Как играть в мельницу. Игротека: старая «мельница. Что в наборе

Игра предназначена только для домашнего использования. Копирование и дублирование в интернете игрового поля - запрещено!

Правила игры в Мельницу

  • Партия начинается с пустого игрового поля. Каждый игрок по очереди выставляет по одной своей шашке на любой из свободных кружков. Как только игрок смог выстроить три свои шашки в ряд по прямой линии, он снимает с доски любую из шашек противника. Этот ряд из трех фишек одного цвета и называется “мельницей”.
  • После того, как игроки выставили все свои фишки на игровое поле - можно начинать ходить.Игроки также по очереди передвигает свои фишки на соседние свободные кружки вдоль линий с той же целью построить мельницу. И так же, как только у игрока образовался новый ряд из трех фишек - он забирает любую фишку соперника.
  • Если к концу игры у одного из игроков остается только три фишки, он получает преимущество во время своего очередного хода переставлять фишку на любой свободный кружок поля, не зависимо от линий, в то время, как его соперник продолжает ходить по старым правилам, пока у него тоже не останется три фишки.
  • Игра считается выигранной, когда противник не сможет построить мельницу - либо осталось только 2 фишки, либо у игрока нет возможности сделать ход.

*Игрок может строить мельницу на одном и том же месте, сколько угодно, но фишку соперника снимать за эту мельницу - только один раз.
*Если игрок за один ход построил сразу две мельницы - снимается 2 фишки соперника.

Настольная игра с простыми правилами и со множеством возможных комбинаций. В эту игру играют по всему миру уже около 3000 лет, и она по прежнему пользуется популярностью у производителей настольных игр.

В Мельницу можно играть дома с фишками, на улице или на пляже с камешками, в гостях с пуговицами, а игровое поле можно просто расчертить на листке бумаги.
Но, чтобы заинтересовать этой старинной игрой детей, предлагаем распечатать красочное игровое поле и подготовить 18 настоящих фишек, по 9 штук каждого цвета.

Мельница

У этой очень старинной английской игры и теперь немало поклонников. Почему? Вы это поймете, если хотя бы раз сыграете в нее сами. «Мельница» - одна из лучших настольных игр для двух партнеров.

Так же как и в шашках, здесь очень несложные правила игры; так же как и шашки, «мельница» таит в себе неисчерпаемое разнообразие комбинаций.
В «мельницу» можно играть камешками, начертив предварительно линии на пляжном песке, а в зимний вечер можно обойтись расчерченным листком бумаги и обломками спичек. Но, конечно, лучше сделать из картона настоящую игровую доску размером, скажем, 40 х 40 сантиметров и заготовить 18 шашек: 9 белых и 9 черных.


Правила игры

Игра делится на три стадии - своего рода «дебют», «миттельшпиль» и «эндшпиль».
Партия начинается, естественно, с дебютной стадии. Каждый игрок по очереди ставит по одной своей шашке на любой из свободных кружков доски. Как только игроку удается сделать «мельницу» - выстроить три свои шашки в ряд по прямой линии, он сразу же снимает с доски любую из шашек противника.

Когда игроки выставили на доску все свои шашки, начинается второй этап игры. Каждый по очереди передвигает свои шашки (по одной на ход) вдоль линий на соседние свободные кружки. Цель маневров остается прежняя: выстроить три свои шашки в ряд. Как только игрок сделал «мельницу», он снимает с доски любую из шашек противника.

Третья, заключительная, стадия игры начинается, когда у одного из играющих останется на доске из девяти шашек всего три. Обладатель трех шашек приобретает право во время очередного хода переставлять любую из своих шашек на любой свободный кружок, не обращая внимания на линии. Его партнер, однако, продолжает по-прежнему передвигать свои шашки на один шажок вдоль линий до тех пор, пока у него остается более трех шашек.
Игра считается выигранной, если у противника осталось всего две шашки. По старым правилам, сражение продолжалось до полного истребления всего войска противника. Но в этом нет необходимости: если у игрока осталось две шашки, практически он уже побежден.

Примечание. Ни один из игроков не имеет права использовать одну и ту же «мельницу» дважды во время партии. Игрок может двигать свою шашку, воссоздавая сколько угодно раз построенную однажды «мельницу», но он имеет право снять при этом только одну шашку противника, причем это право игрок получает только на тот ход, в результате которого «мельница» на данной линии была построена впервые.
Если игроку удалось одним ходом завершить построение двух «мельниц» сразу, он снимает с доски две любые шашки противника.

РЕПОСТ, посвященный предтече шашек.
Оригинал взят у skyruk в Мельница (Merells, Morris)

Мельница (Merells, Morris)

Итак, настала пора потихоньку переходить к играм, так сказать, «без костей».
Начнём с древнейшей - с «Мельницы»!

Игра, которую в России называют «Мельница», - дальняя родственница крестиков-ноликов.
В Германии её называют «Mühle», в Дании - «Møller» или «Møllespil», в Голландии - тоже «Molenspel» (а также «Negensticken» - «девять палочек»), в Швеции - «Qvarn» или «Dubbel-qvarn», в Исландии - «Mylna» или «Mylla», в Чехии - «Млын», в Венгрии - «Malomsdi», во Франции - «Jeu de moulin» или «Charett», в Италии - «Mulinello», в Индии - «Tule paid», в Бангладеш - «Bara-guti-pait-pait», на Цейлоне - «Nerenchi keliya», в Армении - «Рез», в Молдавии - «Куран», а в Туркмении - «Дызым» или «Дюз-дюм».
Происхождение Мельницы теряется во тьме веков.
Древнейшие поля для Мельницы, конечно же, до наших дней не сохранились:).


Возможно, Мельница была первой игрой после манкалы , из алгоритма которой человек сознательно исключил всякий элемент везения: в ней нет игральных костей, палочек и других генераторов случайных чисел, а только разум и расчёт.

Археологи нашли сотни древних досок для игры в Мельницу в Египте, Греции, Италии, Исландии, в Китае, Пакистане, Индии и на Цейлоне. Древнейшие следы Мельницы находят уже в Трое-I Шлимана (3000-2500 до н.э.). Пакистанские поля для Мельницы тоже не настолько новенькие, чтобы ими можно было пренебречь (2600-1800 до н.э.).

Почему название игры так или иначе переводится с большинства европейских языков как «Мельница», тоже неясно. Одни считают, что само поле с симметричными квадратами и перекрестьями напоминает крылья ветряной мельницы, но древние люди таких мельниц не знали, другие - что название восходит к старонемецкому «muhle» («ряд»), а третьи считают, что в основе лежит искажённое латинское «merellus » - «фишки».
Есть и другие теории, но эти самые популярные.

Роберт Белл считал, что Мельница родом из Египта: подобная доска действительно была там найдена на плитах крыши храма в Курне (ок. 1400-1333 гг. до н.э.), но это явно поздняя версия: поле украшено коптским крестом, что позволяет датировать её временами распространения христианства, то есть около 300-600 н.э.


Когда арабы вторглись в Египет, они переняли у местного населения эту игру. Греки тоже узнали о Мельнице от египтян при Птолемеях, а римляне - либо от греков, либо от троянцев, которых они считали своими предками.
Римский поэт Овидий среди прочих игр упоминает о Мельнице в своей «Науке любви »:

Есть и такая <игра>, где каждый выводит по трое шашек,
А побеждает, кто смог в линию выстроить их.

Судя по всему, Овидий здесь описывает простейшую 3-шашечную Мельницу, которая у римлян называлась «Tabula lusoria», «Ludus terni», «Rota» или просто «Lines» (то бишь «чёрточки»).

В точности по такому же принципу устроены: «Shisima » из Кении, «Tsoro yemutatu » из Зимбабве, «Achi » из Ганы, «Fanoron-telo » с Мадагаскара, «Tapatan » с Филиппин, «Luk tsut k"i » из Китая, «Padavettu », «Nira » и «Kallukali » из Индии, «Pitarilla тewas »; американских индейцев - и ещё несметное множество всяких прочих Мельниц (перечень займёт целую страницу).

Эта игра встречается на всех трёх континентах Старого Света, так что даже непонятно, где она была придумана впервые. В такой Мельнице у игрока всего 3 фишки (правда, в «Аши» - по 4).
В ней нет захвата - игрок, первым поставивший «мельницу», сразу выигрывает.
Анализ показывает, что при умной игре всегда будет ничья, как в крестиках-ноликах, однако это не мешало древним римлянам: Rota была у них весьма популярна:
на руинах Вечного Города повсюду выбиты в камне «доски» в виде колеса с восемью ступицами. Им 2500 лет, а на них до сих пор можно играть.


В Китай Мельница проникла примерно в 500 г. до н.э., во времена Конфуция под названием «Sam k"i», откуда попала в Корею под названием «Gonu », и - немного видоизменённая - к монголам, где была известна под поэтичным именем «Altan-Xaraacaj » («золотая ласточка»).

В Германии найдены различные типы старинных полей для игры в Мельницу - круглые, квадратные, в том числе три доски с классической разметкой из раскопок римских укреплений на Лайме. В Ирландии, при раскопках погребения в Cr Bri Chualann (нынешний Брэй в Уиклоу), датируемого 2000-500 до н.э., среди прочего погребального инвентаря также была обнаружена доска для игры в Мельницу.

В Англии Мельницу чаще всего называют «Merels».
Ещё одно популярное в англоязычных странах название Мельницы, «Nine men’s morris» («Танец девяти мужчин ») пошло гулять по свету с лёгкой руки Шекспира, в пьесе которого «Сон в летнюю ночь » нимфа Титания жалуется королю эльфов Оберону:

The fold stands empty in the drowned field,
And crows are fatted with the murrion flock;
The nine men"s morris is fill"d up with mud,
And the quaint mazes in the wanton green
For lack of tread are undistinguishable.

(То же самое в переводе М.Лозинского):
Загон пустует в наводнённом поле,
Овечьим мором сыто вороньё;
Дёрн, где играют в мельницу, затоплен.
И лабиринты на лугах зелёных
Заброшены и еле различимы.

Хотя действительно существовал такой староанглийский танец «moorish » («мавританка»), большинство исследователей сходятся в том, что слово «morris» происходит от латинского «merellus» т.е. «фишки».
Наряду с Табулой и Латрункулями, Мельница была популярна у римских легионеров, которые вряд ли любили танцевать, зато игры свои пронесли через весь континент. После падения Римской империи Мельница разделила судьбу Табулы и практически исчезла в Европе, но если последней игре помогли выжить персы и арабы, то делу сохранения и распространения Мельницы немало поспособствовали викинги.

При раскопках Гокштадтского корабля в окрестностях Сандефьорда в Норвегии (900 н.э.), в погребальной каюте ярла археологи нашли игровую доску, одна сторона которой была размечена для игры Хнефатафл 13x13, а другая - для 9-шашечной Мельницы.

Современные ролевики и реконструкторы часто и охотно копируют эту знаменитую доску.


«Mylna », как её называли викинги, оказалась, наверное, единственной игрой, которую они позаимствовали в своих грабительских походах и сохранили практически неизменённой.
На территории Руси в средние века в Мельницу играли, пожалуй, только на Псковщине и в Новгороде, куда её завезли всё те же варяги - там найдены фрагменты игровых полей и хорошо сохранившиеся доски, одна такая, вырезанная на лодочной скамье, сегодня экспонируется в городском музее.



С арабами Мельница всё дальше проникала в Африку и примерно к 1200 году н.э. добралась до Мапунгубве - древнего королевства в долине реки Лимпопо, где археологи тоже нашли очень древние доски, затем распространилась по всей Африке, включая Мадагаскар, и вернулась на Пиренейский полуостров с мавританским завоеванием.
Как следствие, она упоминается в знаменитой «Книге игр » короля Кастилии Альфонсо X Мудрого (1240 г.), а также во фламандском манускрипте «Роман об Александре » (1338 г.).
Позже испанские конкистадоры принесли её с собой в Америку.


Средневековая Европа с упоением заигрывалась Мельницей - это была третья по популярности игра после шахмат и нард у аристократии (и опять же - третья после нард и «Лисы и гусей» у простонародья).
Игра достигла пика своей популярности в средневековой Англии. Самым распространённым игровым набором типа «3 в 1 » в те годы стал ящичек с шахматной доской на одной стороне, Мельницей - на другой и нардами внутри, на развороте.
В Европе подобные наборы популярны до сих пор.


Доски для вельмож украшались янтарём, слоновой костью, перламутром, ценными породами дерева, сохранились целые игровые столы с отдельными полями для шахмат и для Мельницы.

Игральные поля для Мельниц вырезаны даже на скамьях английских соборов в Кентербери, Глостере, Норвиче, Солсбери и Вестминстере - монахи приспособились развлекать себя во время скучных проповедей при помощи зубочисток: это были вариации всё той же римской Rota, только поля на них обозначались дырочками, а не линиями, отсюда ещё одно, британское название 3-шашечной Мельницы - «Nine holes » («Девять дырочек»).
Правда, построение диагонали на подобных досках почему-то выигрыша не приносило.

Наверное, пора перейти к правилам.
Принцип Мельницы прост, как всё гениальное, и восходит к построению трёх фишек в ряд (то есть, всё к тем же крестикам-ноликам), только фишки в Мельнице получили возможность передвижения.
* В игре три этапа:
1. Доска пуста. Игроки по очереди выставляют фишки по одной на поле - на перекрестья и в углы, стремясь выстроить три фишки в ряд - «мельницу». Если это удалось, игрок может «смолоть» любую фишку противника, убрать её с доски. Срубленная фишка больше в игру не возвращается.
2. Фишки расставлены и начинают двигаться. Ходить можно только по линиям на соседний перекрёсток (в некоторых вариантах - ещё и прыгать друг через друга, но только не с линии на линию). Цель прежняя - выстроить три фишки в ряд, что позволит «смолоть» фишку противника.
3. Когда у игрока остаются всего три фишки, он получает право переносить фишку на любое перекрестье, независимо от начерченных линий. Второй игрок при этом ходит по обычным правилам, пока у него тоже не останется три фишки.
В варианте с 11 или 12 фишками третий этап начинается, когда остаётся 4 фишки.
* Ходы обязательны, если они возможны.
* При взятии игрок может снять любую фишку противника, кроме тех, которые уже образовали «мельницу».
* Строить и рушить «мельницу» на одном и том же месте можно неоднократно, фишка соперника при этом всякий раз подлежит взятию. Самой жёсткой и опасной считается ситуация, когда игрок выстраивает рядом две параллельные «заготовки» для «мельницы», а затем, каждым следующим ходом средней фишки между ними буквально крушит позицию противника - против такой тактики нет никакого приёма, пока не наступает последняя фаза игры.
* Если игрок одним ходом строит сразу две «мельницы», он снимает две фишки соперника.
* Проигрывает тот, у кого осталось только две фишки или все фишки заперты - в обеих случаях он не может построить «мельницу».
Вот, в общем, всё, что можно сказать о правилах Мельницы.
Как игры семейства манкалы уходят корнями ко временам начала земледелия, так Мельница, возможно, отсылает нас к зарождению традиций скотоводства. Пастухи и правда видят что-то очень знакомое в движении чёрных и белых фишек в пределах нескольких квадратов-загонов. В Англии её не зря называют «Shepherd"s mills » («Пастушьей мельницей»). В южных штатах США - Техасе, Нэшвилле, Нью-Мексико - Мельница до сих пор зовётся «Ковбойскими шашками ».

В ЮАР в 12-шашечные Мельницы «Morabaraba» (слева) и «Sesotho» (справа) издревле играли в деревнях, называя фишки «коровами» (кстати, в настоящее время эта игра признана там официальной спортивной дисциплиной).
В скотоводческой Туркмении «Дюз-дюм » был так популярен, что тамошние мастерицы специально ткали особые коврики с рисунком в виде игрового поля, а в 60-е годы там даже проводились республиканские турниры по этой игре.

Нет сомнений, что поле для Мельницы несло не только игровую нагрузку, но и представляло собой охранные рисунки - обереги от зла . Эти изображения можно встретить на камнях в лесах европейского севера и на вертикальных стенах пещер и храмов в Индии, где вряд ли вообще можно было играть.


На Цейлоне подобные изображения издревле считались верным средством от сглаза: два таких рисунка выбиты на ступенях лестницы в храмовом комплексе на холме Михинтале - их вырезали во время правления царя Махадатика Маханага (9-21 гг. н.э.).
Для древних каменотёсов знаки в виде вписанных квадратов были символом зодческой мудрости - так называемым «вавилоном» и отображали план священного шумерского храма-зиккурата.

Древнерусские зодчие тоже рисовали подобные знаки.
По мнению В.А.Рыбакова, подобные шаблоны служили измерительным инструментом, лекалом для вычисления соотношений сторон, золотого сечения, квадратуры круга и т.д. В статье «Архитектурная математика древнерусских зодчих» Рыбаков пишет буквально следующее:
«Оказывается, что стороны прямоугольников и расстояния между узловыми точками чертежа (углами и пересечениями линий) таят в себе множество различных соотношений, которые известны в архитектуре и прикладной геометрии средневековья. [...] При помощи изучаемого нами графика можно быстро и с достаточной для практических целей точностью решить все важнейшие задачи средневековых геометров».

В нескольких милях к востоку от Северного Рейна-Вестфалии в лесу стоит так называемый «Броденский камень» (Bredenstein) с выбитым на нём характерным рисунком с двумя квадратами; этот артефакт также датируют бронзовым веком, однако его назначение до сих пор неясно - то ли это игровое поле, то ли культовый петроглиф.

В кельтской Ирландии площадки для игры в Мельницу тоже считались священными:
в центре располагался святой «котёл» - символ возрождения, от которого расходились строго ориентированные линии, означавшие четыре стороны света, четыре стихии и четыре ветра.

В плане космогонии Мельница была моделью Вселенной древних, где девять известных планет соответствовали девяти фишкам.

У древних скандинавов Мельница в астральном плане изображала три звезды Пояса Ориона - Минтака, Альнилам и Альнита, которые они называли «Прялкой Хель »: богиня смерти и правительница царства Нифльхейм в их представлении пересекала небо на спине Малой Медведицы с веретеном в одной руке и прялкой в другой и по пути сучила нить пространства-времени.
Кто слышал отечественную фолк-группу «Мельница» и знают, что её солистка зовёт себя Хелависой (да ещё и помнят песню «Прялка»), сейчас без труда сложат два и два и наконец-то поймут, откуда ноги растут.


Наверное, именно Мельница положила начало главному принципиальному «расколу», связанному с играми на досках, а именно - вопросу, куда ставить фишки: на перекрестья линий или в клетки.
В некоторые игры (Мельница, Го, рэндзю, «Лиса и гуси», «Волки и овцы» и прочее игровое зверьё) и по сей день играют исключительно на доске с перекрестьями или дырочками, в другие (шахматы, древнеримские Латрункули , японские Хасами Сёги ) - на доске с клетками.
Средневековый скандинавский Хнефатафл игрался так и так, и этак (у него было очень много разновидностей), а вот всем известные шашки претерпели интересную эволюцию:
от египетской игры «Qirkat » - в испанский Aлькуерк (что есть не более чем искажённое мавританское «Al-Qirkat »), который в конечном итоге был перенесён на индийскую аштападу (шахматную доску).
На Филиппинах и в Малайзии вплоть до середины XX века играли в шашки «Dana », полностью тождественные современным, за исключением некоторых тактических отличий и архаичной доски с перекрестьями.

Современное французское и испанское название шашек - «Dames » сходно с названием этой игры. Фирма производитель настольных игр «Ludens Planet» и сегодня выпускает именно такие игровые комплекты.
Впрочем, правды ради следует сказать, что существуют разновидности игр по типу Мельницы, в которые играют на клеточном поле, ставя фишки в клетку или на пересечения линий. Это «Дра » из Мавритании, «Дали » и «Доки » из Судана, «Вали » из Сонгаи, «Болотуду » из центральной Африки и некоторые другие.

Разновидностей Мельниц много, но различия касаются только формы поля и количества фишек, правила же одинаковые. Про 3-шашечную мельницу я рассказал достаточно.
Доска на 5 или 6 фишек - это два квадрата, один в другом.
Здесь возможностей больше, хотя игра тоже часто кончается ничьей.

На такой доске невозможно сделать «мельницу» на линиях, соединяющих квадраты, поэтому нередко добавляют ещё один перекрёсток в центре (фишек становится 7) - это не считается нарушением, но и не приветствуется, ибо первый, кто занимает центр, выигрывает. Подобный вариант был распространён в Италии, Франции и Англии в средние века, но к 1600 году тоже безнадёжно устарел.

Довольно курьёзный вариант 6-шашечной Мельницы на треугольном поле - «Sixpenny maddell» («Шестипенсовая Мельница ») существовал в XIX веке в Уилтшире в Англии.
Такое поле из трёх треугольников, хоть невелико, позволяет строить «мельницу» на всех соединительных линиях.

Самые захватывающие всё-таки большие Мельницы с 9-ю и 12-ю фишками.
Доски для них чаще всего представляют собой три квадрата, вписанные один в другой (различия только в том, как и сколько линий их соединяют). 9-шашечная Мельница - классический и самый древний вариант большой Мельницы. На таком поле три квадрата, вписанных друг в друга, и нет диагоналей - только прямые углы.

На поле для 12-шашечной Мельницы (известной в России как «Паутинка » - справа) добавлены четыре диагональные линии, и у каждого игрока уже двенадцать фишек.
Это означает, что доска может быть заполнена уже во время расстановки фишек, и если «мельница» при этом не была построена и снятия произошло, игра заканчивается вничью.

Такие доски начинают массово появляться ближе к эпохе Возрождения - на некоторых диагонали служили только для перемещения фишек, на других же допускалось построение на них полноценных «мельниц».

9-12-шашечная «Паутинка» даёт больше комбинаций для построения «мельниц».
В XX веке появились новые типы мельничных досок: 12-шашечная «Сетка » с внутренними диагоналями и 12-шашечная «Улитка » на основе, скажем так, усложнённой свастики:

«Пятиугольная 12-шашечная», «Шестиугольная 13-шашечная» и множество других, ещё более запутанных и увлекательных.

Вообще, главная изюминка этой игры - колоссальное множество придуманных для неё разнообразных досок: они отличаются количеством перекрестий и, соответственно, «мельниц», которые на них можно построить.

Если разобраться, то фактически играть в Мельницу можно на любом более-менее симметричном узоре с пересечением линий. Это могут быть разнолучевые звёзды, пяти-, шести- и прочие многоугольники с диагоналями, и совершенно фантастические «сетки» и «паутины» - малейшее изменение формы неизбежно влечёт за собой и изменение геймплея.
В частности, одна из популярных математических задач сводится к расчёту возможного количества «мельниц», которые можно построить на той или иной геометрической фигуре.

История шашек ч.11: Форсэ, Французские, Итальянские, Тайские шашки, Дана, Чекерс, Дамоне.

Шашки, шахматы и «Монополия» давно наскучили? «Вокруг света» приглашает поиграть в популярные настольные игры разных стран. В первом выпуске - самая древняя игра в истории человечества

Доска для «мельницы» из грушевого дерева, украшенная инкрустацией из слоновой кости, рога, перламутра и меди. Южная Германия, 1560–1580 год

Путешествуя по сегодняшней Европе, туристы то и дело встречают загадочный символ - три больших квадрата, вписанных один в другой. Увидеть его можно где угодно: на парапетах, на скамейках в парках, на столиках в кафе. Трудно понять его назначение, пока не заметишь, как шахматисты-любители, закончив партию, пересаживаются за столики с этим символом и увлеченно двигают фишки по перекрестьям. Разгадка проста: перед нами «мельница» - одна из древнейших настольных игр в истории.

Средневековая Европа с упоением заигрывалась «мельницей» - это была третья по популярности игра после шахмат и нард у аристократии и третья после нард и «лисы и гусей» у простонародья. В Германии ее называли mühle , в Чехии - mlýn , в Венгрии - malom , во Франции - jeu du moulin , в Италии - mulino . Почему название игры с большинства европейских языков переводится как «мельница», неясно. Некоторые лингвисты полагают, что оно пошло от старонемецкого muhle («ряд») или латинского merellus («фишка»).

Название «танец девяти мужчин», популярное в англоязычных странах, отправилось гулять по свету с легкой руки Уильяма Шекспира: игра упоминается в пьесе «Сон в летнюю ночь». В Англии на лугах встречаются большие участки с разметкой в виде мельницы, где могут встать несколько человек. Вряд ли они использовались для игры, скорее для какого-то ритуала или собственно танца.

Римляне обожали «мельницу», правда, не совсем ту, что мы знаем сегодня. Поэт Овидий в своей «Науке любви» описывает простейший трехшашечный вариант, который в Риме назывался rota («колесо»). Поле в такой игре - круг, разделенный на 4 или 8 частей, у каждого игрока всего три фишки. Выигрывает первый, выстроивший все фишки в ряд. Аналогично устроены шисима из Кении, фанорон-тело с Мадагаскара, тапатан с Филиппин, падаветту из Индии, да и хорошо известные нам крестики-нолики. Математически доказано, что при безошибочной игре результат всегда будет ничейным, однако древним римлянам это не мешало: на мостовых Вечного города повсеместно выбиты игровые «колеса». Им по три тысячи лет, и на них все еще можно играть.

После падения Римской империи «мельница» в Европе едва не исчезла, но ей помогли выжить викинги, прихватив игру вместе с остальным награбленным добром. Так, при обнаружении Гокстадтского корабля в Норвегии (IX в. н. э.) в погребальной каюте ярла (племенного вождя) археологи нашли доску для «мельницы». Скандинавы считали ее талисманом на пути в загробный мир.

Во многих культурах мельничный знак считался оберегом. Простая мельница - колесо со спицами - древнейший солярный символ, который можно увидеть среди наскальных рисунков везде, где жил человек. Сложные мельницы встречаются на вертикальных стенах пещер и храмов в Индии, где вряд ли можно было играть. Древнейшие петроглифы со знакомым символом относятся к 3000–2500 годам до н. э., а один из рисунков датируют почти что последним ледниковым периодом (8000 лет до н. э.).

Сегодня тактика этого «археоптерикса» игрового мира выглядит слегка громоздко по сравнению с маневрами динамичных игр XXI века. Но ведь большинство из них - потомки «мельницы», прародительницы почти всех настольных игр на Земле.


Игра игрой, но древнерусские зодчие использовали знак «мельницы» в качестве измерительного шаблона .

Расстояния между его узловыми точками таят в себе множество соотношений из архитектуры и прикладной геометрии. Плотникам, строителям, как и всем ремесленникам в те времена, народ приписывал магические умения - тайные связи с лесом, колдовские способности. «Вавилон» (а именно так на Руси называли «мельницу») считался символом мудрости зодчего.

Правила игры

Поле для «мельницы» можно нарисовать на листе бумаги. Для игры понадобится 18 фишек: 9 одного цвета и 9 другого.

Фазы


1. Соперники поочередно выставляют свои фишки по одной на свободные перекрестья и углы, стремясь выстроить «мельницу» - ряд из трех фишек. Игрок, которому удалось построить «мельницу», убирает с поля любую фишку соперника. В игру она больше не возвращается. Запрещается забирать фишки, которые в данный момент составляют «мельницу».


2. Когда все фишки расставлены, игроки начинают передвигать их, строго по линиям и только на свободную соседнюю позицию. Цель прежняя - составить «мельницу», чтобы убрать со стола фишку соперника. Если игрок одним ходом составляет две «мельницы», он забирает сразу две фишки.


3. Когда у игрока остается всего три фишки, они начинают «летать»: фишку можно переносить на любое перекрестье, невзирая на линии. При этом пока у соперника больше трех фишек, он продолжает играть строго по линиям. Проигрывает тот, у кого осталось две фишки (из них нельзя выстроить «мельницу») или чьи фишки оказались заперты и не могут сделать ход по линии.

Тактика


В первой фазе игра напоминает крестики-нолики: нужно помешать сопернику выстроить ряд из трех фишек. Строить и рушить «мельницу» на одном и том же месте можно неоднократно, при этом всякий раз происходит взятие. В самой опасной ситуации игрок делает рядом две заготовки для «мельниц», а затем ходами фишки между ними крушит позиции соперника - против такой тактики нет никакого приема, пока игра не перейдет в третью фазу.


ВАРИАНТЫ

От кольца до свастики

Изюминка «мельницы» - колоссальное количество придуманных для нее досок. Разновидности отличаются формой поля и количеством фишек, но правила везде одинаковые. В «малые мельницы» (те же крестики-нолики) играет детвора. «Танец девяти мужчин» - классический вариант, в нем нет диагоналей, только прямые углы. «Паутинка» появилась в эпоху Возрождения: здесь добавлены диагональные линии и каждому игроку дается не 9, а 12 фишек. «Сетка» с дополнительными диагоналями предоставила еще больше возможностей для построения «мельниц». В XX веке возникли новые разметки: «улитка» на основе свастики, пятиугольная, шестиугольная и множество других.

1 «Малая мельница»

2 «Римская rota »

3 «Танец девяти мужчин»

4 «Паутинка»

5 «Сетка»

6 «Улитка»

7 «Пятиугольная мельница»


Если на севере «мельницу» приютили викинги, то на юге ей помогли выжить арабы, перенявшие игру у египтян. На фото: каменная «мельница» родом из Йемена


Самодельная домашняя «мельница» из доски и пуговиц. Внутри малого квадрата - емкость для хранения битых фишек


Сепфорис, древняя столица Галилеи, впервые упомянут в летописи в 100 году до н. э. На мостовой - «мельница-паутинка»


Цветная иллюстрация из «Книги игр» (Libro de los Juegos) , которая была написана в 1283 году по велению короля Альфонсо X Кастильского


Крестьянин с «мельницей» в руках. Фрагмент французского гобелена 1510 года


По запросу 9 Men Morris можно найти десятки игр для любых мобильных платформ. Некоторые из них предлагают вступить в бой с игроками со всего мира в многопользовательском режиме.

Фото: Alamy / Legion-media (x2), Getty Images (x2), Album / East News, Bridgeman / Fotodom.ru, iStock, Carole Raddato (CC-BY-SA)

Итак, настала пора потихоньку переходить к играм, так сказать, «без костей».
Начнём с древнейшей - с «Мельницы»!

Игра, которую в России называют «Мельница», - дальняя родственница крестиков-ноликов. В Германии её называют «Mühle», в Дании - «Møller» или «Møllespil», в Голландии - тоже «Molenspel» (а также «Negensticken» - «девять палочек»), в Швеции - «Qvarn» или «Dubbel-qvarn», в Исландии - «Mylna» или «Mylla», в Чехии - «Млын», в Венгрии - «Malomsdi», во Франции - «Jeu de moulin» или «Charett», в Италии - «Mulinello», в Индии - «Tule paid», в Бангладеш - «Bara-guti-pait-pait», на Цейлоне - «Nerenchi keliya», в Армении - «Рез», в Молдавии - «Куран», а в Туркмении - «Дызым» или «Дюз-дюм».
Происхождение Мельницы теряется во тьме веков. Древнейшие поля для Мельницы, конечно же, до наших дней не сохранились:).

Возможно, Мельница была первой игрой после манкалы, из алгоритма которой человек сознательно исключил всякий элемент везения: в ней нет игральных костей, палочек и других генераторов случайных чисел, а только разум и расчёт. Археологи нашли сотни древних досок для игры в Мельницу в Египте, Греции, Италии, Исландии, в Китае, Пакистане, Индии и на Цейлоне. Древнейшие следы Мельницы находят уже в Трое I Шлимана (3000-2500 до н.э.). Пакистанские поля для Мельницы тоже не настолько новенькие, чтобы ими можно было пренебречь (2600-1800 до н.э.).
Почему название игры так или иначе переводится с большинства европейских языков как «Мельница», тоже неясно. Одни считают, что само поле с симметричными квадратами и перекрестьями напоминает крылья ветряной мельницы, но древние люди таких мельниц не знали, другие - что название восходит к старонемецкому «muhle» («ряд»), а третьи считают, что в основе лежит искажённое латинское «merellus» - «фишки». Есть и другие теории, но эти самые популярные.

Роберт Белл считал, что Мельница родом из Египта: подобная доска действительно была там найдена на плитах крыши храма в Курне (ок. 1400-1333 гг. до н.э.), но это явно поздняя версия: поле украшено коптским крестом, что позволяет датировать её временами распространения христианства, то есть около 300-600 н.э.

Когда арабы вторглись в Египет, они переняли у местного населения эту игру. Греки тоже узнали о Мельнице от египтян при Птолемеях, а римляне - либо от греков, либо от троянцев, которых они считали своими предками. Римский поэт Овидий среди прочих игр упоминает о Мельнице в своей «Науке любви»:

Есть и такая <игра>, где каждый выводит по трое шашек,
А побеждает, кто смог в линию выстроить их.

Судя по всему, Овидий здесь описывает простейшую 3-шашечную Мельницу, которая у римлян называлась «Tabula lusoria», «Ludus terni», «Rota» или просто «Lines» (то бишь «чёрточки»).

В точности по такому же принципу устроены: «Shisima» из Кении, «Tsoro yemutatu» из Зимбабве, «Achi» из Ганы, «Fanoron-telo» с Мадагаскара, «Tapatan» с Филиппин, «Luk tsut k"i» из Китая, «Padavettu», «Nira» и «Kallukali» из Индии, «Pitarilla тewas» американских индейцев - и ещё несметное множество всяких прочих Мельниц (перечень займёт целую страницу). Эта игра встречается на всех трёх континентах Старого Света, так что даже непонятно, где она была придумана впервые. В такой Мельнице у игрока всего 3 фишки (правда, в «Аши» - по 4). В ней нет захвата - игрок, первым поставивший «мельницу», сразу выигрывает. Анализ показывает, что при умной игре всегда будет ничья, как в крестиках-ноликах, однако это не мешало древним римлянам: Rota была у них весьма популярна: на руинах Вечного Города повсюду выбиты в камне «доски» в виде колеса с восемью ступицами. Им 2500 лет, а на них до сих пор можно играть.

В Китай Мельница проникла примерно в 500 г. до н.э., во времена Конфуция под названием «Sam k"i», откуда попала в Корею под названием «Gonu», и - немного видоизменённая - к монголам, где была известна под поэтичным именем «Altan-Xaraacaj» («золотая ласточка»).
В Германии найдены различные типы старинных полей для игры в Мельницу - круглые, квадратные, в том числе три доски с классической разметкой из раскопок римских укреплений на Лайме. В Ирландии, при раскопках погребения в Cr Bri Chualann (нынешний Брэй в Уиклоу), датируемого 2000-500 до н.э., среди прочего погребального инвентаря также была обнаружена доска для игры в Мельницу.
В Англии Мельницу чаще всего называют «Merels». Ещё одно популярное в англоязычных странах название Мельницы, «Nine men’s morris» («Танец девяти мужчин») пошло гулять по свету с лёгкой руки Шекспира, в пьесе которого «Сон в летнюю ночь» нимфа Титания жалуется королю эльфов Оберону:

The fold stands empty in the drowned field,
And crows are fatted with the murrion flock;
The nine men"s morris is fill"d up with mud,
And the quaint mazes in the wanton green
For lack of tread are undistinguishable.

(То же самое в переводе М.Лозинского):

Загон пустует в наводнённом поле,
Овечьим мором сыто вороньё;
Дёрн, где играют в мельницу, затоплен.
И лабиринты на лугах зелёных
Заброшены и еле различимы.

Хотя действительно существовал такой староанглийский танец «moorish» («мавританка»), большинство исследователей сходятся в том, что слово «morris» происходит от латинского «merellus» т.е. «фишки». Наряду с Табулой и Латрункулями, Мельница была популярна у римских легионеров, которые вряд ли любили танцевать, зато игры свои пронесли через весь континент. После падения Римской империи Мельница разделила судьбу Табулы и практически исчезла в Европе, но если последней игре помогли выжить персы и арабы, то делу сохранения и распространения Мельницы немало поспособствовали викинги. При раскопках Гокштадтского корабля в окрестностях Сандефьорда в Норвегии (900 н.э.), в погребальной каюте ярла археологи нашли игровую доску, одна сторона которой была размечена для игры Хнефатафл 13x13, а другая - для 9-шашечной Мельницы. Современные ролевики и реконструкторы часто и охотно копируют эту знаменитую доску.

«Mylna», как её называли викинги, оказалась, наверное, единственной игрой, которую они позаимствовали в своих грабительских походах и сохранили практически неизменённой. На территории Руси в средние века в Мельницу играли, пожалуй, только на Псковщине и в Новгороде, куда её завезли всё те же варяги - там найдены фрагменты игровых полей и хорошо сохранившиеся доски, одна такая, вырезанная на лодочной скамье, сегодня экспонируется в городском музее.


С арабами Мельница всё дальше проникала в Африку и примерно к 1200 году н.э. добралась до Мапунгубве - древнего королевства в долине реки Лимпопо, где археологи тоже нашли очень древние доски, затем распространилась по всей Африке, включая Мадагаскар, и вернулась на Пиренейский полуостров с мавританским завоеванием. Как следствие, она упоминается в знаменитой «Книге игр» короля Кастилии Альфонсо X Мудрого (1240 г.), а также во фламандском манускрипте «Роман об Александре» (1338 г.). Позже испанские конкистадоры принесли её с собой в Америку.

Средневековая Европа с упоением заигрывалась Мельницей - это была третья по популярности игра после шахмат и нард у аристократии (и опять же - третья после нард и «Лисы и гусей» у простонародья). Игра достигла пика своей популярности в средневековой Англии. Самым распространённым игровым набором типа «3 в 1» в те годы стал ящичек с шахматной доской на одной стороне, Мельницей - на другой и нардами внутри, на развороте. В Европе подобные наборы популярны до сих пор.

Доски для вельмож украшались янтарём, слоновой костью, перламутром, ценными породами дерева, сохранились целые игровые столы с отдельными полями для шахмат и для Мельницы.

Игральные поля для Мельниц вырезаны даже на скамьях английских соборов в Кентербери, Глостере, Норвиче, Солсбери и Вестминстере - монахи приспособились развлекать себя во время скучных проповедей при помощи зубочисток: это были вариации всё той же римской Rota, только поля на них обозначались дырочками, а не линиями, отсюда ещё одно, британское название 3-шашечной Мельницы - «Nine holes» («Девять дырочек»). Правда, построение диагонали на подобных досках почему-то выигрыша не приносило.
Наверное, пора перейти к правилам.
Принцип Мельницы прост, как всё гениальное, и восходит к построению трёх фишек в ряд (то есть, всё к тем же крестикам-ноликам), только фишки в Мельнице получили возможность передвижения.
* В игре три этапа:
1. Доска пуста. Игроки по очереди выставляют фишки по одной на поле - на перекрестья и в углы, стремясь выстроить три фишки в ряд - «мельницу». Если это удалось, игрок может «смолоть» любую фишку противника, убрать её с доски. Срубленная фишка больше в игру не возвращается.
2. Фишки расставлены и начинают двигаться. Ходить можно только по линиям на соседний перекрёсток (в некоторых вариантах - ещё и прыгать друг через друга, но только не с линии на линию). Цель прежняя - выстроить три фишки в ряд, что позволит «смолоть» фишку противника.
3. Когда у игрока остаются всего три фишки, он получает право переносить фишку на любое перекрестье, независимо от начерченных линий. Второй игрок при этом ходит по обычным правилам, пока у него тоже не останется три фишки. В варианте с 11 или 12 фишками третий этап начинается, когда остаётся 4 фишки.
* Ходы обязательны, если они возможны.
* При взятии игрок может снять любую фишку противника, кроме тех, которые уже образовали «мельницу».
* Строить и рушить «мельницу» на одном и том же месте можно неоднократно, фишка соперника при этом всякий раз подлежит взятию. Самой жёсткой и опасной считается ситуация, когда игрок выстраивает рядом две параллельные «заготовки» для «мельницы», а затем, каждым следующим ходом средней фишки между ними буквально крушит позицию противника - против такой тактики нет никакого приёма, пока не наступает последняя фаза игры.
* Если игрок одним ходом строит сразу две «мельницы», он снимает две фишки соперника.
* Проигрывает тот, у кого осталось только две фишки или все фишки заперты - в обеих случаях он не может построить «мельницу».
Вот, в общем, всё, что можно сказать о правилах Мельницы.
Как игры семейства манкалы уходят корнями ко временам начала земледелия, так Мельница, возможно, отсылает нас к зарождению традиций скотоводства. Пастухи и правда видят что-то очень знакомое в движении чёрных и белых фишек в пределах нескольких квадратов-загонов. В Англии её не зря называют «Shepherd"s mills» («Пастушьей мельницей»). В южных штатах США - Техасе, Нэшвилле, Нью-Мексико - Мельница до сих пор зовётся «Ковбойскими шашками».

В ЮАР в 12-шашечные Мельницы «Morabaraba» (слева) и «Sesotho» (справа) издревле играли в деревнях, называя фишки «коровами» (кстати, в настоящее время эта игра признана там официальной спортивной дисциплиной). В скотоводческой Туркмении «Дюз-дюм» был так популярен, что тамошние мастерицы специально ткали особые коврики с рисунком в виде игрового поля, а в 60-е годы там даже проводились республиканские турниры по этой игре.

Нет сомнений, что поле для Мельницы несло не только игровую нагрузку, но и представляло собой охранные рисунки - обереги от зла. Эти изображения можно встретить на камнях в лесах европейского севера и на вертикальных стенах пещер и храмов в Индии, где вряд ли вообще можно было играть.

На Цейлоне подобные изображения издревле считались верным средством от сглаза: два таких рисунка выбиты на ступенях лестницы в храмовом комплексе на холме Михинтале - их вырезали во время правления царя Махадатика Маханага (9-21 гг. н.э.). Для древних каменотёсов знаки в виде вписанных квадратов были символом зодческой мудрости - так называемым «вавилоном» и отображали план священного шумерского храма-зиккурата. Древнерусские зодчие тоже рисовали подобные знаки. По мнению В.А.Рыбакова, подобные шаблоны служили измерительным инструментом, лекалом для вычисления соотношений сторон, золотого сечения, квадратуры круга и т.д. В статье «Архитектурная математика древнерусских зодчих» Рыбаков пишет буквально следующее: «Оказывается, что стороны прямоугольников и расстояния между узловыми точками чертежа (углами и пересечениями линий) таят в себе множество различных соотношений, которые известны в архитектуре и прикладной геометрии средневековья. [...] При помощи изучаемого нами графика можно быстро и с достаточной для практических целей точностью решить все важнейшие задачи средневековых геометров».
В нескольких милях к востоку от Северного Рейна-Вестфалии в лесу стоит так называемый «Броденский камень» (Bredenstein) с выбитым на нём характерным рисунком с двумя квадратами; этот артефакт также датируют бронзовым веком, однако его назначение до сих пор неясно - то ли это игровое поле, то ли культовый петроглиф.

В кельтской Ирландии площадки для игры в Мельницу тоже считались священными: в центре располагался святой «котёл» - символ возрождения, от которого расходились строго ориентированные линии, означавшие четыре стороны света, четыре стихии и четыре ветра. В плане космогонии Мельница была моделью Вселенной древних, где девять известных планет соответствовали девяти фишкам.

У древних скандинавов Мельница в астральном плане изображала три звезды Пояса Ориона - Минтака, Альнилам и Альнита, которые они называли «Прялкой Хелы»: богиня смерти и правительница царства Нифльхейм в их представлении пересекала небо на спине Малой Медведицы с веретеном в одной руке и прялкой в другой и по пути сучила нить пространства-времени. Кто слышал отечественную фолк-группу «Мельница» и знают, что её солистка зовёт себя Хелависой (да ещё и помнят песню «Прялка»), сейчас без труда сложат два и два и наконец-то поймут, откуда ноги растут.

Наверное, именно Мельница положила начало главному принципиальному «расколу», связанному с играми на досках, а именно - вопросу, куда ставить фишки: на перекрестья линий или в клетки. В некоторые игры (Мельница, Го, рэндзю, «Лиса и гуси», «Волки и овцы» и прочее игровое зверьё) и по сей день играют исключительно на доске с перекрестьями или дырочками, в другие (шахматы, древнеримские Латрункули, японские Хасами Сёги) - на доске с клетками. Средневековый скандинавский Хнефатафл игрался так и так, и этак (у него было очень много разновидностей), а вот всем известные шашки претерпели интересную эволюцию: от египетской игры «Qirkat» - в испанский Aлькуерк (что есть не более чем искажённое мавританское «Al-Qirkat»), который в конечном итоге был перенесён на индийскую аштападу (шахматную доску). На Филиппинах и в Малайзии вплоть до середины XX века играли в шашки «Dana», полностью тождественные современным, за исключением некоторых тактических отличий и архаичной доски с перекрестьями.

Современное французское и испанское название шашек - «Dames» сходно с названием этой игры. Фирма производитель настольных игр «Ludens Planet» и сегодня выпускает именно такие игровые комплекты.
Впрочем, правды ради следует сказать, что существуют разновидности игр по типу Мельницы, в которые играют на клеточном поле, ставя фишки в клетку или на пересечения линий. Это «Дра» из Мавритании, «Дали» и «Доки» из Судана, «Вали» из Сонгаи, «Болотуду» из центральной Африки и некоторые другие.

Разновидностей Мельниц много, но различия касаются только формы поля и количества фишек, правила же одинаковые. Про 3-шашечную мельницу я рассказал достаточно. Доска на 5 или 6 фишек - это два квадрата, один в другом. Здесь возможностей больше, хотя игра тоже часто кончается ничьей.

На такой доске невозможно сделать «мельницу» на линиях, соединяющих квадраты, поэтому нередко добавляют ещё один перекрёсток в центре (фишек становится 7) - это не считается нарушением, но и не приветствуется, ибо первый, кто занимает центр, выигрывает. Подобный вариант был распространён в Италии, Франции и Англии в средние века, но к 1600 году тоже безнадёжно устарел.

Довольно курьёзный вариант 6-шашечной Мельницы на треугольном поле - «Sixpenny maddell» («Шестипенсовая Мельница») существовал в XIX веке в Уилтшире в Англии. Такое поле из трёх треугольников, хоть невелико, позволяет строить «мельницу» на всех соединительных линиях.

Самые захватывающие всё-таки большие Мельницы с 9-ю и 12-ю фишками. Доски для них чаще всего представляют собой три квадрата, вписанные один в другой (различия только в том, как и сколько линий их соединяют). 9-шашечная Мельница - классический и самый древний вариант большой Мельницы. На таком поле три квадрата, вписанных друг в друга, и нет диагоналей - только прямые углы.

На поле для 12-шашечной Мельницы (известной в России как «Паутинка» - справа) добавлены четыре диагональные линии, и у каждого игрока уже двенадцать фишек. Это означает, что доска может быть заполнена уже во время расстановки фишек, и если «мельница» при этом не была построена и снятия произошло, игра заканчивается вничью. Такие доски начинают массово появляться ближе к эпохе Возрождения - на некоторых диагонали служили только для перемещения фишек, на других же допускалось построение на них полноценных «мельниц». 9-12-шашечная «Паутинка» даёт больше комбинаций для построения «мельниц».
В XX веке появились новые типы мельничных досок: 12-шашечная «Сетка» с внутренними диагоналями и 12-шашечная «Улитка» на основе, скажем так, усложнённой свастики:

«Пятиугольная 12-шашечная», «Шестиугольная 13-шашечная» и множество других, ещё более запутанных и увлекательных.

Вообще, главная изюминка этой игры - колоссальное множество придуманных для неё разнообразных досок: они отличаются количеством перекрестий и, соответственно, «мельниц», которые на них можно построить.

Если разобраться, то фактически играть в Мельницу можно на любом более-менее симметричном узоре с пересечением линий. Это могут быть разнолучевые звёзды, пяти-, шести- и прочие многоугольники с диагоналями, и совершенно фантастические «сетки» и «паутины» - малейшее изменение формы неизбежно влечёт за собой и изменение геймплея. В частности, одна из популярных математических задач сводится к расчёту возможного количества «мельниц», которые можно построить на той или иной геометрической фигуре.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!