Чукотская игра в теме олень. Подвижные игры народов Крайнего Севера – практическое пособие для воспитателей и инстру. по физической культуре

Практическое пособие

для воспитателей и инструкторов

по физической культуре

Подвижные игры

народов Крайнего Севера

Подготовила Крутовская

Татьяна Васильевна

воспитатель МБДОУ «Детский сад «66 «Радость»

город Норильск

ИГРЫ С МЕТАНИЕМ:

«ЛОВКИЙ ОЛЕНЕВОД»

«ОХОТА НА ВОЛКА» (ТИР)

«ОХОТНИКИ И ЗАЙЦЫ»

ИГРЫ С БЕГОМ:

«ПОЛЯРНАЯ СОВА И ЕВРАЖКИ»

«ОЛЕНЬИ УПРЯЖКИ»

«СОКОЛ И ЛИСА»

«РУЧЕЙКИ И ОЗЕРА»

«ЗДРАВСТВУЙ, ДОГОНИ!»

«СМЕЛЫЕ РЕБЯТА»

«ЯСТРЕБ И УТКИ»

«ЛЬДИНКИ, ВЕТЕР И МОРОЗ»

«ЛОВЛЯ ОЛЕНЕЙ»

ОЛЕНИ И ПАСТУХИ

«БЕГ В СНЕГОСТУПАХ»

«ВАЖЕНКИ И ОЛЕНЯТА»

«НА НОВОЕ СТОЙБИЩЕ»

ИГРЫ НА ЛОВКОСТЬ И СИЛУ:

«ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА»

«БОРЬБА НА ПАЛКЕ»

«НАНАЙСКАЯ БОРЬБА»

ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ:

«БЕЛЫЙ ШАМАН» (РИТМ)

«РЫБАКИ»

ИГРЫ С ПРЫЖКАМИ:

«ЗАЙЦЫ И ВОЛКИ»

«ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ НАРТЫ»

«ТРОЙНОЙ ПРЫЖОК»

ИГРЫ С БРОСКАМИ:

«УСПЕЙ ПОЙМАТЬ!»

«ОТБИВКА ОЛЕНЕЙ»

«СЮЛЫ – ЛЕДЯНЫЕ ПАЛОЧКИ»

ИГРЫ СЮЖЕТНЫЕ:

«ОХОТА НА КИТОВ»

«ОХОТА НА ОЛЕНЕЙ»

«ОХОТНИКИ И ВОЛКИ»

ИГРЫ С МЕТАНИЕМ

«ЛОВКИЙ ОЛЕНЕВОД»

Цель : развивать ловкость, упражнять в метании.

В стороне площадки ставится фигура оленя на расстоянии 3-4 м. проводится линия. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю. В порядке очередности бросают мяч правой рукой.

Правила игры: За каждый удачный бросок даётся флажок. У кого больше флажков, тот считается выигравшим.

«ОХОТА НА ВОЛКА» (ТИР)

Цель: охотник встает в 4-5 м от волка (фигуры, вырезанной из фанеры или картона). Он должен попасть мячом в бегущего волка. Двое играющих держат фигуру за веревочки и передвигают ее то влево, то вправо.

Правила игры: Кидать мяч в волка следует с заданного расстояния.

«ОХОТНИКИ И ЗАЙЦЫ»

Цель: учит детей прыгать на двух ногах, продвигаясь вперёд мягко, на носочках, метко бросать мяч. Закрепляет знание о труде северян – охотников.

На одной стороне площадки очерчивается круг для охотника, на другой стороне – кружочками – места для зайцев (в каждом кружке по два зайца). Охотник обходит площадку, как бы высматривая заячьи следы, затем возвращается к себе. По сигналу воспитателя «Выбежали на полянку зайцы» дети выходят из своих домиков-кружков и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперёд.

По сигналу «Охотник!» зайцы останавливаются, поворачивается к охотнику спиной, а он, не сходя с места, бросает в них мяч. Тот заяц, в которого попал мяч, считается подстреленным, и охотник уводит его к себе.

Правила игры: После 3-х повторений игры проводится подсчёт подстреленных зайцев, затем выбирается новый охотник.

ИГРЫ С БЕГОМ

«ПОЛЯРНАЯ СОВА И ЕВРАЖКИ»

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Цель:

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие – евражки.

Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражки и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

Правила игры: Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.

«ОЛЕНЬИ УПРЯЖКИ»

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Играющие стоят вдоль стены комнаты или вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой – каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно. Переходят через ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны комнаты или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.

Правила игры: Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.

ВАРИАНТ . Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает. Аналогично можно провести игру «собачьи упряжки». Этот вариант характерен для береговых чукчей.

«СОКОЛ И ЛИСА»

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Выбираются сокол и лиса, остальные дети – соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперед) и еще придумывает какое-нибудь более сложное движение руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Правила игры: Время появления лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел.

«ЯСТРЕБ И УТКИ»

эвенкийская и якутская игра

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Все дети размещаются на озере (площадке). Выбираются один ястреб. По команде воспитателя «Ястреб летит!» все утки дети улетают (убегают) и прячутся в укрытие.

Правила игры: До кого ястреб дотронется, тот считается пойманным. После двух – трех раз проводится подсчет пойманных уток.

«РУЧЕЙКИ И ОЗЕРА»

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Игроки стоят в пяти-семи колоннах, с одинаковым количеством играющих в разных концах зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Правила игры: Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.

«ЗДРАВСТВУЙ, ДОГОНИ!»

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Игроки стоят лицом друг к другу в середине площадки, по краям ее обозначают дома. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся по своим домам. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает правую руку тому, с кем он стоял в паре, говоря:

Здравствуй!

Ребенок-охотник отвечает:

Здравствуй!

Гость говорит:

И бежит в свой дом, хозяин его догоняет. Дети по очереди ходят друг к друг в гости.

Правила игры: Здороваться можно только правой рукой. Говорить «Догони» надо у порога дома игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по–разному: важно, не торопясь; радостно, вприпрыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т.д.

«СМЕЛЫЕ РЕБЯТА»

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Дети встают в две-три шеренги. На противоположном конце помещения кладут шнур. Выбирают двух-трех ведущих. Каждый ведущий по очереди спрашивает у детей: например, первый у первой шеренги и т.д. (Дети отвечают.)

Вы смелые ребята?

Смелые! Я посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором).

Раз, два, три (пауза).

Кто смелый?

Первая шеренга бежит до шнура, а ведущий ловит убегающих, так повторяется игра и со следующей группой детей.

Правила игры: Бежать следует только после слова «бегите!», увертываясь от ведущего. Ловить за шнуром нельзя.

«ЛЬДИНКИ, ВЕТЕР И МОРОЗ»

(старшая, подготовительная группы)

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают звенят:

«Дзинь, дзинь…»

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши товарища. Хлопают в ладоши и говорят: «Дзинь, дзинь» до тех пор, пока не услышат сигнал» Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры: Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т.д.

«ЛОВЛЯ ОЛЕНЕЙ»

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Цель: упражнять в метании, развивать ловкость.

На площадке ставится муляж оленя. На расстоянии 1,5-2 м. чертится линия. Оленеводы располагаются по кругу. По команде накидывается на оленя верёвочная петля. Можно накидывать петлю по одному, по два, по три человека. Кто набросил петлю, тот поймал оленя.

Играющие делятся на две группы. Одни – олени, другие – пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Правила игры: Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

«ОЛЕНИ И ПАСТУХИ»

(старшая, подготовительная группы)

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Все игроки – олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих – пастухи – стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.

Правила игры: Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.

«БЕГ В СНЕГОСТУПАХ»

(старшая группа)

Цель: развивать ловкость, упражнять в метании.

Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов.

По сигналу воспитателя (взмах флажком) ведущие каждой команды в снегоступах бегут к флажкам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каждый огибает свой флажок и бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку команды. Победителем считается та команда, которая раньше закончит бег.

Правила игры: Игра проводится по принципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой. Огибая флажок, нельзя задевать его.

«КАЮР И СОБАКИ»

(старшая, подготовительная группы)

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

На противоположных концах площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них – собаки, третий – каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура к другому

Правила игры: Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть разные препятствия.

«ВАЖЕНКИ И ОЛЕНЯТА»

(старшая группа)

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:

Бродит в тундре важенка,

С нею – оленята,

Объясняет каждому

Все, что непонятно…

Топают по лужам

Оленята малые.

Терпеливо слушая

Наставленья мамины.

Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.

Правила игры: Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.

«НА НОВОЕ СТОЙБИЩЕ»

(подготовительная к школе группа)

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Играющие становятся парами. В паре один – олень, другой – каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит:

– Оленеводы переезжают на новые стойбища. После этих слов все бегут к краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов – тундровиков звук кхх-кхх. Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» все должны построится в прежней последовательности.

Правила игры: Начинать движение надо по сигналу. Санный поезд должен двигаться упорядоченно (упряжкам нельзя обгонять друг друга). Очередность сохраняется и после привала.

ИГРЫ НА ЛОВКОСТЬ И СИЛУ

«ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА»

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Цель : воспитывать ловкость, смелость, силу.

Вся группа делится на два звена. Чертится линия, по середине каната завязывается узел, который на пол на черту. По команде воспитателя «Тяни!» обе команды начинают тянуть канат в свою сторону. Кто перетянет, тот и выиграл.

На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат.

По сигналу водящего «Раз, два, три – начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры. Как на празднике оленеводов.

Правила игры: Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной.

«БОРЬБА НА ПАЛКЕ»

традиционная игра ненецких рыбаков

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Цель : развивать выдержку, силу, ловкость.

На площадке чертится черта. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу и, держась за палку двумя руками, упираясь ступнями ног о ступни ног другого. По команде начинают тянуть палку.

Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног о ступни другого, начинают перетягивать друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за черту.

Правила игры: Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу. Во время перетягивания палки нельзя менять положение ступней ног.

«НАНАЙСКАЯ БОРЬБА»

(старшая, подготовительная группы)

Сценарий спортивного развлечения
для старших дошкольников и младших школьников

Цель:

  • формирование у дошкольников понятия о ценностях здорового образа жизни;
  • повышение у детей интереса к физическим упражнениям и играм и вовлечение детей в занятия физической культурой и спортом;
  • укрепление психофизического здоровья детей;
  • приобщение дошкольников к культуре народов Севера.

Оборудование: картонные кольца диаметром 30 см – 15 штук, игрушечные вожжи – 8, большие кубы – 2, кольца от кольцеброса – 2, мячи среднего диаметра – 2, маленькие мячи – 16, удочки – 6, рыбаки из цветной бумаги – 20, ведерки – 2, мягкие модули – 8, плоские кольца – 8, тоннель – 2, лыжи – 8 пар.

Зал тематически оформлен. Ведущая – в национальном северном костюме – входит в зал, где собрались дети.

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Эльха. Я прибыла из дальнего стойбища для того, чтобы пригласить вас на праздник оленеводов, который будет проходить на Большой Тундровой кочке. Но путь к месту праздника неблизкий, и, чтобы добраться до места назначения, нужно преодолеть немало препятствий. Вы готовы их преодолеть?.. Тогда отправляемся в путь!

Дети строятся в колонну по одному и идут на праздник, демонстрируя различные виды ходьбы и бега с выполнением заданий: обычная ходьба, ходьба на носках («радуемся солнцу»), на внешней стороне стопы (как медвежата в лесу), имитационная ходьба лыжника («намело много снегу, без лыж не пройти»), обычный бег, бег змейкой («дальше на лыжах не пройти, а времени до начала праздника остается мало, придется бежать»).

Ведущая: Можно немного отдохнуть. Неподалеку пасется стадо оленей, мы можем их поймать и дальше отправиться уже на оленьих упряжках.

Подвижная игра «Олени и пастухи»

Описание игры. Все игроки – олени. На головах у них шапочки с оленьими рожками (выполнены из картона), или дети держат над головой скрещенные руки, имитирующие рога. Двое ведущих – пастухи – стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (длинная веревка с петлей, которую можно заменить картонными кольцами). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.

Правила игры. Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.

Ведущая: Молодцы, пастухи! Много оленей поймали! Для всех хватит. А теперь давайте разделимся на команды и посоревнуемся, кто первый прибудет на праздник. А ваше состязание будет оценивать жюри в составе… (Представляет членов жюри.)

Эстафета 1: «На оленьих упряжках». Дети встают парами (один ребенок – олень, другой – оленевод). Оленеводы запрягают оленей в игрушечные вожжи. Дети-олени бегут, держа скрещенные руки над головой (рожки), оленеводы держатся за вожжи. По очереди пары бегут до ориентира, обегают его, возвращаются назад, передают эстафету (расстояние до ориентира – 5–7 метров).

После каждой эстафеты жюри подводит итоги.

Ведущая: Ну вот, ребята, мы и добрались до Большой Тундровой кочки. Отдохните немного и посмотрите танец коренных народов Севера.

Дети исполняют танец народов Севера. В зал входит ребенок в национальном костюме.

Панхи: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Панхи. Я – из племени метких охотников и искусных рыболовов. Я приглашаю вас принять участие в наших национальных соревнованиях.

Эстафета 2: «Охота на песцов». На большие кубы, стоящие напротив команд на расстоянии 3–6 метров, в кольцо от кольцеброса кладется по мячу. Дети берут в руки по два маленьких мяча и по очереди бросают их, стараясь сбить большой мяч. Побеждает самая меткая команда.

Панхи: А рыбу ловить вы умеете? Давайте попробуем!

Эстафета 3: «Рыбаки». У первых двух участников каждой команды в руках по удочке с магнитом (от игры «Рыболов») . По сигналу дети бегут к озеру (обручу) , ловят рыбу (она может быть изготовлена способом оригами из цветной бумаги с прикрепленной к плавнику или носу рыбы металлической скрепкой), кладут ее в ведро, возвращаются к команде и передают удочки, как эстафетную палочку, следующим участникам. На это состязание отводятся 1–3 минуты. Выигрывает команда, наловившая больше рыбы за отведенное время. (При наличии достаточного количества атрибутов стартовать могут одновременно два участника команды.)

Ведущая: Молодцы, ребята, легко справляетесь с любым заданием! Вы, наверное, устали? Отдохните немного и отгадайте ненецкие загадки:

– Кто по снегу, по траве носит лес на голове? (Олень.)

– Белой стайкой мошкара
вьется, вьется до утра.
Не пищит и не кусает,
просто так вокруг летает. (Снежинки.)

– Ночная занавеска ночное небо закрывает, а в тундре от нее светлее становится. (Северное сияние.)

– Бегут два брата на перегонки, а обогнать друг друга не могут. (Лыжи.)

– Не буквы, а написаны в строчку; без языка, а охотнику все расскажут. (Следы.)

– Она, как снег, от солнца прячется, а мышка – от нее. (Сова.)

Дует над тундрой ветер, идет снег, растут сугробы. Но уже чувствуется дыхание весны. Жители Севера радуются теплу, ставят свои нарты (национальное название саней) в ряд и прыгают через сани, подзадоривая друг друга.

Эстафета 4: «Прыжки через нарты». Прыжки через препятствия (модули или кубы, оформленные под нарты ). Дети, перепрыгнув через 3–5 препятствий, обежав ориентир, бегом возвращаются назад.

Ведущая: Праздник удался на славу, но пора вам возвращаться домой. Ведь вас ожидает нелегкий путь.

Заключительная комбинированная эстафета: «Возвращение домой». Первые участники команд прыжками с кочки на кочку (из обруча в обруч) преодолевают болото, пробираются сквозь снежные заносы (пролезают на четвереньках через тоннель), обегают ориентир и на одной лыже бегут назад, передают ее, как эстафетную палочку, следующим участникам. Они сначала бегут на одной лыже, затем пробираются сквозь снежные заносы, преодолевают болото и передают эстафету. Аналогично первым двум игрокам задания выполняют остальные участники. Жюри подводит итоги соревнований, объявляет результаты и награждает участников.

Цель игры: Отрабатывать бег широким шагом, прыжки животных, ориентироваться в пространстве. Передавать повадки зверей в соответствии с музыкой.

Дети изображают рога оленей, подняв руки вверх и передвигаться длинными прыжками. Олени будут жить около юрт и кустов, а медведи на другой стороне в овраге, в берлоге. Условным сигналом для начала игры является удар в бубен. «Олени» убегают и прячутся возле юрт, медведи их догоняют.

«Каюр и собаки». На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них - собаки, третий - каюр.

Каюр берёт за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура до другого.

Варианты усложнений. Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура.

Можно предложить играющим преодолевать различные препятствия…

Ловля оленей

Играющие делятся на две группы. Одни - олени, другие - пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной кругом площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Правила игры . Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее количество игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

Белый шаман

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман - добрый человек. Он становится на одно колено и ритмично бьёт в бубен. Затем подходит к одному из играющих и отдаёт ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

«Берегись охотника»

Описание игры. Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. У одного из игроков в руках хвост лисы или песца. Водящий старается догнать и запятнать того, кто бежит с хвостом, но сделать это непросто: участники игры на бегу передают хвост друг другу. Когда «охотник» запятнает игрока с хвостом, они меняются ролями. В конце игры определяют игрока, который ни разу не был водящим.
Цель: развитие скорости, быстроту реакции, выносливость, координацию движений.

«Бег с капканом»

Описание игры. Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. В игре принимают участие 2-3 команды. К правой и левой ноге каждого бегуна привязывают мячи (резиновые мячи в сетках). Это и будут «капканы». По команде ведущего игроки бегут до ориентира, обегают его и бегут обратно, передают эстафету. Побеждает та команда, которая первая справится с заданием.

Цель: развитие быстроты, силы ног.

«Бой медвежат»

Описание игры . Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. Чертится круг диаметром 2 метра. В него встают на корточки соперники (медвежата), вытягивают руки вперед ладошками. Необходимо вытолкнуть соперника из круга, ударяя об его ладони, или заставить его земли или пола любой частью тела. Кому удастся это сделать, тот и является победителем.

Цель: развитие силы, ловкости, координацию движений, внимания, волевых качеств.

«Бой лосей»

Описание игры. Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. В игре принимают участие 2-3 команды. Чертится круг, в него встают игроки, у каждого из них левая рука привязана к туловищу, на голове шапка. Задача проста и непроста - снять шапку у противника и не дать снять свою. Побеждает та команда, которая снимет больше шапок.

Цель: развитие ловкости, координацию движений, внимания, смелости.

«Быстрый олень»

Описание игры. Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. Чертится круг и от него на расстоянии 9-12 метров контрольная линия. По команде все участники двигаются в обход по начерченному кругу. По команде «шаг оленя» все участники идут по кругу, высоко поднимая бедро. По команде «поворот» происходит поворот кругом, и продолжается движение в противоположном направлении. По команде «рысь» участники бегут по кругу с захлестыванием голени назад. По команде « на свои места» участники выполняют многоскоки (бег, прыжки) за контрольную линию. Игрок, пересекший контрольную линию последним, выбывает из игры.
Цель: развитие ловкости, координацию движений, внимания, смелости. Загадка: Сто пастбищ с жуками. (След пробежавших оленей).

«Важенка и оленята»

Описание игры. Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. На площадке нарисовано несколько кругов (можно обручи), в каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:

Бродит в тундре важенка,

С нею оленята.

Топают по лужам

Оленята малые

Терпеливо слушая

Наставленья мамины

Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова « волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманных оленей волк уводит к себе.

Цель: развитие ловкости, координацию движений, внимания, смелости, сообразительности.

«Гонки на нартах»

Описание игры. Игра проводится в зимнее время года, количество игроков не ограничено. Участники делятся на три команды по три человека. Выстраиваются на старте. Один игрок из команды берет нарты за веревку, второй садится на нарты, третий оказывает помощь, толкая нарты сзади или в спину сидящего на нартах. По сигналу ведущего экипажи бегут к ориентиру, огибают его и возвращаются обратно. Побеждает команда, которая придет к финишу первой.

Цель: развитие скорости, выносливости, силы рук, ног, мышц спины.

«Звери и птицы»

Описание игры. Игра проводится в зимнее время года, количество игроков не ограничено. Перед игрой следует предупредить игроков, что необходимо, как можно точнее скопировать движение животного или птицы. Ведущий называет птицу «утка», игроки разводят руки в стороны и плавно машут ими, словно крыльями. Зверь «заяц», игроки выполняют прыжки в приседе и т.д. Победителем становится тот, кто более точно скопирует движение зверя или птицы.

Цель:

«Льдинки, ветер и мороз»

Описание игры. Участники встают парами, лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
«Холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят: дзинь, дзинь» Делают хлопок на каждый на каждое слово: вначале в свои ладоши, затем в ладоши своего товарища.
Хлопают и говорят: «дзинь, дзинь» - пока не услышат сигнал «Ветер».
На этот сигнал дети разбегаются в разные стороны. На сигнал « Мороз» дети возвращаются в пары и берутся за руки.

Цель: развитие координационных движений, быстроты, находчивости.

«Куропатки и ягодки»

Игра проводиться в любое время года. Количество участников не ограничено.

Описание игры . Взявшись за руки, участники образует круг. Это будет клетка. Внутри клетки 6-8 ягод, а снаружи 2 куропатки. Клетка движется по кругу вправо или влево (подскоками, приставными шагами, лёгким бегом). По свистку клетка останавливается и открывает свои дверцы (поднятые руки вверх). Куропатки свободно вбегают в клетку стараясь поймать ягодку, (пойманную ягодку отводят в своё гнездо). Победителем становится та куропатка, которая поймала больше ягодок.

Цель: развитие быстроты, ловкости, координации движений, внимание.

«Снежный лабиринт»

Дети надевают на ноги модели снегоступов, на спину охотничьи рюкзаки и идут между сугробами (кубы разных размеров) до стойки и так возвращаются обратно. Побеждает команда, первой закончившая эстафету

Цель: развитие координационных движений и скоростно-силовых способностей.

«Гонки на оленях»

Дети бегут парами (первый - олень, второй - каюр) между кочками (кубы), обегают дерево (стойку) и возвращаются обратно. Побеждает та команда, которая первая закончит эстафету.
Цель: развитие быстроты, ловкости, координации движений, внимание

«Ловля оленей»

Описание игры. Игра проводится в любое время года. Количество участников не ограничено. Участники делятся на две команды. Одни - олени, другие пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.
Правила игры. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но не имеют вырываться из круга, если их замкнут, лучшими игроками считаются те игроки, которые были пойманы последними.

Цель: развитие быстроты, ловкости, координации движений, находчивости.

Подвижные игры народов Севера и Сибири не только развивали необходимые физические качества – ловкость, силу, выносливость, но и воспитывали характер – смелость, терпение, наблюдательность, что помогало выживать в суровых климатических условиях Пятнашки на санках

Карельская народная игра

Играют несколько пар. В каждой из них один игрок везет другого, сидящего на санках. По желанию играющих или по считалке выбирается пара водящих, которые стремятся догнать любую другую пару игроков и запятнать одного из них. Салит игрок, сидящий на санках, он делает это простым прикосновением руки. Если в паре один осален, оба становятся водящими. Игра продолжается. Правила игры. Играть надо в пределах очерченной площадки. Пара, заехавшая за ее границы, становится водящей. Нельзя салить игроков той пары, которая только что была водящей.

«Стой, олень!»

Игры народов коми Играющие находятся в разных местах утоптанной снежной площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки.

После сигнала «Беги, олень!» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и крикнуть: «Стой, олень!». Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.

Правила игры. Разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень!». Осаленные отходят в условленное место. Салить надо осторожно.

«Охота на оленей»

Играющие делятся на две команды. Все становятся за чертой, проведенной на расстоянии 1,5 м от оленьих рогов* (их количество зависит от числа детей в команде). В руках у каждого ребенка аркан. Он старается заарканить (поймать) оленя. Правила игры. Выигрывает тот, кто больше поймал оленей. Прежде чем принять участие в этой игре, надо научиться правильным приемам броска аркана. Набрасывать петлю на рога оленя следует по сигналу. Нельзя подходить к оленю ближе места, обозначенного чертой.

Варианты. Ловить одного оленя, то есть набрасывать аркан на одни рога, могут сразу несколько человек. В этом случае они должны стоять, не мешая друг другу.

Для усложнения игра может проводиться на склоне горы. Группа игроков делится на две команды, которые располагаются по двум сторонам горки; у каждой команды по мауту (аркану). Ведущий сталкивает санки с прикрепленными к ним рогами. Дети по очереди ловят оленя на лету.

___________
  • В качестве «рогов» можно использовать сухие ветки.

«Стрельба в цель с кружением»

Якутская народная игра Берется картонный диск диаметром 20–25 см, разрисованный якутским орнаментом (в старину диск делали из бересты, прошитой вдвое). Диск вывешивается на стене или на столбе. На расстоянии 3–5 м от него ставится шест (или тумбочка), вокруг которого играющий должен несколько раз пробежать с мячом и бросить его в диск (цель). Победителем считается тот, кто попадет в цель, предварительно обежав шест (или тумбочку) большее число раз. Старшим детям можно рекомендовать стрельбу в цель из лука вместо мяча.

Правила игры. Следует заранее договариваться, сколько раз надо обежать шест. Бросать в цель точно с определенного расстояния.

«Каюр и собаки»

Игры народов Сибири и Дальнего Востока На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое – собаки, третий – каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут друг другу навстречу, от одного шнура до другого.

Правила игры. Бежать надо только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть различные препятствия.

«Льдинки, ветер и мороз»

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки, Прозрачные льдинки Сверкают, звенят: Дзинь-дзинь…

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши товарища. Хлопают и говорят дзинь-дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. По сигналу «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться о том, кто с кем будет строить большую льдинку, надо тихо. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: подскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т.д.

«Тройной прыжок»

На снегу проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

Правила игры. Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.

Варианты. Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено входят от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого прыгают дальше.

Игру можно организовать и таким образом, чтобы в прыжках состязались одновременно дети из разных звеньев. В этом случае подсчитывают, какое количество первых, вторых, третьих и т.д. мест заняли участники каждого звена.

Гонки на собачьих упряжках

Состязание в силе для двух игроков. Игроки становятся на четвереньки, спиной друг к другу. Затем игроков соединяют между собой веревкой, прикрепляя ее к талии каждого игрока (нужна веревка длиной 4-5 метров). Посередине между позициями игроков проводится линия. По сигналу каждый игрок пытается вытащить своего соперника за линию.

Кто кого забодает?

Два игрока становятся на четвереньки лицом к лицу, касаясь друг друга лбами. Между ними прочерчена линия. По сигналу ведущего каждый игрок пытается вытолкнуть соперника назад, при этом их лбы должны касаться друг друга на протяжение всего соревнования. Выигрывает тот, кто полностью пересечет линию.

Икушкикмяк (Ухо-локтевая ходьба)

Для этих причудливых гонок игроки ложатся на живот, распределяя свой вес между локтями и носками ног. Затем каждый игрок хватает себя за уши и держит их на протяжение всей гонки. По сигналу ведущего начинается состязание. Побеждает тот, кто сможет пройти дальше других, не отпуская ушей.

Пидлтатак (Прыжки на коленях)

Эта забава проводится в форме состязания. Игру начинают, стоя на коленях, держа руки на поясе и вытянув носки назад. По сигналу ведущего игроки вскакивают с коленей на корточки, а затем снова прыгают на колени. Игра продолжается до тех пор, пока только один игрок сможет продолжать состязание (долго это не продлится!)

Тюленьи бега

Еще одно состязание в беге, на этот раз игроки подражают тюленям. Игроки располагаются на линии старта, руками поддерживая туловище и расслабив ноги. По сигналу игроки должны начать двигаться, используя только руки - их ноги волокутся за ними, словно хвост тюленя. Определите финишную черту или ограничьте время состязания.

Тунумиу

Еще одно состязание в физической силе для двух человек. Игроки садятся спиной друг к другу, вытянув ноги. Начертите линию на расстоянии одного метра от носков каждого игрока. По сигналу каждый из игроков пытается вытолкнуть соперника за линию. Их спины должны касаться друг друга на протяжении всего состязания.

«Зайцы и собаки»

Играющие выбирают двух-трех охотников, столько же собак, остальные – зайцы. Зайцы прячутся в кустах, собаки их ищут, лают на них и гонят к охотникам. Охотники пытаются попасть в зайцев мячами или снежками (зимой). Охотник, отличившийся наибольшим количеством попаданий, становится победителем. При повторении игры ребята меняются ролями. Правила игры. Время бросания в цель дети определяют самостоятельно. Кидать мячи надо играющим в ноги.

«Волк и олени»

Из игроков выбирается волк, остальные – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного оленя он отводит к себе. Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

«Охота на куропаток»

Дети изображают куропаток. Они размещаются на той стороне площадки – тундры, где имеются приспособления, на которые можно влезать (вышки, скамейки, стенки и т.п.). На противоположной стороне находятся три или четыре охотника. Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух-трех повторов выбирают других охотников, игра возобновляется. Правила игры. Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ловить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.

«Похитители огня»

(для детей среднего школьного возраста) Игровая площадка прямоугольной формы (длиной 30–40 м, шириной 15–20 м). В каждом углу чертится круг диаметром 2–4 м. Каждый круг – крепость. Внутри прямоугольника, отступив от двух узких сторон на 4 м, рисуют линии опасности (или огня) длиной 2–3 м. Играют две команды по десять–пятнадцать человек. Они располагаются вдоль линии опасности. Каждая команда имеет капитана и выбирает себе отличительный знак (элемент национального костюма). Право начать игру первым определяется жеребьевкой. По сигналу капитан команды, начинающий игру, подходит к противникам, легким ударом по руке любого из игроков «берет огонь» и убегает к своей границе. Тот бежит за ним, стараясь поймать, пока первый игрок не добежит до границы. Пойманный становится пленником, его сажают в крепость противника. Если не удается поймать убегающего, а догоняющий доходит уже до линии опасности, то из команды соперника выбегает другой игрок, стараясь взять в плен догоняющего.

Так игра продолжается до тех пор, пока все игроки какой-либо команды не окажутся в плену. Правила игры. Когда к шеренге соперников приближается кто-либо из игроков, они все обязаны вытянуть вперед руки. Преследователь должен догонять противника до линии опасности, откуда начали игру. Преследователь, догнавший убегающего, становится носителем огня. Он может подойти к шеренге соперника и, ударив по руке любого игрока, убежать обратно к своей границе как начинающий игру. В остальных случаях преследователи назначаются капитаном тайно. Одного убегающего может преследовать только один догоняющий. Выходить за пределы игровой площадки запрещается. Пленники освобождаются в том случае, когда их друг, получив огонь от соперника, беспрепятственно проходит в крепость и касается их рукой: они все быстро бегут к своей границе. Преследователь может ловить и освободителя, и освобожденного пленника. Остальные игроки не имеют права вмешиваться в игру.

«Оленьи упряжки»

Играющие стоят вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой – каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику. Доехав до стойбища (противоположной стороны площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.

Правила игры. Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.

Вариант. Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки – флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает.

«Алеутская национальная борьба»

(для детей старшего школьного возраста) Борьба происходит на специальной площадке, в круге из копий, воткнутых в землю. Раздетые по пояс борцы, соревнуясь в силе и ловкости, должны оторвать противника от земли и поднять его над собой.

«Перетягивание на руках»

(для детей старшего школьного возраста) Участники садятся друг против друга. Средними пальцами правых рук сцепляются, а левыми руками упираются в левое плечо соперника и стараются сдвинуть его с места.

А вот в "Льдинку", русскую зимнюю игру, хорошо играть, когда снег не липнет в "снежки", на хорошо утоптанной площадке или ледяном крепком катке. В "Льдинку" играют отроки, то есть младшие и средние школьники, от 5 до 10 человек. Играющие, образуя круг, становятся на расстоянии 2 м друг от друга. Водящий, выбранный с помощью считалки, находится в центре и пытается "зафутболить" льдинку за пределы круга. Она должна быть достаточно крепкой и не очень большой. Остальные игроки препятствуют этому, задерживая льдинку ногами, направляют ее обратно в центр круга. Игрок, пропустивший льдинку с правой стороны от себя, меняется ролями с водящим. Договорившись, игроки могут двигаться по кругу. Если продвигаются вправо, то есть против часовой стрелки, защищать нужно свой правый фланг. И наоборот, двигаясь влево, игроки защищают левую сторону. Разумеется, льдинку водящий и игроки должны запускать так, чтобы она летела не выше коленей играющих. Руки использовать нельзя, тот, кто задерживает льдинку руками, становится в круг и водит.

В игру "Олени" ребята из Республики Коми играют в школе на уроках физкультуры. Спортивный зал - подходящая по размерам площадка для этой игры, но лучше играть на улице. Перед игрой нужно договориться о границах поля, ориентируясь на деревья, кусты или пешеходные дорожки. Выбирается водящий-оленевод. Для этого бегут наперегонки. Или, если игроков немного, то перехватывают палку руками: последний, ухватившийся за кончик палки, - водит. По команде оленевод ловит разбегающихся "оленей", на манер салок. Осаленный игрок должен остановиться. Оленевод подходит к нему и задает вопрос: "Олень или человек?" Если игрок отвечает: "Человек!", то становится помощником "оленевода" и тоже ловит "оленей". Если же он крикнет "Олень!", начинается новая погоня, но уже за "оленем". Осаленный за определенное время "олень" считается пойманным и отправляется в "загон", то есть выходит из игры. Помощники оленевода - "люди" тоже стараются осалить "оленя". Игра заканчивается, когда остается один "олень". Он и становится очередным "оленеводом".

Вот уж где дети почти круглый год играют в зимние игры, так это в зоне "вечной мерзлоты" в Якутии. Вот старинная игра "Прорубь". Оленеводы традиционно охотились и ловили рыбу. В "прорубь" играют дети примерно с 10 лет и взрослые. Играют на площадке с небольшими вырытыми в снегу ямками. Ямки ("проруби") по количеству участников без водящего располагаются на расстоянии друг от друга примерно в двух метрах. Водящий играет роль "мороза", который норовит "ударить" по ногам или заморозить лунку.

Все игроки держат прямые палки, толщиной около 5 см, длиной соответствующие росту игрока. Играют маленьким мячом из кожи, набитым шерстью. Участники опускают палки, каждый в свою "прорубь". Мяч у водящего, который стремится завоевать одну из лунок, попав в нее мячом с помощью своей палки, или осалить игрока мячом по обуви (ниже щиколотки). Если "морозу" удалось попасть в ноги "рыболова", они меняются ролями. Утопив мяч в чужой "проруби", водящий начинает считать громко до десяти. Во время счета он стремится опустить свою палку в "прорубь", а ее владелец пытается выбросить своей палкой мяч из ямки. Каждый игрок может отбивать палкой подгоняемый к его лунке мяч. Чтобы мяч не попал в ноги, игрок подпрыгивает, опираясь о палку. Соседи по "проруби" помогают: они отбрасывают мяч палками. Водящий, не сумевший отвоевать себе "прорубь" в течение условленного времени, считается проигравшим. Основные правила: нельзя бить по мячу руками, ногами, туловищем. Запрещается любое применение силы, нарушитель назначается водящим или выбывает из игры. Если "морозу" удалось занять ямку, ее бывший владелец становится водящим.

Долгой зимой крестьяне занимаются ремеслами. Сплетенные корзины, связанные шали и расписные игрушки рано или поздно нужно везти на ярмарку. Эстонская игра "Ярмарка" иллюстрирует сборы в дорогу ремесленника. Для игры не нужны специальные приспособления. А вот чем больше друзей собирается для игры, тем лучше. Водящий - "ярмарочник" присваивает остальным игрокам названия предметов, необходимых для поездки.

Например: "телега", "упряжка", "дуга", "бубенцы", "мешок", "кошелек". Игроки становятся в круг. "Ярмарочник" начинает рассказывать о своих сборах в дорогу, употребляя названия предметов, присвоенные игрокам. Тот, чей предмет назван, должен обернуться вокруг себя на каблуке одной ноги. А если игрок прозевал и не успел сразу отреагировать, то должен отдать свой "фант": носовой платочек, шнурок или записку со своим именем. Когда "ярмарочник" закончил сборы, "фанты" возвращаются владельцам после выполнения какого-нибудь задания.

Игру можно проводить в закрытом помещении, где есть стулья. В этом случае игроки не стоят в кругу, а сидят на стульях и, услышав свое шуточное "имя", вскакивают и обегают вокруг стула. Водящий заканчивает свой рассказ словами: "Ярмарка закрывается…" В этот момент игроки должны встать и бегать рядом со стульями. А когда "ярмарочник" скажет: "…ярмарка закрыта!" занять любой стул, при этом "ярмарочник", для которого стул не предусмотрен, тоже старается сесть. Тот, кому места не досталось - водит.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!