Литературный квест в библиотеке сценарий для старших. Сценарий праздника «Дружба с книгой шагает по планете» Литературный экспресс « Квест – игра « В гостях у сказки. Цифры в литературе

Квест-игра «По дорогам приключений»

Цель: развивать любознательность и интерес к чтению книг; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать внимательного читателя и любовь к книгам, умение работать в команде.

Игра рассчитана на учащихся 5-6 классов.

Оборудование: маршрутный лист для каждой команды, пазлы, вещи для «Бюро находок», призы (желательно- сладкий приз)

Маршрутный лист (выполнен в виде сказочной карты с отмеченными на ней станциями) каждой команде выдается с учетом того, что они не должны пересекаться на одной и той же станции – игра идёт одновременно для всех команд. Правильные ответы фиксируются членами жюри в маршрутном листе каждой команды.

Станции расположены в разных уголках школы: в библиотеке, в кабинетах, рекреациях, в спортивном зале, в актовом зале.

На каждой станции участникам даются слова, из которых они впоследствии должны составить пословицу. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов по итогам игры и сложившая из слов пословицу раньше других.

Время нахождения на станциях ограничено – не более 5 минут.

ХОД ИГРЫ.

Этап первый.

Учащиеся получают задание: подготовить название команды, девиз. В названии и девизе должны присутствовать либо сказочные герои, либо какие-то слова о книге и чтении.(3-5 минут)

Представление команд.

Капитанам вручают свитки, в которых скрыт маршрутный лист.

Этап второй.

Команды отправляются по разным станциям, чтобы не мешать друг другу решать поставленные задачи.

СТАНЦИЯ 1.

Сложи пазлы. (Приложение 1)

(иллюстрацию к художественному произведению можно распечатать самостоятельно), угадай автора и название книги: Барон Мюхгаузен (Р.Распе), Остров сокровищ (Р.Л.Стивенсон), Гарри Поттер (Джоан Роллинг).

Оценивание: За полный правильный ответ (сложенная картинка, название книги, автор) – 3 балла.

СТАНЦИЯ 2.

Блиц-турнир. Команда отвечает на вопросы по сказкам А. С. Пушкина

    Сколько лет рыбачил старик? (тридцать лет и три года)

    К кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи? (Золотому петушку)

    За какую плату согласился работать Балда у попа? (за 3 щелчка)

    Сколько времени была старуха царицей? (две недели: «вот неделя, другая проходит»)

    Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймал золотую рыбку?(3 раза)

    Нa кaкoм oстрoве выстрoил свой двoрец Гвидoн, cын цaря Сaлтанa? (на острове Буяне)

    За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей?(за 3 года)

    Какие чудеса были на чудном острове у князя Гвидона? (белка-чудесница, 33 богатыря, царевна-лебедь)

    К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? (солнце, месяц, ветер)

    В кого превращался царь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана? (Комара, муху, шмеля)

Оценивание: За каждый правильный ответ 1 балл, за каждый неполный ответ – 0,5 баллов

Дополнительное задание: Назовите правильно сказку А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане… (и сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Оценивание: За дополнительное задание – 5 баллов. Команда должна сама решить, нужно ли ей дополнительное задание.

СТАНЦИЯ 3.

БАСНИ.

Продолжи ставшие крылатыми строки из басен И.А.Крылова.

    А Васька слушает… (да ест)

    А вы, друзья, как ни садитесь… (Все в музыканты не годитесь).

    Кукушка хвалит петуха… (За то, что хвалит он кукушку)

    Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад… (А Щука тянет в воду)

    Ты всё пела? Это дело… (Так поди же, попляши!)

    Ай, Моська, знать она сильна … (что лает на слона)

    Недаром говорится… (что дело мастера боится)

Оценивание: За каждый правильный ответ 1 балл.

СТАНЦИЯ 4.

БЮРО НАХОДОК.

Кто из литературных героев потерял эти вещи? Назовите автора и название сказки.

    Полено (папа Карло, А.Толстой «Приключения Буратино или Золотой ключик»)

    Азбука (Буратино, А.Толстой «Приключения Буратино…»)

    Хрустальный башмачок (Золушка, Г.Х.Андерсен),.

    Корзинка (Красная шапочка, Ш.Перро)

    Зонтик Оле-Лукойе, Г.Х.Андерсен)

    Восточные башмачки с загнутыми носами (Маленький Мук, В.Гауф)

    Лампа (Л.Лагин «Старик Хоттабыч»)

    Горошина (Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»)

    Шляпа (Джоан Роллинг. Гарри Поттер)

    Яблоко (мачеха, А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне»)

    Грецкий орех (Г.Х Андерсен «Дюймовочка»

    Зеркальце (Сказка о мертвой царевне А.С.Пушкин)

Оценивание: За полный правильный ответ (имя героя, название сказки, имя автора) – 1 балл, за неполный ответ – 0,5 баллов

СТАНЦИЯ 5.

Буквенные ПАЗЛЫ. (Приложение 2)

Составьте из букв название художественных произведений. Назовите имя автора.

РУСЛАН И ЛЮДМИЛА (А.С.Пушкин)

ФЕДОРИНО ГОРЕ (К.И.Чуковский)

ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК (А.Н.Толстой)

Оценивание: За каждый полный правильный ответ – 2 балла. Всего за этот конкурс команда может набрать 6 баллов.

СТАНЦИЯ 6.

ЦИФРЫ в литературе.

Назовите художественные произведения, в названиях которых есть числа.

Например, сказка «Три поросенка», книги Ж.Верна «40 лье под водой», «80 дней вокруг света», А.Дюма «Три мушкетера».

Оценивание: За каждое названное художественное произведение- 1 балл.

Этап третий.

Жюри проверяет собранные пословицы. (Из глубины моря добывают жемчуг, из глубины книг черпают знания.)

Команды сдают жюри маршрутные листы. Подсчитываются очки, сопоставляется время прохождения этапов.

Награждение команд.

Приложение 1

Приложение1



Приложение 2

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА «ЛАБИРИНТ»

I . ВСТУПЛЕНИЕ

Ведущая . Сегодняшняя наша встре­ча посвящена творчеству А. С. Пуш­кина, выдающегося русского поэта, писателя, чьи произведения нашли свое достойное место в сокровищ­нице мировой литературы. Для каж­дого из нас А. С. Пушкин стал по-своему дорог и близок, благодаря тем произведениям, которые мы хоро­шо знаем. Пушкинский светлый ге­ний, подобно солнцу, осветил мно­гое и для своих современников, и для нас, далеких потомков. С его твор­чеством навсегда связываются пред­ставления о разуме, свете, молодос­ти, счастье...

Все ли мы знаем о жизни, творчест­ве Пушкина? До конца ли мы поня­ли все богатство его произведений? Нет - и, очевидно, этого никогда не произойдет. Пушкин принадлежит к таким явлениям, которые до кон­ца непознаваемы.

Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос, в какой же степени мы зна­ем творчество А.С. Пушкина, и оце­нить наши знания.

II . ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД

Ведущая : В нашей литературно-интеллектуальной игре «Лабиринт» принимают участие команды школ... (Читается список, ребята выходят на сцену под музыку.)

III . ПРАВИЛА ИГРЫ

Ведущая. Коротко напомню пра­вила игры.

I тур игры состоит из 5 вопросов: два из них посвящены жизни и творчест­ву поэта, три вопроса -прозаическим произведениям А.С. Пушкина, объ­единенным общим названием «По­вести Белкина» («Метель» и «Вы­стрел»).

На сцену приглашаются команды, ко­торые по жеребьевке имеют первый и второй номера. Затем З и 4, 5 и 6, 7 и 8, 9 и 10. Из 10 команд выйдет 5 команд, победивших в этой игре.

Подводятся итоги игры 1 тура.

Во II туре участвуют 5 команд - по­бедителей. Четыре команды играют попарно, а пятая играет с командой, набравшей самое большое количест­во баллов в I туре игры.

По окончании игры подводятся итоги, определяются призовые места. И те игроки, которые лучше всех играли, то есть ответили на большое количество вопросов, попадают в число участни­ков игры «Фаворит», принцип кото­рой состоит в том, что приглашается на сцену игрок, который набрал самое большое количество баллов, он опре­деляет сам соперника и остается в игре до тех пор, пока не сможет ответить на поставленный вопрос.

Игрок, победивший в этой игре, вы­зывает следующего соперника, и так проходит вся игра, пока один из иг­роков, переигравших своих соперни­ков, не останется один. Он и будет по­бедителем игры «Фаворит».

IV . ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЧЕТНОЙ КОМИССИИ ИЛИ ЖЮРИ, ВЫПОЛНЯЮЩЕГО ДАННУЮ

ФУНКЦИЮ

V . ХОД ИГРЫ

Итак, на игру приглашаются (называ­ются команды школ, капитан, участ­ники игры). Они занимают места за столом (5) (еще раз комментируют­ся правила игры, особенное внима­ние уделяется сигналу, по которому команда может отвечать).

VI . ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ К I И II ТУРАМ (количество вопросов определяет учитель)

(Критик XIX в. Аполлон Григорьев)

2. Назовите произведение А. С. Пуш­кина, посвященное легендарному его предку.

(Повесть «Арап Петра Великого»)

3. Сколько лет было главному герою повести «Выстрел» Сильвио?

(35 лет)

4. Какие книги читал Сильвио?
(Большей частью военные да романы)

5. Где жил герой повести «Метель» Гаврила Гаврилович Р.?

(В поместье Ненарадово)

6. Назовите автора биографа А. С. Пушкина, который утверж­дал, что «в детстве у Пушкина не было дома, то есть устойчивого представления о защищенности, об уюте и понимании, о месте, где можно спастись от всех бед
и несчастий».

(Ю. И. Лотман)

7. С какой целью был создан лицей, куда в 1811 году поступил учить­ся А. С. Пушкин?

(Для подготовки юношества, в част­ ности предназначенного к важным частям государственной службы)

8. Что было единственной роско­шью бедного дома Сильвио, ге­роя повести «Выстрел»?

(Богатое собрание пистолетов)

(В. А. Жуковский)

10. В какую игру играли гости Гав­рилы Гавриловича Р. из повести «Метель»?

(В бостон по 5 копеек)

11. Сколько лет надо было учиться в ли­цее, чтобы получить образование?

(6 лет)

12. Назовите лицейских друзей А. С. Пушкина, (не менее трех, чтобы засчитали балл).

(Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер)

13. В каком чине был предмет влюб­ленности Марьи Гавриловны из повести «Метель»?

(Армейский прапорщик)

14. Как назывался дом, в котором жил Сильвио?

(Мазанка)

15. Откуда был взят второй эпиграф к повести «Выстрел»?

(Из повести А. Бестужева-Мар лынского «Вечер на бивуаке»)

16. Кто из лицейских профессоров преподавал «нравственные на­уки» (логику и т. п.)?

(Куницын)

17. Как называлось стихотворение А. С. Пушкина, в котором есть такие строчки:

Куда б нас ни бросила судьбина,

И счастье куда б ни повело,

Все те же мы: наш целый

мир чужбина;

Отечество нам Царское село?

18. Из чего состояла жизнь армей­ского офицера (по повести «Вы­стрел»)?

(Утром - ученье, манеж, обед у полкового командира или в трактире; вечером - пунш и карты)

19. Где виделись влюбленные Марья Гавриловна и армейский прапор­щик?

(Всякий день они виделись наедине в сосновой роще или у старой часовни)

20. В какое время года переписка между влюбленными сделалась живее?

(Зимой)

21. При каких обстоятельствах и ког­да произошла знаменательная встреча А. С. Пушкина и Г. Р. Дер­жавина?

(В январе 1815 г. на переводных эк­заменах при переходе на следую­ щий 3-летний курс обучения)

22.Как называлось стихотворе­ние, которое Пушкин читал на публичном экзамене в лицее в 1815 г.

в присутствии Г. Р.

Дер­жавина?

(«Воспоминания в Царском Селе»)

23. На что были похожи дыры от пуль в стенах дома Сильвио?

(На пчелиные соты)

24. В какую игру играли офицеры в доме Сильвио?

(Метание в банк)

25. Какая счастливая мысль пришла Владимиру, которая так понра­вилась романтическому вообра­жению Марьи Гавриловны?

(Венчаться тайно, скрывать­ся несколько времени, а по­том броситься к ногам родителей за

прощением)

26. Назовите место службы А. С. Пуш­кина по окончании лицея.

(Коллегия иностран­ ных дел в Петербурге)

27. Кто, выслушав поэму «Руслан и Людмила» в чтении автора, по­дарил ему портрет с надписью «Победителю - ученику от по­бежденного учителя... 1820 мар­та 26»?

(В.А. Жуковский)

28. Какую привычку имел Сильвио во время игры в карты?

(Он имел обыкновение за игрою хра­нить совершенное молчание, ни­когда не спорил и не

объяснялся)

29. Каким предметом запустил взбе­шенный офицер в Сильвио?

(Медным шандалом)

30. За сколько верст находилось от Ненарадово село Жадрино, где должны были тайно венчать­ся

Марья Гавриловна и Влади­мир?

(В 5 верстах)

31. Кому принадлежит высказыва­ние: «Пушкин наводнил Россию возмутительными стихами»?

(Александру 1)

(В г. Екатеринослав, затем в Кишинев)

33. За каким занятием нашли Силь­вио на другой день после его не­приятного конфликта с офице­ром,

который недавно был пере­веден в полк?

(На дворе он «сажал пулю на пулю» в туза, прикле­енного к воротам)

34. Какой печатью были запечатаны письма Марьи Гавриловны к по­ друге и к своим родителям?

(Тульской печаткой)

35. Продолжите фразу: На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; ...

(Все казалось ей угрозой и пе­ чальным предзнаменованием)

36. С кем познакомился А. С. Пуш­кин по дороге в южную ссылку?
(С семьей генерала Н. Н Раевского, героя войны 1812 г., с его сыно­ вьями Александром и Никола ем,

с их сестрой А Марией)

37. Как называлась группа людей, с которыми поддерживал тесную связь А. С. Пушкин, был на их собраниях, вел с ними полити­ческие споры?

(Тайное общество России, бу­дущее Южное общество, ру­ ководимое Пестелем)

38. Кого взял себе в свидетели Вла­димир для обряда венчания?

(40- летнего корнета Дарвина, зем­лемера, и сына капитана - ис­правника, мальчик лет 16-ти, не­ давно поступившего в уланы)

39. Кого отправил Владимир в Нена­радово со своей тройкой и под­робным обстоятельным нака­зом?

(Надежного Терешку)

40. Какое событие вывело Сильвио из душевного равновесия после объяснения и примирения с

офи­цером, который оскорбил его?

(Он получил пакет, в котором было письмо, содержание которого он прочитал с великим нетерпением)

41. Кто из известных римских поэтов был сослан в свое время на берег Черного моря, к устью Дуная

и чья судьба была так похожа на судьбу ссыльного поэта А. С. Пушкина?

(Римский поэт Публий Овидий На­ зон 43 до н.э. - ок. 18 н.э. Был вы писан по приказу императора Августа на окраину империи в го­род-крепость Томыс, вблиз устья Дуная (современный г. Констан­ца). В 1795 г. крепость, основан­ ную на юге Украины в честь «пев­ ца любви» назвали Овидиополин (ныне райцентр Одесской области).

42. Назовите южные поэмы А. С. Пушкина (не менее 3-х).

(«Кавказский пленник» (1820-1821); «Братья-разбойники» (1821-1822); «Бахчисарайский фонтан» (1821-1823); «Цыганы» (1824)

43. Какие чувства испытывал Сильвио к офицеру, от имени которо­го ведется рассказ?

(Он любил его, по крайней мере с ним он оставлял резкое свое зло­речие и говорил с ним простодуш­ но, с необыкновенной приятностью)

44. Как назывался день, во время ко­торого в канцелярии полка раз­давались письма, газеты, паке­ты?

(Почтовый день, вторник и пятница)

45. Что помешало Владимиру вовре­мя добраться в Жадрино?

(Поднялся ветер, и сделалась та­ кая метель, что он ничего не видел)

46. Какой конфликт послужил пово­дом для новой ссылки Пушкина в Михайловское?

(Конфликт с генерал-губернатором города Одессы М. С. Воронцовым)

47. Где находилось Михайловское, родовое поместье Ганнибалов - Пушкиных?

(В Псковской губернии)

48. Когда, после блужданий в округе, Владимир прибыл в Жадрино?

(Па рассвете: было уже светло, пели петухи)

49. В какой одежде старики, то есть родители Марьи Гавриловны, Гаврила Гаврилович и Прасковья

Петровна имели обыкновение выходить к завтраку?

(В колпаке и байковой курт­ ке и в шлафроке на вате)

50. Назовите русскую меру длины, равную 4,4 см (именно на таком расстоянии ото лба была про-

стрелена шапка Сильвио).

(Вершок)

51. Как называется увольнение от во­енной службы, к которому прибег Сильвио после дуэли с графом?

(Отставка)

52. Чувства, владевшие графом во время повторной дуэли?

(Смятение, робость)

53. Назовите орудие, с помощью ко­торого провожатый Владимира Николаевича отыскал дорогу,

за­несенную сугробами?

(Дубина)

54. Назовите событие, «памятни­ком» которому стала, по словам Сильвио, простреленная красная

шапка с галуном?

(Дуэль)

55. Кем был для молодых офицеров Сильвио в свои 35 лет?

(Стариком)

56. Как назывался держатель банка в карточной игре; эту роль обычно брал на себя Сильвио?

(Понтер)

57. Назовите состояние, в котором находилась жена графа после вы­стрела Сильвио.

(Она была в обмороке)

58. Назовите площадку для верховой езды и конных упражнений, где проводили утренние часы

армейские офицеры.

(Манеж)

59. Назовите имя возлюбленного Марьи Гавриловны, с которым ей так и не удалось обвенчаться.

(Владимир Николаевич)

60. Назовите оскорбление, получен­ное Сильвио на балу.

(Пощечина)

61. Как назывался домашний халат, который носила Прасковья Пет­ровна?

(Шлафрок на вате)

62. Назовите средство, к которому обратилась Марья Гавриловна, чтобы соединиться с любимым.

(Нарочно перестала поддержи­вать разговор или молчала)

63. Назовите одно из мест, где кля­лись в вечной любви Марья Гав­риловна и бедный армейский прапорщик.

(Или сосновая роща, или старая часовня)

64.Назовите оружие, к которому бросились Сильвио и граф в мо­мент ссоры на балу.

(Сабеш)

65. Чем занимался вечерами поэт в Михайловском?

(Слушал сказки Арины Родионовны)

66. Как называлось селение, куда ез­дил А.С. Пушкин к своим сосе­дям Осиповым?

(Тригорское)

67. Сколько лет тому назад с момен­та рассказа Сильвио получил по­щечину на балу?

(6 лет)

68. Какие нравоучительные пос­ловицы и поговорки оказались полезными для окончательного

решения родителей Марьи Гав­риловне дать согласие на брак с Владимиром?

(Суженого конем не объедешь; бед­ ность не порок; жить не с бо­ гатством, а с человеком)

69. Какой болезни была подвержена Марья Гавриловна после неудач­ного венчания?

(Открылась сильная горячка, и бедная больная 2 недели находилась у края гроба)

70. Назовите произведение А. С. Пуш­кина, которое он писал парал­лельно с романом «Капитанская

(«Дубровский», октябрь 1832)

71. На какую тему А. С. Пушкин на­писал историческую работу?

(Истории крестьянской вой­ ны под предводительством Емельяна Пугачева)

72. Что находилось в фуражке офице­ра, с которым стрелялся Сильвио?

(Черешня)

73. Чем занимался офицер, от имени которого велся рассказ о Силь­вио, будучи в отставке?

(Беседовал со старостой, в разъ­ ездах по хозяйству, чтени­ ем, слушал сказки, песни баб)

74. В каком сражении отличился Владимир Николаевич и был тяжело ранен.

(В Бородинском)

ИГРА «ФАВОРИТ»

Первый участник игры вызывает соперника и им предлагаются по 2 вопроса: один - по жизни и творчеству А.С. Пушкина, другой - по произведениям «Метель» и «Выстрел».

1. Что ответил Пушкин на вопрос Николая I «Что бы тот сделал, если бы оказался 14 декабря в Петербурге?»

(Был бы в рядах мятежников)

2. После каких печальных событий Прасковья Петровна и Марья Гавриловна покинули Ненарадово?

(После смерти Гаврилы Гавриловича)

3. Что было изображено на рисунке, на котором Пушкин написал: «И я бы мог...»?

(Виселица с пятью фигурками повешенных)

4. Память о ком была священной для Марьи Гавриловны?

(О Владимире, он умер в Москве накануне наступления французов)

5. В каком произведении А.С. Пушкин использовал опыт Шекспира?

(«Борис Годунов»)

6. Какие предметы хранила Марья Гавриловна как напоминание о Владимире?

(Книги, рисунки, ноты, стихи)

7. Кто осуществлял проверку политической неблагонадежности поэта?

(Шеф жандармов Бенкендорф)

8. Какие песни исполнялись в честь победителей войны 1812 г.?

(Тирольские вальсы, ария из «Жоконда», «Да здравствует Генрих IV»)

9. В каком произведении изображены два героя: Петр I и бедный чиновник Евгений?

(В «Медном всаднике»)

10. «И в воздух чепчики бросали». Эту цитату использовал А. С. Пушкин, чтобы показать восторженное отношение женщин к победителям. Из какого она произведения?

(А.С. Грибоедов «Горе от ума»)

11.В каком году состоялась помолвка поэта с Натальей Николаевной Гончаровой?

(В мае 1830 года)

12.Какой особенностью во внешности обладал гусарский полковник Бурмин?

(Интересной бледностью)

13.Что вынудило поэта задержаться в Боддино?

(Эпидемия холеры)

14.Какое чувство возникло между Машей и Бурминым? («Метель»)

(Любовь)

15.В каких произведениях А. С. Пушкина звучит мотив растлевающей власти денег?

(«Пиковая дама», «Скупой рыцарь»)

16.Что увидел Бурмин во время бури вдалеке?

(Огонек)

17.В каком произведении звучит знаменитое выражение: «гений и злодейство - две вещи несов-местные»?

(«Моцарт и Сальери»)

18.Что пытался найти Владимир как ориентир во время снежной бури?

(Рощу)

19.В каких произведениях раскрыты важнейшие проблемы жизни и смерти?

(«Дон Жуан», «Пир во время чумы»)

20.Сколько верст от Ненарадово до Жадрина?

(Пять)

21.Какие повести, кроме «Метели» и «Выстрела», составляют сборник повестей под названием «Повести Белкина»?

(«Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель», «Гробовщик»)

22.Какое транспортное средство использовал Бурмин для поездок?

(Кибитку)

По окончании игры объявляется победитель, команды приглашаются на сцену для вручения подарков и грамот.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ведущая . Пушкин - это лучшее, что есть в каждом из людей, это доброта и талант, смелость и простои верность в дружбе, любви.

Размышляя о Пушкине, люди невольно сравнивают себя с ним: а как сделал бы я?.. А что я думаю об этом?..

Это очень полезные размышления и очень важные. Они способствуют пробуждению в наших душах и умах) самых лучших, самых высоконравственных мыслей и устремлений.

Всем спасибо за участие в игре.

До свидания, до следующей игры.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К

ИГРЕ «ФАВОРИТ»

1. Назовите дату рождения АС. Пушкина.

2. Чем семья Марьи Гавриловны славилась в округе(«Метель»)?

(Гостеприимством и радушием)

3. Где был Пушкин в дни декабристского восстания?

(В Михайловском)

4. Как звали отца А. С. Пушкина?

(Сергей Львович Пушкин)

5. Сколько лет было Марье Гавриловне («Метель»)?

(17 лет)

6. Любимое время года А. С. Пушкина?

(Осень)

7. На чем была воспитана Марья Гавриловна («Метель»)?

(На французских романах)

8. Кто был с А. С. Пушкиным в Михайловском?

(Няня Арина Родионовна)

9. Под каким предлогом должна была удалиться в свою комнату Марья Гавриловна в день побега?

(Под предлогом головной боли)

10.Назовите первое печатное произведение А. С. Пушкина.

(«Руслан и Людмила»)

11.Что оставила Марья Гавриловна] в своей книге перед побегом?

(Письма)

12.Кто из друзей навестил А. С. Пушкина в Михайловском?

(И. Пущин)

13.Что было изображено на тульской печати («Метель»)?

(Два пылающих сердца с надписью)

14. Назовите место службы А. С. Пуш­кина под началом генерала Инзова.

(Кишинев)

15. Сколько минут должен был за­тратить жених на дорогу до цер­кви в Жадрино? («Метель»)

(20 минут)

16. Когда состоялась последняя ду­эль А. С. Пушкина?

(7 февраля 1837 г.)

17. Выдал ли кто тайну Марьи Гаври­ловны?

(Нет)

18. Как звали мать А. С. Пушкина?

(Надежда Осиповна)

19. Что ответил Владимир на сооб­щение о согласии на брак с Ма­рьей Гавриловной?

(Что ноги его не будет в их доме)

Приложение

Положение об игре «Лабиринт»

1. Общие положения

1.1. Основной целью игры является:

    создание дополнительной образова­тельной среды и максимальных ус­ловий для духовного, морального и эстетического развития учащихся;

    дальнейшее совершенствование системы работы с одаренными детьми;

    развитие интеллектуального и твор­ческого потенциала, литературных достижении личности одаренно­го ребенка;

    умение сотрудничества и сотвор­чества в группах, постановки кол­лективных целей и путей достиже­ния их;

    способствование повышению инте­реса учащихся к литературе и при­общению их к общечеловеческим и духовным ценностям;

    формирование умений и навыков работы с текстами художествен­ных произведений, дополнитель­ной и справочной литературой.

2 . Организация игры «Лабиринт»

    Организацию и проведение игры осуществляет оргкомитет, а оцени­вание игры и определение победи­телей - жюри.

    Главными задачами оргкомите­та являются:

    решение технических проблем про­ведения игры, организация прове­дения всех этапов игры;

    консультации участников игры;

    подготовка заданий.

2.3. Главными задачами жюри яв­ляются:

    подведение итогов всех этапов игры;

    оценивание игры ее участников;

    определение победителей игры.

3. Участники игры.

3.2. В игре принимают участие все желающие из числа 9,10 классов об­щеобразовательных школ, лицеев, гимназий.

3.3. Команда участников игры состо­ит из 5 человек.

4. Порядок проведения игры.

4.1. Игра проводится в три этапа:

    этап - ноябрь;

    этап - январь;

    этап - апрель.

    Для участия в игре участникам необходимо подать заявки.

    В заявке на участие в игре указыва­ются фамилия, имя, название учебного заведения, класс участников игры.

4.4. Задания и вопросы для прове­дения игры даются одновременно всем участникам на первой консуль­тации (время будет указано допол­нительно).

5. Подведение итогов и награжде­ние участников

    Жюри подводит Итоги каждого этапа игры по разработанным кри­териям, с которыми знакомят участ­ников игры заранее.

    На протяжении всего этапа игры «Лабиринт» ее участники имеют пра­во вносить предложения и поправки в правила игры и ее оценивание.

    Подведение итогов и награжде­ние победителей проводится сразу же после игры.

5.4. Участники игры, занявшие 1, 2, 3 места, награждаются грамота­ми и призами по согласованию с оргкомитетом и жюри.

КЛАДОВАЯ МУДРОСТИ

для учащихся 5- 8 классов

Цель: популяризация книги и чтения, развитие смекалки, сообразительности, творческих навыков, умения ориентироваться в библиотеке, воспитание культуры чтения и потребности в нем, эстетического восприятия художественной литературы.

Действующие лица: ведущий, литературные герои: Незнайка, Маленький принц, Пэппи длинный чулок, Мэри Поппинс.

Оборудование: аудиозаписи песен “Маленький принц” сл. Н. Добронравова, муз. М. Таривердиева, песни « Сюрприз», «Леди совершенство» ,к/ф « Пэппи длинный чулок», муз. В. Дашкевич, сл. Ю. Ким ,цветные ромашки по числу участников, волшебная шляпа для проведения жеребьёвки, костюмы для литературных персонажей.

Ход мероприятия

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Очень рада вас видеть. Мы с вами находимся в библиотеке. (Обводит рукою зал.) Наша встреча не случайна. Она проходит в дни театрального проекта (а какой же театр обходится без литературных произведений?) и приурочена к неделе детской книги, которая традиционно проводится в стране в конце марта- начале апреля начиная с 1943 года в дни весенних школьных каникул по инициативе детского писателя Льва Кассиля. А 2 апреля, в день рождения Великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена, в знак глубокого уважения и любви к его творчеству, весь мир отмечает Международный день детской книги начиная с 1967 года.

Вся история человеческого разума связана с книгами и библиотеками. Это совсем не спокойная история. За книги сражались, их сжигали, теряли, находили, открывали в толще погребённых временем городов, спасали от вражеского нашествия как самое дорогое. Сегодняшняя библиотека кажется воплощением тишины, покоя и порядка. Как и во все времена, она служит людям.

Беседа:

А что означает слово библиотека? (Ребята отвечают.) В переводе с греческого « библио» значит « книга», « тека»- хранилище., « Библиотека»- « хранилище книг».

А скажите, часто ли вы бываете здесь или в других библиотеках? Может быть, вы можете рассказать, для чего они нужны? (Ребята отвечают.)Молодцы, ребята! Вы любите книги и нередко приходите к нам в гости.

Рассказ о библиотеке санатория им. Н. К. Крупской.

Наша библиотека насчитывает около 3500 томов художественной литературы. Кроме того, в ней есть и учебники для учащихся 1- 9 классов. А началось её создание в далёком 193… году, когда заведующая педчастью санатория обратилась с просьбой к Н. К. Крупской, работавшей в Народном комиссариате просвещения, посодействовать в организации учебного процесса для детей, которые находились здесь на длительном лечении. Тогда в санатории лечили костно- суставной туберкулёз, процесс этот был очень долгим, дети были лишены возможности посещать обычную школу. При непосредственном участии Н. К. Крупской в санаторий были присланы книги, канцтовары, школьные принадлежности, была организована школа, стали работать кружки. Вот таким нелёгким был путь детей к знаниям.

Для того, чтобы ориентироваться в этом безбрежном море книг, нужно знать, как устроена библиотека. Этому нам с вами и предстоит сегодня научиться. Постигать премудрость мы будем в форме командных соревнований. Для начала определимся с командами и названиями, проведем жеребьёвку, а капитанов вы выберете сами. Жеребьёвка пройдет в необычном литературном ключе. В нашей волшебной шляпе находятся задания –названия произведений, где есть цифры. Впишите правильный ответ - и узнаете свой порядковый номер и номер стола.

Проводится жеребьёвка.

Задания

Велтистов Е. « Миллион и … день каникул»

Шварц Е. « … брата»

Олеша Ю. « … толстяка»

Ушинский К. « … желания»

Названия команд

Книгочеи, Всезнайки, Дети Тавриды, Умники и умницы.

Соревнования команд будут проходить в форме литературной викторины, квеста и выполнения финального задания. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, вечером будет награждена дипломчиками и крупчиками. Желаю всем удачи и победы! Итак, приступаем к литературной викторине. (Результаты фиксируются на переносной доске.)

Литературная викторина

    Он жил в каморке под лестницей в доме у своих дяди и тёти Петуньи и был потомственным волшебником. Кто этот литературный персонаж? (Гарри Поттер.)

    Настоящее имя этого американского писателя- Сэмюэл Клеменс.Он автор книг

    « Приключения Тома Сойера», « Приключения Гекльберри Финнк», « Принц и нищий». Назовите его литературный псевдоним. (Марк Твен.)

    Почему золотая монетка прилипла ко дну мерки Али- Бабы в сказке « Али- Баба и сорок разбойников»?(Дно было смазано медом.)

    Вспомните заклинание в сказке Р. Киплинга « Маугли». (« Мы с тобой одной крови, ты и я».)

    Как называлась предшественница книги - свёрнутое трубкой полотно, сделанное из папируса? (Свиток.)

    Как звали двух братьев, составивших первую славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий.)

    Как называется перечень всех печатных единиц, имеющихся в библиотеке? (Каталог.)

    Что такое « библиотека»? (Собрание книг.)

    Назовите самую крупную библиотеку в нашей стране. (Российская государственная библиотека в Москве, фонд составляет ок. 30 млн. экземпляров.)

    Как называлось жилье, в котором жили старик со старухой из « Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина? (Землянка.)

Блиц- опрос « Моя любимая книга»

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы - настоящие любители книги и чтения. Сейчас мы проведём блиц- опрос « Моя любимая книга». На столах перед вами - цветные ромашки. Я попрошу вас взять ручки и на лепестках написать свою фамилию и имя, возраст, название вашего любимого литературного произведения. И каждый из вас сможет принять участие в акции по изучению читательских интересов и посадить свой цветок на нашу поляну. (Ребята выполняют задание.)

Игра « Узнай героя по описанию». Знакомство с героями лит. Произведений - ассистентами ведущего.

Ведущий: А теперь я хочу представить вам моих помощников. Думаю, вы будете рады встрече с ними и узнаете этих героев литературных произведений.

Этот персонаж неугомонный и неусидчивый, носит широкополую голубую шляпу и зелёный галстук, любит яркие цвета. (Незнайка выходит под аудиозапись песни « Сюрприз»)

Незнайка:

Почему-то обо мне знают все на свете.

Знают даже на Луне взрослые и дети.

Зря хвалиться не хочу, но скажу вам честно,

Что другим не по плечу, мне давно известно.

Ведущий: Все имущество этой чудо- няни состоит из зонтика и гобеленовой сумки. Кто она? Мэри Поппинс из повести Памэлы Треверс.(Выходит под аудиозапись песни «Ветер перемен» или «Леди совершенство».)

Мэри:

Я здесь на несколько минут,

Но ждут ли Мэри Поппинс тут?

Если сто рублей накопишь,

Ты - богач, ты - богач,

Если встретишь Мэри Поппинс,

То настал миг удач!

Зравствуйте, взрослые! Здравствуйте, дети!

Скуке зелёной скажем мы «нет»!

Милые дети, добрые дети!

Я всем посылаю свой добрый «привет»!

Ведущий: А следующая наша гостья - очень необычная и неугомонная девочка. Она живёт на вилле « Курица», спит с ногами на подушке, возвращается домой, пятясь назад, раскатывает тесто прямо на полу и держит лошадь на веранде. Догадались, кто это? Конечно же, Пэппи длинный чулок. (Выходит под аудиозапись песни из к/ф « Пэппи длинный чулок», муз. В. Дашкевич, сл. Ю. Ким.)

Пэппи:

Я весёлая девчонка,

Не скучаю никогда,

Я большая фантазёрка

И красотка- хоть куда!

Не люблю учиться в школе,

Мне по нраву отдыхать

И мечтать о синем море,

И на лошади скакать!

Ведущий: Этот герой любит путешествовать, наблюдать закаты, заботится о своей планете и удивительной розе, страдает от одиночества.(Маленький принц появляется под аудиозапись песни « Маленькая страна» муз. И. Николаева, сл. И. Резника.)

Маленький принц:

Маленький принц, златокудрый ребёнок...
Голос мой тих, и так ласково звонок,
С верою в сказку я вечно живу,

Может, поэтому, и не расту?

Ведущий : Может, поэтому, ты не взрослеешь?
Мир скучных взрослых принять не умеешь.
Маленький принц, мальчишка из сказки,
В космос бескрайний глядишь без опаски,
Знаешь, что звёзды далёкие греют
Тех, кто в их свет без сомнения верит,
Тех, кто доверил свои им мечты...
И им особенно дорог стал Ты...

Ведущий : Что ж, разминка прошла успешно, теперь переходим к квесту и будем учиться ориентироваться в библиотеке. Книги на стеллажах расположены в определённом порядке - по алфавиту, а также на стеллажах вы можете видеть тематические рубрикаторы- разделители: приключения, детективы, сказки, замечательный Крым и др. Сейчас каждая из команд получит маршрутный лист, должна будет пройти по указателям, найти свой стеллаж и выполнить задания на каждой из 4 станций. Каждая из команд на станции может заработать от 1 до 5 баллов. При подсчете к ним добавляются баллы за викторину и финальное задание и таким образом определяется команда- победитель. Подсказки - книги, расположенные на стеллажах.

Станция « Сказки»

    Назовите 5 писателей-сказочников. Подсказками вам пусть служат книги на стеллаже.

    Кто обитает в этом сказочном жилище? Найдите книгу на полке.

В свете ж вот какое чудо:

Остров на море лежит,

Град на острове стоит,

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами;

Ель растет перед дворцом… (Князь Гвидон из сказки А. С. Пушкина)

    Кто был причиной несчастий Элизы и её братьев из сказки Г. Х. Андерсена. (Злая мачеха.)

    О каком персонаже русской народной сказки идёт речь:

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи,

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля из русской народной сказки.)

    Кот от бедности избавил,

Королю его представил,

Говорит он громким басом,

Звать… (Маркизом Карабасом из сказки Ш. Перро « Кот в сапогах».)Найдите книгу сказок Шарля Перро на полке.

Станция « Этот замечательный Крым»

1.Вспомните название нашего полуострова, которое закрепилось за ним с античных времён. Подсказкой вам послужит название одной из команд- участниц. (Таврия, Таврика, Таврида.)

2. Назовите города- герои Крыма.(Керчь, Севастополь).Найдите справочники- путеводители по этим городам на книжной полке.

3. Какой город был столицей Боспорского царства? (Боспор- совр. Керчь.)

4. Назовите известных вам русских писателей, побывавших в Крыму. (А. С. Пушкин,

Н. В. Гоголь, А. Грибоедов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. Бунин, М. Горький, А. Куприн,

В. Г. Короленко, М. Булгаков, М. Цветаева, А. Ахматова и др.)

5. Какой город Крыма имеет исторические названия Керкинитида иГезлёв? (Евпатория.) Найдите путеводитель на полке.

Станция « Детектив»

    Кто из писателей стал родоначальником жанра детектива? (Эдгар По.)Найдите на книжной полке книги этого автора.

3. Игрой на каком музыкальном инструменте увлекался Шерлок Холмс- герой рассказов

А. Конан Дойла? (На скрипке.)

4.Эркюль Пуаро и мисс Марпл- герои произведений писательницы… (Агаты Кристи.)Найдите на полке её книги.

5. Назовите имя неизменного спутника и помощника Шерлока Холмса.(Доктор Ватсон.)

Станция « Фантастика и приключения»

2. От чьего имени ведётся рассказ в романе « Остров сокровищ» Р. Л. Стивенсона? Подсказкой вам может быть текст романа.(От имени главного героя- Джимми Хокинса.)

3. Этот французский писатель и географ, один из основателей жанра научной фантастики, предсказал научные открытия и изобретения в самых разных областях: самолет, вертолет, полёты в космос, видеосвязь и телевидение. Назовите его имя.

(Жюль Верн.) Найдите его книги на полке.

4.Кто из героев известного романа Жюля Верна порвал все связи с человеческим обществом и удалился в океан, чтобы чувствовать себя свободным? Подсказку найдите в романе « Двадцать тысяч лье под водой. (Капитан Немо.)

5.Приключенческий роман Вальтера Скотта « Айвенго» с захватывающим сюжетом переносит нас в эпоху средневековой Англии. А откуда родом был сам писатель? (Из Шотландии.) Ответ можно найти в предисловии к роману.

Ведущий: Что ж, вы прошли квест, удачно сориентировавшись в библиотеке, проявили свои познания, но и поняли, конечно, что много вам ещё предстоит узнать. И обогатить знания вам поможет верный и надёжный помощник- книга. Теперь вам предстоит финальное испытание- нужно вспомнить и записать за 1 минуту как можно больше пословиц, поговорок, загадок о книге и знаниях. Время пошло!

Ведущий: Вот и подошло к концу наше в вами мероприятие. Игра закончена, но процесс познания продолжается. Поэтому я говорю вам - до свидания, до новых встреч!

Перед расставанием хотим сказать напутственные строки.

Пэппи:

У тебя друзей немало.

И живут они вокруг.

Но из всех друзей хороших

Книга – самый лучший друг!

Незнайка:

Книга – друг твой и товарищ.

Мы берем ее везде.

Ведь она тебе поможет

И в учебе, и в труде!

Мэри Поппинс:

Книжки первые страницы

Нас встречают с юных лет

И несут вас, словно птицы,

Облетая белый свет.

Маленький принц:

Кто с книгой по свету шагает,

Кто с нею умеет дружить,

Тому эта книга всегда помогает

Учиться, работать и жить!

Ведущий : Читайте книги и приходите в библиотеку! Всем спасибо за внимание и участие!

Литературное путешествие

3 класс

Цель : в игровой форме повторить и закрепить знания учащихся о содержании различных сказок; воспитывать любовь и интерес к чтению, чувство коллективизма; развивать логическое мышление, память, внимание, коммуникативные способности, навыки групповой работы.

Оборудование: наглядность: техническое оснащение: карта-маршрут путешествия, выставка книг со сказками; «ларец»; блюдце; яблоко; «магический кристалл»; тексты заклинания; разрезная пословица «Сказка - ложь, да в ней намек: добрым молодцам - урок»: презентация детских песен; презентация: кроссворд, сказочные герои, физминутка; микрофон, компьютер; мультимедийная доска ; раздаточный материал - три набора фломастеров; кроссворды по сказкам А. Пушкина (три экземпляра); бланки «Дорисуйте сказочного героя»; три набора разрезных карточек «Подбери пару» (названия волшебных предметов - сказочные герои) ; эмблемы команд у каждого участника; турнирная таблица результатов игры; грамоты для награждения.

Форма проведения : интеллектуальная командная игра-путешествие.

ХОД ИГРЫ

I . Вступление

1. Приветствие

- Заходите, торопитесь, Наши милые друзья! Отдыхайте, веселитесь, Здесь скучать никак нельзя!

- Приглашаем вас на литературное путешествие!

Тема путешествия так мила! Каждому близка она! «Что за прелесть эти сказки» - так звучит она!

    В литературном путешествии принимают участие команды: «Чародеи» (капитан - ...), «Сказочники» (капитан - ...), «Волшебники» (капитан -...).

    Конкурс оценивает уважаемое жюри в составе...

    Команды отправятся в путешествие по маршруту, в избы к трем красавицам-девицам: Забаве, Любаве, Алёнушке. А в избах вас будут ожидать интересные сюрпризы.

2. Просмотр видеоролика «Сказки».

3. Просмотр выставки книг. Беседа о значении сказок в жизни людей

- Мы подготовили и рассмотрели выставку книг со сказками. Как многообразен мир сказок! Какие виды сказок вы знаете? Каковы главные особенности сказок? Каким является значение сказок в жизни людей?

4. Приобретение маршрутных листов.

5. Ознакомление участников с правилами игры.

Правила игры

    Если один вопрос задан всем командам, право ответа получает команда, первой давшая сигнал о готовом ответе поднятой рукой. В случае, если команда дала неправильный ответ, на этот вопрос имеют право ответить другие команды.

    Если вопросы даются разные для всех команд, то в первую очередь отвечает та команда, которой задан вопрос. Если команда ошибается, на этот вопрос имеют право ответить другие команды.

    Все задания и ответы на вопросы жюри оценивает в баллах.

- В добрый путь!

II. Основная часть

Команды по маршрутным листам расходятся по избам-станциям и выполняют задания русских красавиц.

Любава

    Коллективное составление из разрезных перевернутых карточек пословицы «Сказка - ложь, да в ней - намек, добрым молодцам урок». Почему так говорят?

    « Все - по местам!»

Каждая команда получила набор карточек. Нужно восстановить полные имена сказочных героев и названия волшебных предметов, состоящие из двух частей. Например, Баба... (Яга). Какая команда быстрее справится?

Ответы I команды: Сивка-Бурка, Конек-Горбунок, мальчик - с пальчик, ковер-самолет, Елена Прекрасная, Винни-Пух, царевна-лягушка.

Ответы II команды: Кощей Бессмертный, Иван-царевич, Лихо одноглазое, Оле-Лукойе, шапка-невидимка, Василиса Премудрая, цветик-семицветик.

Ответы III команды: сапоги-скороходы, крокодил Гена, палочка-выручалочка, Шалтай-Болтай, Чудо-Юдо, Иванушка-дурачок, Марья Искусс ница.

3. Математика в сказках

Числа в сказках

- Назовите сказки, в названиях или в содержании которых встречаются числа. Кто даст больше ответов? (7 козлят, 7 гномов, 7 богатырей, 3 толстяка, 3 медведя, 3 девицы под окном, 33 богатыря, 40 разбойников, трехглавый дракон...)

Логические задачи

Вопрос I команде

Винни-Пух и Пятачок пошли в экспедицию на поиски Северного полюса. В поход они взяли с собой веревку (вдруг - пригодиться!). На этой веревке они завязали четыре узелка. Сколько частей получилось на веревке? (Пять)

Вопрос II команде

Элли шла в Изумрудный город, и по дороге ей встречались страшные опасности: тигр, людоед и злой паук. Паука она встретила раньше, чем тигра, а людоеда позже, чем паука. Кого она встретила первым? (Паука)

Вопрос III команде

Все персонажи сказочной страны, у которых есть машина, очень нетерпеливы. А терпеливые всегда сами приклеивают себе подошву на дырявую обувь. Чтобы починить подошву, нужно сварить клей. Синьор Помидор не выносит запаха клея и не клеит подошву. Есть ли машина у Синьора Помидора? (Есть)

Игра «Наоборот»

-Я буду говорить названия сказок, придавая им противоположный смысл. Вы должны отгадать правильное название загаданной сказки. Например, я скажу: «Петушок бесцветный». Значит, речь идет о сказке «Курочка Ряба».

    «Зеленый беретик» («Красная Шапочка»)

    «Мышь босиком» («Кот в сапогах»)

    «Девочка - с ладошку» («Мальчик - с пальчик»)

Алёнушка

У лукоморья - дуб зеленый, Златая цепь на дубе том. И днем, и ночью Кот Ученый Все ходит по цепи кругом.

    Ребята, что рассказывал Ученый Кот? (Сказки)

    А сейчас он хочет узнать, хорошо ли вы знаете сказки? Вам предстоит выполнить задания Ученого Кота.

    Разгадайте кроссворд «Мы любим сказки А. С. Пушкина».

- Какая команда быстрее справится с заданием?

По горизонтали: 3. «Свет мой,... скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»

    Великий русский поэт, по сказкам которого составлен этот кроссворд.

    В начале сказки старуха просила новое, а в конце осталась у разбитого. 8. Колдунья-мачеха отравила ним царевну.

  1. По вертикали: 1. Сидит на спице, осматривает границы и предупреждает об опасности. 2. Птица, помогшая Гвидону, а потом ставшая его женой. 4. Кличка собаки из той же сказки, что и колдунья с царевной (вопросы 3,8). 5. Он нанял Балду в работники. 7. Он искал Людмилу по всему свету и сражался с Черномором.

Ответы

По горизонтали: 3. Зеркальце. 5. Пушкин. 6. Корыто. 8. Яблоко.

По вертикали: 1. Петушок. 2. Лебедь. 4. Соколко. 5. Поп. 7. Руслан.

    Игра «Доскажи словечко»

-Закончите устойчивые выражения.

Вопросы I команде Хитрая как... (лиса). Упрямый как... (осел). Надулся как... (индюк). Дрожит как осиновый... (лист)..

Вопросы II команде Трусливый как... (заяц). Сонная как... (муха). Поет как... (соловей). Нем как... (рыба).

Вопросы III команде Неуклюжий как... (медведь). Красный как... (рак). Трещит как... (сорока). Задиристый как... (петух).

    Сказочная физминутка

4. Узнайте сказочных героев.

Вопросы:

а) Фруктово-огородная страна, В одной из книжек-сказок есть она. А в ней герой - мальчишка овощной, Он храбрый, справедливый, озорной! (Чипполино)

б) Появилась девочка в чашечке цветка, А была та девочка чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке девочка спала. Вот какая девочка, как она мила! (Дюймовочка)

в) Скорей бы приблизился вечер, И час долгожданный настал, Чтоб мне в золоченой карете Поехать на сказочный бал. Никто во дворце не узнает Откуда я, как я зовусь, Но лишь только полночь настанет, К себе на чердак я вернусь. (Золушка)

Забава

Задания сказочных волшебников

    «Что в ларце?»

Взгляните, здесь, в ларце высоком Сокрыт таинственный предмет. И храбрый витязь зорким оком " Хранит его уж много лет. И тот из вас, кто угадает, Какой предмет внутри лежит, Тот сей же час и получает -Ключи к ларцу, где клад сокрыт.

- В сундучке-«ларце» спрятаны предметы, в сказках заменявшие телевидение. С их помощью можно было увидеть, что происходило в тридевятом царстве, в тридесятом госу дарстве. Что это за предметы? (Серебряное блюдечко и наливное яблочко)

    Магический кристалл

- Кроме волшебных предметов героям сказок помогали и волшебные заклинания, произносимые на магический кристал л.

Какая команда четче и дружнее скороговоркой сможет прочитать заклинание Волшебника Изумрудного города?

Бамбара-чуфара,

Лорики-ерики,

Пикапу-трикапу,

Скорнки-морики!

    Конкурс «Веселые художники»

- Какая команда за три минуты лучше сумеет дорисовать сказочного героя?

    На листе нарисована шляпа. (Незнайка)

    На листе нарисованы сапоги и кошачий хвост. (Кот в сапогах)

    На листе нарисован ключ. (Буратино)

    Блиц-турнир

Каждой команде будет задано 12 вопросов. Вы должны дать как можно больше правильных ответов. На каждый вопрос отводится не более пяти секунд.

Вопросы I команды

    Неудачливый жених Дюймовочки, обитавший в подземелье. (Крот)

    Что превратила Фея в карету для Золушки? (Тыкву)

    Как звали доктора из сказки о Незнайке «Коротышки в Солнечном городе»? (Пилюлькин)

    Эта сказочная героиня побежала за Белым Кроликом, но потом превратилась в глубокий колодец и оказалась в необычайной стране. (Алиса)

    Кто был обманут в Стране Дураков? (Буратино)

    Как рассказывал сам этот герой, он сумел вытащить себя из болота за косичку от парика, летал на пушечном ядре, вывернул наизнанку злого волка и застрелил бешеную шубу. (Барон Мюнхгаузен)

    Его голова набита опилками. (Винни-Пух)

    К нему шла девочка Элли со своими друзьями. (Волшебник Гудвин)

    Удав из сказки «Маугли». (Каа)

    Герой из сказки «Алиса в стране Чудес», который может улыбаться и исчезать. (Кот)

    Как звали этого кота? (Чеширский)

12) Кто превратился в огромного льва, а потом - в маленькую мышку? (Людоед)

Вопросы II команде

    В ней было яйцо с иглой, где заключена смерть Кощея Бессмертного. (Утка)

    Грызуны, воевавшие с Щелкунчиком. (Крысы)

    Овощ, с которым можно сравнивать коротышек из сказки о Незнайке по росту. (Огурец)

    Фамилия Михаила Потапыча из русских сказок. (Топтыгин)

    Любимое занятие Знайки. (Чтение)

    Этот мальчик в наказание за невежливость был превращен гномом в маленького человечка и совершил путешествие вместе со стаей гусей. (Нилъс)

    Африканское животное, изменившее свою внешность после встречи с крокодилом на берегу реки Лимпопо. (Слоненок)

    Этот сказочный персонаж всегда носил с собой масленку, чтобы не заржаветь во время дождя. (Железный Дровосек)

    Медведь из сказки «Маугли». (Балу)

    Кого встретила Алиса, плавая в своих слезах? (Мышь)

    Что больше всего нравилось Алисе в книжках? (Картинки)

12) Кто проучил директора кукольного театра Карабаса Барабаса? (Буратино)

Вопросы III команде

    Кто в сказках А. С. Пушкина песенки поет? (Белка)

    Самая начитанная среди друзей Винни-Пуха. (Сова)

    Что Незнайка нарисовал на портрете Пилюлькина вместо носа? (Градусник)

    Человечек с пропеллером. (Карлсон)

    Вещий конь из русских народных сказок. (Сивка-Бурка)

6)Этот герой сказки работал врачом на корабле. Однажды его корабль потерпел крушение. Он оказался в плену у маленьких человечков. (Гулливер)

    У него на голове зеленый хохолок, подергав за который, вдоволь наплачешься. (Чипполино)

    Гимнаст бродячего цирка, возглавивший борьбу против злых трех толстяков. (Тибул)

    Это существо, сшитое из соломы, было спутником девочки Элли в волшебной стране. (Страшила)

    Пантера из сказки «Маугли». (Багира)

    Что случилось с Алисой, когда она съела пирожок? ( Выросла)

    В каком королевстве находится город, на улицах которого стояло 10 000 зеркал? (Королевство Кривых зеркал)

ІІІ. Заключение. Подведение итогов.

Коман ды встречаются, и пока жюри подводит, итоги проходит последний конкурс «Угадай мелодию» . (конкурс проводится по презентации)

Сообщение об окончании игры

    Как вы видите по нашему маршруту, наше сказочное путешествие подошло к концу. Увлекательное было путешествие? Поделитесь своими впечатлениями! ( Метод «Микрофон» )

    Вы, ребята, молодцы! Старались, работали дружно. По вашим ответам было понятно, что вы любите читать. Вы - внимательные читатели: давали правильные ответы на самые трудные вопросы.

    Сейчас мы узнаем об итогах игры. Слово предоставляется жюри.

Награждение команд грамотами

Заключительное слово

Веселый праздник был у нас,

Но пробил уж прощанья час.

Желаем мы до новых встреч

Вам радость праздника сберечь!

Эту форму активно используют и в интернет-играх, и в уличных играх. У нас в городе квесты активно проводит департамент молодежи и спорта.

Мы же стали применять это понятие к своим мероприятиям лишь с этого года, когда поняли, что схема построения библиотечных игр, так полюбившихся нам и нашим читателям, вполне отвечает названию «квест». Но по сути у нас всё началось раньше, в 2009 году.


Основные правила/условия квеста:

Есть определенный сюжет игры

Есть задания/препятствия

Есть какая-то цель, к которой можно прийти, преодолев препятствия.

Обычно квесты – это командные игры-соревнования. И обычно в традиционном квесте перемежаются активные(спортивные) задания и интеллектуальные.

Конечно, мы несколько варьируем, изменяем правила под себя. Акцент на интеллектуальные задания, поиск – по книгам. Впрочем, активные моменты тоже вставляем, особенно для малышей. Но это чаще выражается в импровизированной театрализации, танцевальных па и т.п.

Работа организуется так:

Сначала идет обсуждение идей в отделах, представители от каждого отдела (завы) собираются в инициативную группу, приносят разные предложения, обсуждают их и выносят общее решение.

Потом в каждом отделе на местах идет разработка-додумывание заданий, оформления и про. в соответствии с общей темой. Занят каждый пятачок библиотеки, холлы/ч.з/абонементы.....

В этот раз приглашали соц.партнеров (представителей учреждений культуры). Это удобный и интересных ход.

В основе всех наших квестов лежат интерактивные выставки-инсталляции, с которыми мы работаем. В начале игры всем участникам раздаются путевые листки (или «дорожные грамоты», или «карта сокровищ», или «зачетка по околовсяческим наукам»… в зависимости от темы игры). В конце путешествия всегда ждет какой-то сюрприз-награда (фотостудия, где можно сфоткаться в костюмах, поход в библиотечный подвал, грамоты, возможность взять домой книжку из ч/з…).

Да, и еще у нас игры не командные. Дело в том, что все наши библиоквесты проходят на неорганизованных читателях. Но в принципе, если договориться с классами, можно провести и командную игру (вот, кстати, на 1 сентября уже есть заявка повторить пиратские библиосумерки на параллель 5-х классов).

Библиотечный квест, как мне кажется, может иметь несколько вариантов связки сюжета всей игры:

Конкретный герой книги,

Конкретная книга,

Сквозная тема, по которой подбираются задания.

У нас прошло уже несколько библиоквестов:

- «Наш Пушкин» (2009)

- «По планетам с Маленьким принцем» (2010)

- «Вселенная школьных наук» (2011»)

- «Пиратские библиосумерки» (2012)

Несколько слов об одной из игр.

В рамках празднования 200-летнего юбилея А.С.Пушкина, имя которого носит наша библиотека, мы решили в один из дней НДК устроить тематическую игру-путешествие. В каждом отделе были разработаны и оформлены игровые выставки-инсталляции. Дети, знакомясь с ними, открывали для себя творчество Пушкина и пушкинскую эпоху с разных углов зрения:

Через музыку

Через театрализацию и творческие мастерские

Через ролевые игры и проведение аналогий с жизнью и мировой литературой.

Все задания старались сделать нестандартными, чтобы задевало за живое детей и подростков, вызывало их интерес. Так называемое «проникновение в эпоху», попытка найти точки соприкосновения 19 и 21 веков. Сейчас уже многие проводят подобные встречи, а тогда мы попробовали это впервые, у себя, по крайней мере.

Игра начиналась в холле, где всем присутствующим объяснялись условия игры-путешествия, выдавались «подорожные грамоты путешественника». В этой «грамоте» ставились баллы за выполненные задания. Кроме того, здесь же мы предлагали детям высказать свое мнение об игре (рефлексия, которую мы потом проанализировали и с большой радостью обнаружили огромное количество восторженных откликов и ТРЕБОВАНИЙ делать такие игры как можно чаще).

У каждой выставки сначала давалась интересная информация о пушкинской эпохе: -основные занятия барышень 19 века,

Кто и почему стрелялся на дуэли,

По каким правилам писали письма в 19 веке,

О чем разговаривали в девичьих комнатах пушкинских времен,

Кто в позапрошлом веке мог организовать у себя дома салон ….

Потом шли практические игровые задания (2-3 варианта для каждой площадки, с учетом разных возрастов и разной усидчивости читателей). Ребятам предлагалось отгадать, например:

Что обозначает то или иное движение веером в руках дамы,

Вспомнить героев Пушкина, которые в кого-то переодевались,

Вызвать соперника на дуэль, составив письмо в стиле пушкинского времени,

Переписать пером в «Альбом девушки 19 века» какое-нибудь пушкинское стихотворение, -примерить сарафан барышни-крестьянки или костюм пушкинского героя и т д. и т.п.

Примерная занятость на каждой площадке (информация+задание) – 15–20 минут. Впрочем, если кто-то хотел остаться и сделать несколько заданий, мы не прогоняли J

Тем, кто выполнил задание, Смотритель площадки ставил свою печать в «дорожной грамоте» и отправлял дальше.

Был предусмотрен сюрприз-презент для тех, кто прошел все станции – они могли сфотографироваться на память в костюме барышни или кавалера 19 века. Дети остались очень довольны таким подарком и потом в течение месяца бегали в библиотеку, чтобы скинуть себе фотки на флешки/диски.

Примеры библиоквестов (материал взят из блога Библиопазлы):

БИБЛИО КВЕСТЫ.

Эту форму активно используют и в интернет-играх, и в уличных играх.

Основные правила/условия квеста:
- есть определенный сюжет игры
- есть задания/препятствия
- есть какая-то цель, к которой можно прийти, преодолев препятствия.

Обычно квесты – это командные игры-соревнования. И обычно в традиционном квесте перемежаются активные (спортивные) задания и интеллектуальные.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!