он уже в безопасности.

3. Играющий может спастись от пятнашки, если станет возле дерева и обнимет его руками.

4. Пятнашка не может запятнать того игрока, который в минуту опасности возьмется за руки с другим играющим.

5. Пятнашка не может пятнать игроков, стоящих на одной ноге и держащих другую ногу, отведенную назад, двумя руками.

6. Все играющие, кроме пятнашки, имеют за поясом по ленточке. Пятнашка, догоняя убегающего, вытягивает у него ленту и затыкает ее себе за пояс. Оставшийся без ленты становится пятнашкой, поднимает руку и говорит: «Я — пятнашка!»

7. Двое играющих держат в руках скакалку (за концы) и бегут вдвоем. Запятнанный сменяет пятнашку.

8. Пятнашка получает мяч и бросает его в убегающего. Тот, в кого он попадет, становится пятнашкой, но если водящий промахнется, любой игрок может поднять мяч с земли и начать перебрасываться с другими игроками. Чтобы вновь овладеть мячом, пятнашка должен его отобрать (перехватить) или запятнать игрока в момент, когда он держит мяч.

9. Площадку делят на два, три и даже четыре участка. На каждом участке свой пятнашка (они должны иметь отличительные знаки). Остальные играющие могут бегать по всей площадке. На каждом участке чертят по одному кружку, это — дом для отдыха игроков, уставших от бега. Игрок, которого коснулся пятнашка, становится водящим только на том участке, где он был настигнут.

10. Если играющих немного, можно предложить такой вариант игры. Из числа играющих один выбирается пастухом, два — волками и 4—5 — овцами. Волки стараются осалить овец, а пастух — волков. Осаленные выходят из игры. Пастух выигрывает, если осалит двух волков, волки — если осалят всех овец.

Салки в два круга

Участники игры образуют два круга: один — внутренний, другой — внешний. Оба круга двигаются в противоположных направлениях. По сигналу руководителя они останавливаются, и все игроки внутреннего круга стараются осалить игроков внешнего круга (т. е. дотронуться до кого-либо рукой) раньше, чем они успеют присесть. Пойманные встают во внутренний круг, и игра начинается сначала. Игра заканчивается, когда во внешнем круге останется мало игроков (5—6 человек).

Ловушка

Ребята образуют три больших круга. Всем стоящим во внутреннем круге раздают бумажные шапочки (козырьки, кокошники). Взявшись за руки, ребята с песней движутся по кругу, наружные круги в одну сторону, а внутренний — в другую. Неожиданно раздается свисток, по которому игроки двух наружных кругов попарно берутся за руки, стараясь взять в кольцо кого-ни- будь из игроков внутреннего круга. Если игрок из внутреннего круга успел присесть, его не трогают. У тех же, кто попался в ловушку, отбирают шапочку. Так игра проводится несколько раз. Все ребята, которым удалось сохранить свои шапочки, считаются победителями.

Коршун и наседка

В игре участвуют 10—12 ребят. Один из играющих выбирается коршуном, другой — наседкой. Все остальные — цыплята, они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держатся за друга, а стоящий впереди — за наседку.

Коршун становится в трех-четырех шагах от колонны. По сигналу руководителя он старается схватить цыпленка, стоящего последним. Для этого ему нужно обогнуть колонну и пристроиться сзади. Но сделать это нелегко, так как наседка все время поворачивается лицом к нему и преграждает путь, вытянув в стороны руки, а вся колонна отклоняется в противоположную от него сторону.

Игра продолжается несколько минут. Если за это время коршуну не удастся схватить цыпленка, выбирают нового коршуна, и игра повторяется.

Охотник и сторож

Из числа играющих выбираются охотник и сторож. Сторож становится посередине площадки. Возле него чертят круг диаметром в 2 м. Остальные играющие (звери) разбегаются по площадке в разных направлениях. Охотник гонится за ними, стараясь кого-либо запятнать. Пойманные отводятся в круг под охрану сторожа. Их можно выручать. Для этого достаточно ударить стоящего в кругу по вытянутой им руке (переходить за линию круга пойманные не могут). Но если сторож или охотник запятнают выручающего, он сам отправляется в круг.

Вырученные звери убегают и присоединяются к остальным. Игра прекращается по усмотрению руководителя.

У медведя во бору

Все играющие стоят, свободно группируясь на одной стороне площадки, на противоположной стороне проводится линия — опушка леса. За линией, в двух- трех шагах от нее, находится берлога медведя.

Играющие подходят к медвежьей берлоге и начинают делать движения, имитирующие сбор ягод, грибов, и в то же время все вместе приговаривают:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит.

Когда дети произнесут последнее слово — «рычит», медведь с рычанием выскакивает из берлоги и старается кого-нибудь поймать. Пойманного он отводит в берлогу. Игра кончается, когда будут пойманы трое- пятеро.

Шалунишки

На двух противоположных сторонах площадки чертят линии, сбоку ставят несколько стульев. Это — дом водящего. Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и произносят:

Мы, детишки-шалунишки,

Любим бегать и скакать.

Ну, попробуй нас поймать!

Раз, два, три — лови!

После слова «лови» все перебегают на противоположную сторону площадки. Водящий должен поймать кого- либо из бегущих прежде, чем он переступит вторую линию. Пойманный садится на стул в доме водящего. Затем дети снова читают стихи и перебегают площадку в обратном направлении. После двух-трех раз подсчитывают, сколько детей поймано, выбирают нового водящего и игра повторяется.

Воробьи-попрыгунчики

На полу или на площадке чертят круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих — кот, он помещается в центре круга, остальные играющие — воробышки становятся за кругом, у самой черты. По сигналу руководителя воробышки начинают впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а кот старается поймать кого-либо из них в тот момент, когда он находится внутри круга. Тот, кого поймали, становится котом, а кот — воробышком, и игра повторяется.

В дальнейшем можно установить правило: впрыгивать и выпрыгивать только на одной ноге.

Второй лишний

Играющие образуют круг, став на расстоянии двух шагов друг от друга. Два игрока находятся вне круга, один из них ловит другого. Убегающий может в любой момент встать впереди любого из игроков, и тогда тот, кто оказывается позади, становится убегающим. Бегать можно как внутри, так и снаружи круга. Если догоняющий запятнает убегающего, то они меняются ролями.

Если играющих много, они становятся по кругу парами, в затылок друг другу. В этом случае убегающий становится впереди любой из пар, а оказавшийся третьим убегает (в этом варианте игра называется «Третий лишний»).

В игре можно установить и другое правило. Тот, кто оказывается лишним, не убегает, а становится догоняющим, а тот, кто догоняет, — убегающим.

Успей занять место

Играющие образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий занимает место в центре круга. Он громко называет два каких-либо номера. Вызванные номера должны немедленно поменяться местами. Воспользовавшись этим, водящий старается опередить одного из них и занять его место. Если ему это удастся, то тот, кто останется без места, идет водить.

Номера, присвоенные участникам в начале игры, не должны меняться, когда тот или иной из них временно становится водящим.

Найди себе пару

Играющие становятся попарно в один общий круг. Водящий находится в середине круга. По команде руководителя «Лицом к лицу!» игроки в каждой паре поворачиваются лицом друг к другу, потом следует команда «На место!». По команде «Спиной к спине!» они становятся друг к другу спиной. По команде «Меняйтесь в парах!» каждый ищет себе другого партнера. В это время водящий старается стать с кем-нибудь в пару. Тот, кто останется без пары, становится водящим.

Челнок

Перед началом игры все участники должны встать в круг. В одном месте круг разомкнут. Отсюда начинается игра. Из числа играющих выделяются двое: один — догонялка, другой — челнок. Остальные участники игры поднимают руки, образуя воротца. К началу игры в первых воротцах стоит догонялка, а во вторых — челнок. По свистку руководителя игра начинается. Челнок бежит змейкой по кругу, не пропуская ни одни воротца, а догонялка со жгутом в руках неотступно преследует его. Если догонялка успеет догнать челнок прежде, чем он дойдет до конца круга, то сам становится челноком, а прежний челнок, осаленный им, идет в конец круга и образует новые воротца. Если же челнок не будет настигнут раньше, чем проскочит последние воротца, то он получает жгут и становится догонялкой, а челноком становится очередной игрок из круга.

Колесо

Играющие делятся на несколько групп по 6—8 человек в каждой и выбирают водящего. На земле чертят круг диаметром 2 м. Каждая группа выстраивается по одному в затылок друг другу. Группы становятся лучеобразно, как спицы в колесе, лицом к центру круга, на одинаковом расстоянии друг от друга. Первый игрок в каждой цепочке стоит на линии круга. Водящий становится в стороне.

Водящий бежит вокруг колеса, становится в затылок последнему игроку в какой-либо спице и салит его. Тот передает удар стоящему перед ним и т.д. Когда первый в спице игрок получает удар, он кричит: «Есть!», бежит вдоль своей колонны, выбегает за колесо, обегает его снаружи и возвращается на свое место. Все игроки его спицы (и водящий) бегут за ним, стараясь обогнать друг друга. Игрок, оказавшийся в спице последним, становится водящим.

Лабиринт

Из числа играющих выбираются двое: убегающий и догоняющий. Остальные становятся в колонну по пять человек и размыкаются на длину вытянутых рук. Затем все поворачиваются направо и опять размыкаются, разведя руки в стороны. Между играющими, таким образом, образуются как бы параллельные коридоры, направление которых меняется и зависит от того, в какую сторону они повернуты.

В одном из коридоров находится убегающий, его преследует догоняющий. Передвигаться они могут только вдоль коридоров, подлезать под руки нельзя.

Руководитель уславливается с участниками игры, что всякий раз, когда он подает сигнал, все поворачиваются направо и вновь вытягивают в стороны руки. Благодаря этому убегающий и догоняющий могут неожиданно оказаться в разных коридорах. Если догоняющему удастся осалить убегающего, они меняются ролями. После этого выделяется новая пара и игра продолжается.

Зверюшки, навострите ушки

Ребята стоят в кругу, взявшись за руки. Руководитель проходит по кругу и разъединяет его в нескольких местах. Из образовавшихся звеньев создаются маленькие кружки (домики) заек, белок, лисят, мишек.

Под музыку руководитель проходит мимо зверят, стоящих в домиках, и предлагает им следовать за собой. Белки передвигаются быстро, семеня ногами, зайцы — мелкими прыжками, мишки — тяжело ступая, переваливаясь с ноги на ногу, лисята — мягкой, вкрадчивой походкой. Образовав общий круг, все пляшут.

Неожиданно руководитель подает команду «Охотники идут!». Зверята бросаются на свои места и стараются как можно быстрее образовать кружки (домики). Группа, которая это сделает быстрее других, выигрывает.

Ребята становятся в круг, в середину которого входит водящий. Ему завязывают глаза. Играющие идут по кругу вслед за руководителем, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные), затем останавливаются и говорят:

Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы встали.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя — узнай!

Руководитель молча указывает на одного из играющих, который восклицает: «Узнай, кто я!» Водящий должен назвать его имя. Если он угадал, узнанный становится водящим, если ошибся, игра повторяется. Когда ребята начнут различать голоса товарищей, можно разрешить им изменять свой голос, чтобы усложнить игру.

Поймай и попади

Участники игры (15—20 человек) становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Кто-либо из играющих получает волейбольный мяч и отбивает его другому игроку. Тот таким же способом передает мяч дальше, и так до тех пор, пока кто-нибудь неумело отобьет или примет мяч. Этот игрок становится водящим. Все играющие разбегаются по площадке. Водящий должен как можно скорее поднять мяч и крикнуть: «Стоп!» Все должны немедленно остановиться и стоять неподвижно там, где их застала команда. С того места, где был поднят мяч, водящий бросает его в одного из игроков. Тот, в кого целятся, не имеет права сходить с места, но может уклоняться от удара (пригибаться, приседать и т.д.). Если водящему удастся попасть в кого-нибудь, считается, что он отыгрался. Все возвращаются на свои места, и игра продолжается.

Если водящий промахнется, то бежит за мячом опять, а все разбегаются. Взяв мяч, водящий снова кричит: «Стоп!», и старается осалить кого-либо из играющих. Осаленный игрок становится новым водящим. Игра повторяется.

Мяч в воздухе

Играющие образуют круг, становятся на расстоянии вытянутых в стороны рук, водящий находится в середине круга. Стоящие в кругу начинают перебрасывать друг другу мяч, не давая возможности водящему коснуться его. Водящий, бегая в середине круга, стремится дотронуться до мяча, когда тот находится в воздухе, на земле или в руках у кого-либо из играющих. Если ему это удалось, на его место идет играющий, после броска которого мяч был осален.

Защита крепости

На земле чертят большой круг. Все играющие становятся за линией круга, лицом к центру. Лишь один водящий остается в круге. В середине круга ставятся пять булав или кеглей. Это крепость, которую водящий должен защищать.

Для игры нужен волейбольный мяч. Играющие, перебрасывая мяч между собой, стараются уловить удобный момент, когда защитник крепости зазевается, и ударом мяча сбить булавы.

Защитник имеет право отбивать мяч любым способом. Тот, кому удастся разрушить крепость, становится новым защитником.

Крепость может быть также сделана в виде треножника из связанных в верхней части палок. На треножник кладется мяч.

Шмель

В игре могут принять участие от 10 до 20 человек. Играющие располагаются по кругу на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Мяч перекатывается внутри круга по земле. Играющие руками отбивают мяч от себя, стараясь осалить им другого. Мяч — это шмель. Если кто-либо не успеет отбить мяч и будет осален им (не выше колен), то считается ужаленным. Он поворачивается спиной к центру круга и в игре участия не принимает до тех пор, пока не будет осален следующий. Тогда первый ужаленный вновь вступает в игру, а второй поворачивается спиной к центру. Ловить мяч и отбивать его ногами нельзя.

Соревнование скороходов

На земле проводят линию, за которой становятся все играющие. В 40 м от нее проводят вторую линию. По сигналу руководителя все начинают шагать, стараясь как можно быстрее дойти до финиша. Надо следить за тем, чтобы шаг ни у кого не переходил в бег или прыжки.

Побеждает тот, кто, не нарушая правил, дойдет до финиша первым.

Карусель

Играющие становятся в круг. На земле лежит веревка, образующая кольцо (концы веревки связаны). Ребята поднимают ее с земли и, держась за нее правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели

А потом кругом-кругом.

Все бегом-бегом-бегом.

Играющие двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде руководителя «Поворот!» они быстро берут веревку другой рукой и бегут в противоположную сторону.

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут веревку на землю и разбегаются по площадке. По сигналу они спешат вновь сесть на карусель, т. е. взяться рукой за веревку, и игра возобновляется. Занимать места на карусели можно только до третьего звонка (хлопка). Опоздавший на карусели не катается.

Совушка

Ребята становятся в круг. Один из играющих выходит на середину круга, он будет изображать совушку, а все остальные — жучков, бабочек, птичек. По команде ведущего «День наступает — все оживает!» все жучки, бабочки, птички бегают по кругу, махая крылышками, совушка в это время спит, т.е. стоит в середине круга, закрыв глаза. Когда же ведущий скомандует: «Ночь наступает — все замирает!», птички, жучки и бабочки останавливаются и стоят неподвижно, притаившись, а совушка в этот момент выбегает на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и уводит провинившихся к себе в гнездо — середину круга; они тоже становятся совушками и при повторении игры все вместе вылетают на охоту.

Палочка-выручалочка

Это одна из наиболее распространенных и любимых среди малышей игр.

Все играющие, за исключением одного, прячутся. Когда спрятались, выходит водящий с палочкой-выручалочкой, Его задача — обнаружить всех, кто спрятался. О своем приходе он извещает ударами палочки по дереву, скамье или другому предмету, возле которого она будет лежать (место должно быть всем известно). При этом он говорит: «Палочка-выручалочка, наша игра впереди, палочка-выручалочка, кто прозевает — води!» — и, оставив палочку на месте, идет отыскивать спрятавшихся. Заметив кого-нибудь, он бежит к палочке, ударяет ею и кричит, что найден такой-то, он там-то. Затем опять, положив палочку на место, он идет отыскивать остальных, но сам боится отойти далеко от палочки, так как каждый из ненайденных может прибежать, постучать палочкой и сказать: «Палочка-выручалочка, выручи меня!» После этого все (и те, кто был найден) вновь должны прятаться, а водящий — искать. Увидев, что кто-нибудь из игроков, не найденных им, бежит к палочке, он должен постараться его опередить, подбежать к палочке и, прежде чем ее схватят, ударить ею и сказать, что такой-то найден.

Командные игры для детей 6-8 лет

Успей взять кеглю

Играющие выстраиваются в две шеренги и становятся лицом друг к другу. Расстояние между ними 10 м. Игроки каждой из шеренг рассчитываются по порядку номеров. Между шеренгами (на равном расстоянии от них) ставят кеглю. Руководитель называет какой-либо номер. Игроки, имеющие этот номер, выбегают. Каждый стремится первым схватить кеглю. Тот, кто сумеет это сделать, убегает в свою шеренгу, а противник старается его запятнать. Если игрок с кеглей вернется в шеренгу, не будучи запятнанным, его команда получает два очка, а если его запятнают — одно очко. Затем руководитель называет другой номер и бегут другие игроки. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Сбей мяч

Играющие выстраиваются в две шеренги и становятся лицом друг к другу на расстоянии 10—15 м. Обе команды рассчитываются по порядку номеров. Перед носками играющих каждой шеренги проводят линию. Между шеренгами на равном расстоянии от них ставят стул и кладут на него мяч. Руководитель называет какой-нибудь номер. Игроки, имеющие этот номер, выбегают. Они должны добежать до противоположной шеренги, наступить ногой на линию и на обратном пути сбить со стула мяч. Команде, представитель которой это выполнит, опередив соперника, засчитывается очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Бег за флажками

Играющие делятся на две равные команды и выстраиваются друг против друга на противоположных концах площадки. Параллельно этим линиям посередине площадки обозначается полоса шириной 1,5—2 м, на которой раскладываются флажки. По сигналу руководителя игроки обеих команд быстро выбегают к поперечной полосе и стараются собрать возможно большее количество флажков, а затем с флажками возвращаются за свои линии и строятся в шеренгу. Капитаны команд собирают и подсчитывают принесенные своими игроками флажки. За каждый флажок команде дается одно очко. Команда, получившая большее количество очков, выигрывает. Каждый игрок может собирать любое количество флажков. Отнимать флажки нельзя: за каждое нарушение этого правила команда получает штрафное очко. На полосу с флажками забегать нельзя.

Перетягивание по кругу

Играющие делятся на две равные команды и располагаются одна снаружи, а другая внутри линии круга лицом друг к другу. Задача игроков, находящихся в круге, — втащить в круг своих соперников, а игроков, стоящих вне круга, — вытянуть противника за пределы круга. Игра проводится в виде коротких схваток, продолжительностью в 1—2 минуты. Втянутые в круг и вытянутые из круга выходят из игры. Тянуть можно, только захватив партнера за руки или за пояс. Побеждает команда, в которой после 4—б схваток останется больше игроков.

Перестрелка

В середине площадки проводят линию, разделяющую ее на неравные части. В 20—30 шагах от этой линии с каждой стороны чертят еще по одной линии — плен.

Играющие делятся на две команды. Каждая команда свободно размещается на своем поле. Руководитель, стоя в середине площадки, подбрасывает мяч. Первой вступает в игру та команда, на стороне которой упадет мяч. Начинается перестрелка. Каждая команда стремится осалить мячом игроков команды. Осаленные идут за линию плена (на стороне противника).

Играющие не имеют права переходить за среднюю линию поле противника. Игрок не считается осаленным, если он поймает мяч на лету, а также если мяч попадет в него, отскочив от земли. Бегать с мячом и задерживать его в руках не разрешается. При нарушении правил мяч передается другой команде. Пленных можно выручать. Для этого надо перебросить мяч пленному (через поле противника) так, чтобы он поймал его, не переходя линию плена. Тот, кому это удастся, считается освобожденным и возвращается на свое место. Если мяч попал за линию плена, его выбрасывают оттуда пленные и сторону своей команды (а если их нет — любой участник игры, оказавшийся поблизости).

Можно играть и на время. В этом случае к концу игры (через 10—15 минут) подсчитывают число игроков в каждой команде. Побеждает команда, у которой их окажется больше.

Гонка с мячом по кругу

Играют 10—12 человек. Они становятся по кругу на расстоянии вытянутых рук один от другого, а потом рассчитываются на первые и вторые номера. Так составляются две команды: одна с четными, другая с нечетными номерами.

Руководитель дает волейбольные мячи двум игрокам, стоящим рядом, т. е. первому и второму номерам. По сигналу они бегут в противоположных направлениях, огибая круг с внешней стороны. Каждый из этой пары, вернувшись на свое место, немедленно бросает мяч ближайшему товарищу по команде. Этот игрок, поймав мяч, сейчас же обегает круг, становится на свое место и отсюда перекидывает мяч дальше через одного человека и т. д.

Побеждает та команда, в которой все игроки пробегут с мячом по кругу раньше.

Передача мяча по кругу

Две команды выстраиваются в затылок друг другу в два отдельных круга. Каждая команда выбирает капитана. Капитаны получают по волейбольному мячу. По сигналу каждый капитан поднимает мяч над головой, передает его стоящему позади, и дальше мяч переходит по кругу из рук в руки. Когда, обойдя круг, мяч возвращается к капитану, он направляет его впереди стоящим (т.е. в обратном направлении). После этого все по команде капитана поворачиваются спиной к центру круга и передают мяч из рук в руки направо, затем все поворачиваются лицом к центру и передают мяч в обратном направления. Когда мяч возвращается к капитану, он поднимает его над головой. Выигрывает команда, у которой мяч быстрее вернется к капитану.

Руководитель сначала проводит игру, построив всех в один общий круг. Когда играющие усвоят правила игры (как передавать мяч, когда и куда поворачиваться), он делит играющих на две команды и проводит соревнование между ними.

Мяч среднему

Играющие образуют 3 — 4 круга. В них должно быть равное количество ребят. Внутри каждого круга водящий. Он получает мяч и должен бросить его по очереди каждому из игроков, стоящему в кругу, никого не пропуская, и поймать обратно. Игра ведется в быстром темпе.

Если мяч не будет пойман, тот, кто промахнулся, бежит за ним и бросает мяч вторично.

Побеждает команда, раньше завершившая игру (т.е. та, у которой было меньше промахов).


Эти игры очень хорошо развивают ребенка физически, а так же поднимают детям настроение

БЕГ НА ЛЫЖАХ

Прочертить на асфальте мелом, острым предметом на земле для каждой команды по две линии. Линии прочертим замысловато, зигзагами, чтобы они то удалялись, то сближались. Участнику даются 2 гимнастические палки, которые сейчас являются лыжами. По сигналу игроки бегут, ставя свои ноги только на прочерченные линии, туда и обратно. Во время движения можно помогать себе палками.

БЕГ НА КОНЬКАХ

Игрок встает в большие калоши и преодолевает расстояние туда и обратно.

СКАЧКИ

Игрок садиться на табуретку, взявшись за края и помогая себе ногами, преодолевает расстояние туда и обратно.

ГРЕБЛЯ НА БАЙДАРКАХ

Надо взять гимнастическую палку (не более 1 м). Первый приседает на корточки с гимнастической палкой в руках. По сигналу он начинает движение вперед. При этом на каждый шаг она должен коснуться палкой земли: на шаг левой ногой - правым концом, на шаг правой ногой- левым концом - 10 м. Обратно возвращается бегом.

КОНЕК-ГОРБУНОК

Участник сгибается в поясе, берет мяч (шарик) и кладет его себе на спину. Чтобы мяч не упал во время движения, его надо придерживать руками, оставаясь при этом в полусогнутом состоянии. Но участнику надо будет преодолевать препятствия, например, поставленные на линии эстафеты три табуретки необходимо будет взобраться, затем соскочить с нее.

ЯДРО БАРОНА МЮНХГАУЗЕНА

Ядро - шарик, на котором написано: “ядро”. Участники должны оседлать ядро, зажав его между коленками и придерживая руками. По сигналу в таком положении они должны проделать путь до поворотного флажка и обратно. Если шарик лопнет, команда выбывает из игры.

КОТ В САПОГАХ

Первый участник по сигналу должен быстро надеть большие сапоги и быстро добежать до финиша. Можно усложнить. Поставить на пути следования 3 кегли. Пробегая мимо них, каждый участник должен задержаться и совершить поклон, красивый и оригинальный (3 поклона)

КАНАТОХОДЕЦ ТИБУЛ

Обыкновенную веревку протянуть по земле от старта до финиша. Все игроки по очереди пробегут по нему до поворота, а на обратном пути попробуют всю дистанцию пропрыгать на одной ноге. При этом нужно быть аккуратным: каждый раз ногу ставить на веревку, а не мимо. Иначе раздается хлопок судьи, которым он предупредить об опасности.

ЛИСА АЛИСА И КОТ БАЗИЛИО

2 участника. Один сгибает в колене одну ногу и придерживает ее рукой, оставаясь на одной ноге. Второму завязывают глаза. Лиса кладет свободную руку на плечи коту, и по сигналу они преодолевают расстояние туда и обратно.

НЕЗНАЙКА НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ

Участник в одну руку берет ведро, в котором мячи, кегли, кубики и т.д. В другую - шарик. И бежит с ними к линии финиша, где находится обруч. Игрок выкладывает в обруч одни предмет из ведра. Вернувшись к команде, он предает ведро и шар следующему участнику. Тот проделывает то же.

Подвижные игры на уроках физкультуры

Не нужно доказывать, какое место в жизни детей всегда занимали и занимают игры .

Дети и игра- это, наверное, самые взаимосвязанные понятия .

Игра всегда привлекает детей, повышает их интерес к занятию. Игры формируют у детей важные навыки совместной работы, общения. В игровой деятельности воспитывается ответственность школьников. Развиваются их способности заботиться о товарищах. Сочувствовать и сопереживать, понимать радости и горести, поражения и победы. Подвижные игры и игровые упражнения имеют большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей. Участие в игровых заданиях и подвижных играх различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании. В процессе подвижных игр происходит формирование у детей способности проявлять выдержку, смелость, уверенность в собственных силах, умение действовать в коллективе и индивидуально. По содержанию все игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка. Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Коршун и наседка» и т.д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребёнка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребёнок должен проявить более сложную, т.е. мгновенную и правильную, реакцию. Поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребёнок не может не проявить воспитываемые у него качества.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С МЯЧОМ

ОХОТНИКИ И УТКИ

Играющие делятся на две команды- охотников и уток. Чертится Большой круг. Утки встают в его середину, охотники располагаются снаружи. Перебрасывая мяч, они стараются осалить уток. Те, в кого попали мячом, выбывают из игры. Когда будут осалены все утки, команды меняются местами.

ЯЩЕРИЦА

Играют две команды. Одна из них встаёт, образуя круг. Вторая выстраивается внутри этого круга в колонну по одному, держась за локти стоящих впереди: это- ящерица. Игроки, стоящие по кругу, стараются попасть мячом в последнего из колонны. Команда-ящерица увёртывается, стараясь спасти последнего играющего. Если его осалят, он выходит из круга, а игроки уже салят того, кто стоит последним. Игра продолжается до тех пор. Пока не будут выбиты все участники, тогда команды меняются ролями.

НЕ ДАВАЙ ВОДЯЩЕМУ

Играющие образуют круг, внутри которого встаёт водящий. Стоящие по кругу перебрасывают мяч во всех направлениях. А водящий старается его поймать или хотя бы до него дотронуться. Бросать мяч можно не выше головы, можно катать его по полу. Если водящему удаётся коснуться мяча, то он встаёт в круг, а водящим становится тот, при броске которого бал осален мяч. МЯЧ ПО КРУГУ Играющие образуют круг и рассчитываются на «первый-второй». Первые номера- одна команда, вторые- другая. Два рядом стоящие игрока- капитаны. У них в руках по мячу. По сигналу капитаны передают мяч по кругу в противоположных направлениях игрокам своей команды, т.е. через одного. Мяч должен как можно быстрее вернуться к капитану. Можно условиться и передавать его три раза по кругу. Если мячи столкнулись, игру продолжают с этого места. Во втором варианте передачу начинают с разных сторон круга в одном направлении. Один мяч должен догнать другой. Задача каждой команды выполнить упражнения как можно быстрее, капитаны поднимают мячи, показывая, что игра закончена.

ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ВОЛЕЙБОЛА

ОБСТРЕЛ

Участники игры встают в круг и перебрасывают волейбольный мяч друг другу по воздуху двумя руками- можно принимать и сверху и снизу, но нельзя ударять по мячу два раза и ронять его на пол. Те, кто ошибается (неправильно принимает мяч или неточно посылает и т.д.), приседает в центре круга. Остальные теперь могут сильным ударом послать мяч в тех, кто находится в центре. Если бьющий промахивается- он также садится к ним. Однако те, кто оказался в центре, могут ловить посланный в них мяч, и, если поймают, все занимают места по кругу, а тот, кто послал мяч, садится в середине. ПАСОВКА Играющие образуют круг, в середине которого встаёт водящий с мячом. Подбросив мяч, он пасует его одному из игроков, который, в свою очередь, перепасует его обратно водящему. Тот снова пасует кому-нибудь из игроков- и т.д. Цель игры- не дать мячу упасть на площадку. После одной или нескольких потерь мяча водящий меняется.

ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ БАСКЕТБОЛА

ОБГОНИ МЯЧ

Иг рающие встают в круг на расстоянии вытянутой руки, лицом к центру. У одного из игроков в руках мяч, а сзади него стоит водящий. По сигналу учителя дети начинают баскетбольным броском двумя руками от груди (или оговоренным заранее движением) быстро передавать мяч по кругу. Мяч должен побывать в руках у каждого игрока. Водящий бежит в ту же сторону, куда передаётся мяч, и старается обогнать его до того, как он попадёт в руки к тому игроку, который начал игру. Если ему это удаётся, то водящий сменяется, а если нет, то он водит ещё раз.

"ДЕНЬ И НОЧЬ" С МЯЧАМИ

На противоположных сторонах зала линиями размечаются два «дома». Играющие строятся двумя шеренгами лицом друг к другу, каждая на расстоянии 1 м от средней линии зала. В руках у них мячи. Названная учителем команда (например «Ночь») убегает за линию своего «дома», выполняя ведение мяча. Команда «День» устремляется вдогонку, тоже ведя мяч. Свободной рукой игрок пытается осалить впереди бегущего до того, как он пересечёт линию. Затем все возвращаются и подсчитывают число пойманных.

САЛКИ С МЯЧОМ

Выбирается водящий, остальные игроки свободно размещаются по площадке. Руководитель бросает мяч одному из них. Задача водящего- завладеть мячом или хотя бы коснуться его. Задача остальных- не дать ему этого сделать, т.е. передать мяч кому-то из товарищей. Бегать, просто держа мяч, - нельзя. Передвигаться с мячом можно, только ведя его (ударяя им об пол). Тот, от чьёго броска мяч был осален или пойман, становится водящим.

ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ФУТБОЛА

ОБВОДКА

На площадке расставляют различные предметы – кегли, кубики и т.д. Дети должны обвести вокруг них мяч правой и левой ногой, не отпуская далеко от себя. Побеждает тот, кто более точно и быстро пройдёт всю дистанцию.

СБИТЬ ПРЕДМЕТ

От исходной линии на расстоянии 4 м ставят кегли. Задача игрока – с небольшого разбега ударить ногой по мячу и сбить им кегли.

ОТБЕЙ МЯЧ

Дети разбиваются на пары, у каждой из которых – один мяч. Задача – отбить его правой и левой ногой поочерёдно, посылая друг другу с расстояния 2-3 м.

МЯЧ ИЗ КРУГА

Играющие встают по кругу на расстоянии 2-3 шагов и стараются ногами выбить мяч за его пределы. Каждый охраняет промежуток между собой и товарищем, стоящим справа или слева (по договорённости). Отбить мяч можно рукой или ногой. Пропустивший мяч получает штрафное очко, бежит за мячом и снова вводит его в игру. Побеждают игроки, не получившие штрафных очков или имеющие их меньше, чем другие.

ПЕРЕХВАТ

Играющие разбиваются на группы по 4 человека. Трое становятся образуя треугольник, на расстоянии 5-10 м друг от друга, один- в центр. Игроки передают мяч друг другу ударами ноги. Стоящий в середине старается отобрать у них мяч. Пешие прогулки – эта одна из самых доступных и привлекательных форм внеурочных занятий с учащимися. Кроме познавательного прогулки имеют большое оздоровительное значение. Они содействуют закаливанию организма, помогают закрепить основные двигательные навыки, способствуют физическому развитию детей. При правильной организации они помогают воспитывать такие качества, как взаимопомощь и забота друг о друге, приобретению навыков самообслуживания и ориентировки на местности. А выполнение возложенных на каждого из участников посильных общественных обязанностей воспитывает ответственность и инициативу. Лучшее время для прогулок – весна и осень. Особенно притягательными и интересными становятся для детей прогулки, если они сочетаются с играми. Выбор их зависит от времени года и конкретных условий. Лучше всего проводить игры на поляне, лужайке или специальной площадке. В качестве инвентаря можно использовать природный материал (камешки, шишки, ветки) либо захватить с собой флажки, мячи, городки и другой мелкий инвентарь. Игры на прогулке должны доставлять детям радость и удовольствие, не быть для них слишком утомительными. Достаточно провести 1-2 игры, после чего дать ребятам возможность отдохнуть, погулять, заняться своими делами.

ИГРЫ НА ПРОГУЛКЕ.

УГОЛКИ

Дети становятся возле деревьев, растущих недалеко друг от друга, или в местах, специально обозначенных флажками. Водящий ходит между играющими и, подойдя к кому-нибудь, говорит: «Мышка, мышка, уступи мне свой уголок, «Мышка» отказывается. Водящий идёт с теми же словами к другому. В это время остальные дети меняются местами, а водящий старается занять место одного из перебегающих. Если ему это удалось, то оставшийся без уголка становится водящим и игра продолжается.

СУМЕЙ ДОГНАТЬ

Играющие делятся на две команды и строятся в две шеренги на противоположных сторонах поляны, лицом друг к другу. Расстояние между шеренгами 15-20 метров. Противоположные края поляны обозначаются флажками. По знаку руководителя ребята из одной шеренги, взявшись за руки, идут по направлению к ребятам из другой шеренги, стоящим на месте. Когда первая шеренга приблизится к другой на расстояние 3-4 шагов, подаётся сигнал. По сигналу подошедшие игроки расцепляют руки, поворачиваются кругом и бегом устремляются на свои места. Ребята из второй шеренги преследуют убегающих и стараются их осалить, прежде чем они забегут за свои флажки. Осаленных игроков подсчитывают. Затем команды меняются ролями и игра продолжается. Побеждает команда, поймавшая в сумме больше игроков. ГОРЕЛКИ Ребята строятся в две колонны. На расстоянии 2-3 шагов перед колоннами проводится линия. Один из играющих- водящий- встаёт за линию. Дети хором говорят: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо- птички летят, колокольчики звенят». После слова «звенят» двое играющих, стоящих последними в колоннах, бегут по направлению к линии вдоль своих колонн- один справа, другой слева, стремясь схватится за руки. Водящий препятствует этому и старается поймать одного из пары, прежде чем дети успели соединить руки. Если водящему удалось это сделать, то он образует с пойманным новую пару, которая встаёт впереди колонн, а оставшийся без пары становится водящим. Игра заканчивается, когда все играющие пробегут по одному разу.

БАБОЧКИ И СТРЕКОЗЫ

Дети делятся на две равные по числу команды- «бабочек» и «стрекоз». В 2-3 метрах от центральнойлинии площадки по обе стороны параллельными линиями обозначают «дома». В одном доме находятся бабочки, в другом- стрекозы. В 10-15 м от каждого дома по краям площадке ставят флажки, за которые должны убегать участники по ходу игры. По знаку руководителя дети резвятся в своих домах: прыгают, приседают. По команде «Бабочки!» игроки, получившие это название, убегают за свои флажки, а стрекозы стараются догнать и осалить их. Осаленных игроков подсчитывают. Игра повторяется несколько раз, и каждый раз руководитель называет команды в произвольной последовательности. Побеждает команда, осалившая в сумме больше игроков.

СНАЙПЕРЫ

На земле обозначается мишень- рисуют один в другом три концентрических круга. Расстояние между кругами 2-3 м. В центральный круг становится корзина. У играющих в руках шишки или камешки. Они встают за линию наружного круга и по команде руководителя бросают в корзину. Попавшие в цель получают 3 очка. Затем все встают за линию среднего круга и снова бросают в корзину. За удачный бросок начисляют 2 очка. Наконец броски проводятся из-за линии внутреннего круга. За попадание-1 очко. Отмечаются самые меткие стрелки.

БУДЬ ЛОВКИМ

Руководитель вращает длинную верёвку, один конец которой привязан к дереву. Дети стоят в затылок друг другу по одну сторону вращающейся верёвки и поочерёдно, выждав момент, пробегают под верёвкой на другую сторону, стараясь избежать касания. Пробегать можно по одному, вдвоём, парами, держась за руки и т. д. Руководитель называет самых ловких.

Методический сборник "Игры для учащихся младшего школьного возраста"

Учитель физической культуры - Сазонов Алексей Сергеевич
Школа - МБОУ лицей № 26, г.Шахты, Ростовская область

Сборник подвижных игр для детей младшего школьного возраста.

ВВЕДЕНИЕВ данный сборник включены подвижные игры, которые можно использовать на спортивных занятиях и во время прогулок в детском саду, на уроках физической культуры в начальной школе, а так же при составлении различных сценариев спортивных праздников в виде конкурсов и эстафет. В первой части сборника можно найти игры любой направленности, как для зала, так и для спортивной площадки. Многие игры можно включать в календарно-тематическое планирование как подвижные игры на уроках по кроссовой подготовке, легкоатлетической подготовке, гимнастике и при планировании вариативной части рабочей программы.
Во второй части сборника представлены только те игры, которые вошли в мое календарно-тематическое планирование по физкультуре для 1-4 класса (3 часа).

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

Дедушка-рожок
По цели и характеру является разновидностью игры «Ловишка».
На игровой площадке проводят две линии на рассто¬янии 10-15 м. Между ними посередине в стороне чер¬тится круг диаметром 1-1,5 м.
Из числа играющих выбирается водящий («пятнаш¬ка»), но его называют «дедушка-рожок». Он занимает свое место в круге. Остальные играющие делятся на две ко¬манды и становятся в своих домах за обеими линиями.
Водящий громко спрашивает: «Кто меня боится?»
Играющие дети отвечают ему хором: «Никто!»
Сразу после этих слов они перебегают из одного до¬мика в другой через игровое поле, приговаривая:
«Дедушка-рожок,
Съешь с горохом пирожок!
Дедушка-рожок,
Съешь с горохом пирожок!»
Водящий выбегает из своего домика и старается «за¬пятнать» (дотронуться рукой) бегущих игроков. Тот, кого водящий «запятнает», уходит вместе с ним в его дом-круг.

Не урони мяч
Цель игры: обучение в игровой манере прыжкам и бегу, ловкости и координации движений.
На игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 4-6 м (в зависимости от возраста играющих детей).
Играющие дети делятся на 3-4 команды с равным числом участников. Команды выстраиваются в колонну у первой черты на расстоянии 1,5 м друг от друга. Каж¬дый стоящий первым получает мяч и зажимает его меж¬ду ног.

Свободное место
Цель игры: развитие скоростных качеств, ловкости, внимания.
Из числа играющих выбирается водящий. Осталь¬ные дети становятся в круг, очерчивая к тому же неболь¬шой круг (диаметром 40 см) вокруг своих ног. Водящий подбегает к одному из стоящих и дотрагивается до него рукой. После этого водящий бежит в одну сторону, и иг¬рок - в другую. Каждый из них стремится быстрее обе¬жать круг и занять освободившееся место. Оставшийся из двоих без места становится водящим, и игра продол¬жается.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!