Логопедические игры своими руками на магнитах. Дидактические пособия для индивидуальных логопедических занятий. Дидактическая игра «Осень»

Творчество в работе учителя-дефектолога – неотъемлемый фактор успешности коррекционной работы.

Наверное, в любой профессии желателен творческий подход к работе, а в работе учителя-дефектолога он просто необходим. Дети, с которыми работает учитель-дефектолог пункта коррекционно-педагогической помощи учреждения дошкольного образования, в силу возраста не понимают, зачем логопед берет их на занятия.

К тому же, кроме речевого нарушения, они могут иметь особенности внимания, памяти, мышления, у детей может быть недостаточно развита мелкая моторика. Так же, как и все дети, они могут быть активными, неусидчивыми или пассивными, рассеянными. И педагог должен найти подход к каждому, ведь от этого зависит результат его коррекционной работы.

Особое внимание учитель-дефектолог должен уделить наглядности и играм.

Дидактический материал, который использует в работе учитель-дефектолог (игры, упражнения), должен быть красочным и интересным ребенку.

Ребенок-дошкольник хочет играть – пусть он играет, а педагог должен построить свою работу так, чтобы в игре выполнялась основная задача – коррекция имеющегося нарушения.

У каждого учителя-дефектолога имеется в арсенале свой набор игр и упражнений – компьютерных или бумажных, приобретенных или изготовленных своими руками. Игр – огромное множество.

Но сколько бы ни было издано пособий и дидактических игр, у каждого дефектолога в арсенале будет что-то свое, сделанное своими руками, какая-нибудь оригинальная игра, непохожая на другие игры. А если еще он владеет компьютером, возможности которого просто безграничны, то тут большой простор для фантазии.

Предлагаю несколько образцов простых игр, изготовленных с помощью компьютера, которые можно использовать в работе с детьми с нарушениями речи для автоматизации и дифференциации звуков, развития звуко-буквенного анализа, фонематического слуха, коррекции лексико-грамматической стороны речи, умения составлять простые и сложносочиненные (сложноподчиненные) предложения.

Игры я составляю в программе для составления презентаций Power Point: вставляю выбранную картинку-фон (дорожку, улитку, змейку, гусеницу, таблицу и т.п.) и накладываю на нее картинки с нужным звуком. Фон картинок лучше сделать прозрачным.

Это можно сделать в программе Adobe Photoshop, Point.net или какой-то другой программе – той, которой владеет педагог. Далее, при желании, можно сделать фон пособия.

Сюжет логопедической игры – дело фантазии логопеда.

Логопедические бродилки

Изготовление пособия. Выбрать картинку-бродилку, наложить на нее картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры:

Ход игры.

Ребенок «идет» пальчиками по дорожке, четко проговаривая закрепляемый или дифференцируемые звуки.

Варианты игры (этой и последующих):

1. Предложить ребенку найти на картинке еще предметы с заданным звуком и посчитать их: одна елка, две елки, три елки, четыре елки пять елок. В этом случае ребенок учится согласовывать числительные с существительными. Для упражнения в согласовании прилагательных с существительными добавляем признак – зеленая елка. Ребенку нужно будет проговорить: одна зеленая елка, две зеленые елки, … пять зеленых елок.

2. Предложить ребенку выбрать пять понравившихся картинок (например, велосипед, рыбка) и составить с ними предложения («Мама купила велосипед», «Рыбка плавает в реке»).

3. Предложить ребенку выбрать пять понравившихся картинок и поиграть в игру «Жадина»: «Мой велосипед, моя свинка, моя шляпа» и т.д. Или игра «Не жадина»: «Я все отдал тебе, и теперь у меня нет велосипеда, нет свинки, нет шляпы». Так мы упражняем ребенка в правильном употреблении падежных окончаний существительных.

4. Предложить ребенку выбрать пять понравившихся картинок и поиграть в игру «Один-много»: елка – елки, свинка – свинки, велосипед – велосипеды.

На базе одной картинки из предложенных игр можно реализовать множество вариантов игр, реализуя главную цель – коррекция нарушений речи.

Логопедические лабиринты

Изготовление пособия.

Выбрать картинку-лабиринт, вставить в слайд презентации, наложить картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.

Ребенок называет картинки лабиринта, четко проговаривая звуки.

В эту игру может играть ребенок с логопедом, а можно организовать ее с подгруппой детей, у которых автоматизируется один и тот же звук. В таком случае потребуется кубик и фишки. Игроки бросают кубик. Сколько выпало точек, столько игрок может сделать ходов, четко проговаривая слова с закрепляемым звуком (или с дифференцируемыми звуками). В этой игре есть опасность зайти в тупик, поэтому ребенку нужно быть внимательным и следить, чтобы этого не произошло. Кроме автоматизации звуков, в этой игре развивается еще и зрительное внимание, а отвечая на вопрос-название игры, ребенок учится составлять предложения с предлогами.


Кроме закрепления звуков, в играх этой серии и в играх, представленных ниже, также можно предложить те же варианты задания для коррекции лексико-грамматической стороны речи, что и в играх-бродилках.

Логопедические гусеницы

Изготовление пособия. Выбрать картинку-гусеницу, вставить ее в слайд, наложить картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.

Ребенок продвигает фишку по гусенице, четко проговаривая звуки.


На данном материале, кроме закрепления звуков, также можно отработать согласование числительных и прилагательных с существительными, единственное и множественное число существительных, умение составлять предложения.

Логопедические дорожки

Изготовление пособия. В функции «Вставка» выбрать «Фигуры», вставить подходящую фигуру, размножить ее и сделать из нее дорожку. Затем наложить на дорожку картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.

Ребенок «идет» пальчиками по дорожке, четко проговаривая звук. Далее ребенок, отвечая на вопрос (например «Кого зовет коза?»), составляет простое предложение («Коза зовет козленка»).


На материале игр данной серии также можно отработать согласование слов в предложении, подбор признаков к предмету, единственное и множественное число существительных и т.д.

Логопедические собиралки

Изготовление пособия. В файл вставить картинку (например, гриб, клубнички), размножить ее и сделать из нее дорожку (можно взять картинки разных грибов), затем наложить на них картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон. Потребуется кубик и фишки.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.


Игроки по очереди бросают кубик – сколько выпало точек на кубике, на столько картинок нужно продвинуть фишку, четко произнося название картинок.

Логопедические змейки

Изготовление пособия. Выбрать картинку-змейку, наложить картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.


Игроки по очереди бросают кубик – сколько выпало точек на кубике, столько игрок может сделать ходов, четко называя слова с закрепляемым звуком. И здесь также можно выбрать три-пять картинок, составить с ними предложения, посчитать их, согласуя числительные с существительными. Затем можно закрыть или убрать картинки и дать ребенку задание: «Вспомни, какие картинки были на этой змейке» (развитие зрительной памяти).

Логопедическое домино

Изготовление пособия. В функции «Вставка» выбрать таблицу, вставить в слайд, залить таблицу понравившимся цветом, наложить картинки с нужным звуком.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков.


Картинный материал разрезать по горизонтали, затем по вертикали между одинаковыми картинками (можно заламинировать) и играть как в обычное домино. Разница лишь в том, что вместо точек на домино картинки, и нужно их назвать, согласуя числительное с существительным.

Логопедические улитки

Изготовление пособия. Выбрать картинку-улитку, наложить картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.


Для игры потребуется кубик и фишки. Играть может ребенок с логопедом, а можно организовать игру с подгруппой детей, с которыми осуществляется закрепление произношения одного и того же звука.

Ход игры.

Игроки по очереди бросают кубик – сколько выпало точек, столько игрок может сделать ходов, четко называя слова с закрепляемым звуком.

Цель игры для ребенка – добраться до приза (это может быть фишка, картинка, наклейка или какой-то другой приз), а для логопеда – закрепить у ребенка поставленный звук.

Варианты использования игры данной серии могут быть такие же, как и в играх других серий, а могут быть и свои – тут дело фантазии педагога.

Игра - мощнейшая сфера самовыражения. Использование игр в логопедической работе способствует сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, сравнению предметов, их классификации), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, закреплению и обогащению приобретённых знаний, запоминанию речевого материала.
Предлагаемое пособие можно использовать при коррекции звукопроизношения, развитии фонематического восприятия, накоплении и обогащении активного словаря, развитии грамматического строя и связной речи, мелкой моторики.
«Артикуляционная гимнастика»
Цель: развивать артикуляционного аппарат ребенка.
Описание: ребенку предлагается рассмотреть картинки упражнений артикуляционной гимнастики и выполнить их. Упражнения подбираются на отрабатываемый звук.
Игра «Назови картинки»
Цель: автоматизация звука (Р, С, Ш и др.) в словах.
Описание: Ребенку предлагается рассмотреть предложенные картинки и называть изображенные предметы (рыба, корова, лиса, шарф и так далее). На первом этапе логопед называет картинки, а ребенок повторяет, далее ребенок самостоятельно называет предметы.
Игра «Найди слово на заданный звук»
Цель: автоматизация и дифференциация звуков С-Ш.
Описание: ребенку предлагается выбрать только те картинки, в названии которых есть звук, изображенный в центре цветка.
Игра «Фрукты»

Описание: предложить ребенку назвать фрукты, изображенные на картинках. Попросить рассказать, где они растут (на дереве), что из них можно приготовить.
Игра «Найди все фрукты»

Описание: предложить ребенку назвать только те картинки, на которых изображены фрукты. Какие картинки лишние, почему?
Игра «Овощи»
Цель: активизация словаря по заданной теме.
Описание: предложить ребенку назвать овощи, изображенные на картинках. Уточнить, где они растут (на грядке).
Игра «Найди все овощи»
Цель: активизация словаря по заданной теме, развитие мыслительной деятельности, внимания.
Описание: предложить ребенку назвать только те картинки, на которых изображены овощи. Назвать лишние картинки, объяснить, почему?
Игра «Найди всех морских обитателей»
Цель: активизация словаря по заданной теме, развитие мыслительной деятельности, внимания.
Описание: предложить ребенку назвать только те картинки, на которых изображены морские жители. Какие картинки лишние, почему?
Игра «Найди одежду»
Цель: активизация словаря по заданной теме, развитие мыслительной деятельности, внимания.
Описание: предложить ребенку назвать только те картинки, на которых изображена одежда. Какие картинки лишние, почему?
Игра «Расскажи сказку «Колобок»
Цель: развитие связной речи, логического мышления, внимания, памяти.
Описание: ребенку предлагается вспомнить персонажей и рассказать сказку «Колобок» по картинкам (перед занятием сказку читает взрослый).
Игра «Собери сказку»
Цель: развитие связной речи, мышления, внимания, памяти.
Описание: ребенку предлагается выбрать персонажей сказки «Колобок», расставить их последовательно по сюжету, рассказать сказку.
Игра «Продолжи сказку»
Цель: развитие связной речи, внимания, мышления, памяти, моторики рук.
Описание: предложить ребенку расставить картинки в правильной последовательности по сюжету сказки. Рассказать сказку.
Игра «Что делают дети?»
Цель: расширение глагольного словаря, развитие связной речи.
Описание: предложить ребенку рассмотреть все картинки и назвать, что делают дети (катаются на коньках, играют в хоккей, танцуют и т.д.)

Муниципальное автономное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIII вида )

627420, Тюменская область, Казанский район, с. Казанское, ул. Ленина 64/2, тел/факс: 4-22-61

Развивающие пособия по логопедии своими руками.

Выставка в кабинете логопеда.

1.

Применение данного пособия возможно с целью развития мелкой моторики, с целью развития мимической мускулатуры.


Применение на логопедическом занятии.

2.

Данные пособия очень просты в изготовлении. Все, что необходимо – картон, ножницы, клей и терпение. Вначале нужно очертить по шаблону и вырезать кружки необходимого цвета. Выкладывать картонные кружки необходимо на шаблон (корзина, дерево) сверху вниз. Не следует полностью приклеивать кружки к шаблону, лишь только их нижнюю часть. Это нужно для того, чтобы затем между картонных кругов помещать картинки с изображением фруктов, овощей и т.п.

Применение данных пособий возможно с целью уточнения и закрепления словаря по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Ягоды», «Грибы» и др., развития словаря прилагательных, глаголов, числительных, развития грамматического строя речи.

3.

Пособия из прищепок - проще простого!
Пособия: гномик, ёж, солнце, расческа, цветок, елка и др.
Необходимый материал: прищепки (лучше взять разноцветные), картон, цветная бумага, ножницы и клей.

Вырезаем шаблон (еж, гном, круг и т.д.) из картона, раскрашиваем его или создаем необходимый образ при помощи цветной бумаги - и готово пособие для развитие мелкой моторики (применяется и в ходе пальчиковой гимнастики). В практике также возможно использование данных пособий для развития речи (активизация в речи названий цветов, прилагательных (напр.,"пластмассовый", "деревянный"), развития номинативного словаря, словаря предлогов и др.), навыков счета (количественного и порядкового) и т.д.

Выставка пособий

сделанных учащимися 1-4 классов МАОУ Казанская (коррекционная) школа

на ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ НЕДЕЛЕ в школе


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что же такое автоматизация звука?

Автоматизация звука - этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь. (Справочник логопеда / М.А. Поваляева. - Ростов н/Д:Феникс,2008.-445 с.) Другими словами поставленный звук еще очень хрупкий и без подкрепления ребенок может быстро его «потерять».

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его четко изолированно при многократном повторении. Не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

Слог -слово -предложение -связная речь

Часто дети теряют интерес к индивидуальным занятиям, на которых автоматизируется поставленный им звук. Одной из причин потери интереса является достаточно продолжительный этап автоматизации звука. На своих занятиях я предлагаю детям различные игры, которые способствуют не только закреплению поставленного звука, а также развивают внимание и память.

Вашему вниманию предлагаю несколько игр для автоматизации звуков Ш, Ч, Щ, Л, Р.

Игра «Зёрнышки для петушка»

Ход игры: Петушку достанется зернышко в том случае, если ребенок правильно назовет картинку, в названии которой есть звук Ш.

Игра «Угости мышонка сыром»

Цель: закрепить правильное произношение звука Ш в словах.

Ход игры: Ребёнку предлагается угостить проголодавшегося мышонка сыром. Если ребёнок называет картинки и четко произносит звук Ш-мышонок получит угощение, если нет, то останется

голодным.

Игра «Колобок»

Цель: закрепить правильное произношение звука Л в словах.

Ход игры: Если ребёнок называет картинку и нечетко произносит звук Л-колобка съест лиса. Если правильно называет картинку и чётко произносит звук Л-колобок «убежит» от лисы.

Игра «Угости медведя мёдом»

Цель: закрепить правильное произношение звука Ч в словах.

Ход игры: Ребёнку предлагается медведя бочонком мёда. Если ребёнок называет картинки и чётко произносит звук Ч - медведь получит угощение, если нет, то останется голодным.

Игра «Угощения для белочки»

Цель: закрепить правильное произношение звука Ш в словах.

Ход игры: Ребёнку необходимо четко назвать картинки со звуком Ш, тем самым угостить белочку шишками и грибами.

Игра «Грузовик с подарками»

Цель: закрепить правильное произношение звука Р в словах.

Ход игры: Ребёнку объясняется, что он сейчас будет грузчиком. А грузить он будет подарки. Чтобы погрузить все подарки, надо чётко назвать все картинки со звуком Р.

В моей копилке есть аналогичные игры и для автоматизации свистящих звуков. Все эти игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации звуков увлекательным. Ребенок с интересом будет выполнять задания а, следовательно, повысится эффективность работы.

Мастер-класс по изготовлению логопедического пособия "Волшебный светлячок"

Фомина Дина Андреевна, учитель-логопед, структурное подразделение ГБОУСОШ п. Масленниково.
Цель: Дифференциация звуков в словах, развитие фонематического восприятия.

Это пособие очень нравится детям и нисколько им не надоедает. Оно поможет не только дифференцировать звуки, но и формировать у ребенка навыки самоанализа, самооценки, что особенно актуально при введении ФГОС в систему образования.
Идея конечно не нова, вариантов изготовления много, но подобных мастер классов я не находила. Поделюсь с вами своим вариантом.
Оборудование, материал:
Кусок стеклотекстолита, размером чуть больше листа формата А4.
Деревянные брусочки для рамки.
Вода с добавлением хлорного железа.
Индикаторная отвертка.
Ламинатор/скотч.
Лак для ногтей.
Жидкость для снятия лака.

Пошаговый процесс изготовления игры

Шаг 1.
Чтобы наметить места для отверстий в пособии, можно либо приготовить заранее шаблоны с картинками на листах, а потом отмечать их на текстолите. Либо сделать отметки сразу на текстолите, а затем подгонять шаблоны под них.
Итак, намечаем пяточки, в которые нужно будет попасть проводком. Делаем их заранее крупными, чтобы точно попасть. К каждому пяточку ведем дорожку (вот дорожки могут быть достаточно тонкими). Таких дорожек с ответвлениями пятачков может быть сколько угодно. У меня их 2. Главное, чтобы они не пересекались.


Шаг 2.
Закрашиваем эти дорожки лаком.


Шаг 3.
Ждем, пока лак высохнет. Затем помещаем текстолит в воду и добавляем хлорное железо в соотношении 1:3. В этом растворе плата вытравляется, и остаются только места, закрашенные лаком – наши дорожки. Маленькие платы вытравляются быстро, а вот на такой большой кусок ушло пол дня на каждую сторону, так как пластина целиком в ведро не поместилась. Так же к текстолитовой плате я подсоединила два провода от блока питания. Это только для ускорения процесса! Можно обойтись без этого и просто оставить плату в воде на ночь!


Шаг 4.
Снимаем лак растворителем.


Вот что получится. Вид спереди и сзади:



Шаг 5.
Устанавливаем рамки так, чтобы они могли удерживать шаблоны с рисунками. Вместо них можно использовать наклеивающиеся уголки для фото или прикреплять шаблоны с помощью резинок или прищепок, зажимов.


Шаг 6.
Делаем шаблоны с рисунками под то задание, которое нам нужно (нахождение картинки с заданным звуком, диких/домашних животных, слов с определенным количеством слогов и т.д. и т.п.). Ламинируем для прочности и долговечности. Вырезаем в шаблонах отверстия в тех местах, где есть пяточки на текстолите.




Шаг 7.
Задник пособия заклеиваем красивой бумагой, для эстетичности.


Шаг 8.
Вставляем шаблоны в пособие.


Для пособия я использую индикаторную отвертку. Ее можно приобрести в строительных магазинах.


Ставим один пальчик на символ звука, который мы ищем. Второй пальчик ставим на отвертку. Ищем картинку, в названии которой есть этот звук, и ставим кончик отвертки в отверстие под этой картинкой. Если в этом слове действительно есть заданный звук, лампочка загорится.




Нечто похожее на отвертку можно сделать самому. Например, использовать как проводник не собственное тело, а проводок с двумя наконечниками. На проводке - лампочка или светодиод и батарейка для него. Механизм будет светиться при замыкании цепи. Все будет выглядеть эстетично, если механизм поместить в ручку или фломастер.
ГОТОВО!



Пособие удобно своей универсальностью. Шаблоны могут быть самыми разными. Пятачков на текстолите несколько, можно под каждый новый шаблон использовать разные места контакта, чтобы ребенок не запомнил их постоянное положение. Пособие также можно использовать во время изучения темы электричества и электрических приборов.
Я его делала для работы по дифференциации и автоматизации звуков, но оно пойдет и для других целей, например для дифференциации обобщающих понятий (дикие/домашние животные и тп.).
Детям постарше можно объяснить механизм работы и рассказать об электричестве. Для детей помладше, организуем игровой сюжет. Например, игру с волшебным светлячком.

Инструкция для игрового сюжета: «В этой палочке сидит волшебный светлячок. Однажды ночью он уронил свои картинки. Теперь светлячок не может найти, где его картинки. Помоги ему. Найди только те картинки, в названии которых есть звук […]. Чтобы проверить правильно ли ты думаешь, поставь один пальчик на символ звука […], а второй на палочку со светлячком. Теперь поставь палочку в отверстие у картинки, которую ты выбрал. Ели это картинка, в названии которой есть звук […], то светлячок обрадуется и засветится. Проверь так и остальные картинки».

Мастер класс может показаться сложным для вас, милых дам, из-за использования необычных материалов. Но все намного проще, чем кажется. Попробуйте и убедитесь. Все необходимые материалы можно приобрести в магазине электрооборудования или радиотоваров. Спасибо за внимание!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!