Во время прохождении практики в младших классах я использовала различные игры для развития музыкальных способностей: для развития звуковысотного, тембрового, диатонического слуха, развития чувства ритма, музыкальной памяти, детского творчества. С помощью игр уроки у меня проходили интереснее. В дидактических играх перед детьми ставила разные задачи, решение которых требовало сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательности действий, преодолеть трудности. Они содействовали развитию у младших школьников ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоению знаний. Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его музыкальных способностей.
Игры для развития звуковысотного слуха
«Музыкальное лото»
Игровой материал: Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки - ноты, детские музыкальные инструменты (балалайки, металлофон, триола).
Ход игры: Ученик-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Ребята должны на карточке выложить ноты - кружочки от первой линейки до пятой или от пятой до первой, или на одной линейке.
«Повтори звуки»
Игровой материал: Карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный - «дан», зеленый - «Дон», желтый - «Динь», маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждый по одному); металлофон.
Ход игры: Педагог показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): дон-дон-дон. Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», и звучит он так (поет соль первой октавы): динь-динь-динь. Учитель просит детей спеть, как звучит бубенчик: низкий, средний, высокий. Затем всем ребятам раздают по одной большой карточке.
Педагог показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, поет «динь-динь-динь» (соль первой октавы). Учитель дает ему карточку, и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке.
Металлофон можно использовать для проверки ответов ребят, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).
Игры для развития чувства ритма.
«Наше путешествие»
Игровой материал: Металлофон, бубен, угольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан.
Ход игры: «Ребята давайте придумаем небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. Например, Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне).
Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать. И она побежала домой за скакалкой, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне).
Ребята или продолжают рассказ или придумывают свой рассказ.
«Определи по ритму»
Игровой материал : Карточки, на одной половинке которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты - группа ударных (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2-3 карточки.
Ход игры: Ученик-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Ребята по ритму определяют песню, и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).
При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся.
Игры для развития тембрового слуха
«На чем играют?»
Игровой материал: карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображение детских музыкальных инструментов, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты.
Ход игры: Ребятам раздают по нескольку карточек. Ученик-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Ребята определяют звучание инструмента и закрывают фишкой вторую половину карточки.
Игру можно провести по типу лото. На одной большой карточке, разделенной на 4-6 квадратиков, дается изображение различных инструментов Маленьких карточек с изображением таких же инструментов должно быть больше и равно количеству больших карт. Каждому ребенку дает по одной большой карте и 4-6 маленьких.
Игра проводится так же, но только дети закрывают маленькой карточкой соответствующее изображение на большой.
«Музыкальные загадки»
Игровой материал: Металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.
Ход игры: Ребята сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ученик-ведущий проигрывает мелодии или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ученик получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большое число фишек.
Игры для развития диатонического слуха.
«Громко-тихо запоем»
Игровой материал: Любая игрушка.
Ход игры: Ребята выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от неё. Если ученик успешно справился с заданием. При повторении игры он имеет право спрятать игрушку.
Игры для развития памяти и слуха.
«Наши песни»
Игровой материал: Карточки-картинки (по числу играющих), иллюстрирующие содержание знакомых детям песен, металлофон, проигрыватель, фишки.
Ход игры: Ребятам раздают по 2-3 карточки. Исполняется мелодия песни на металлофоне или в записи. Дети узнают песню и закрывают фишкой нужную карточку. Выигрывает тот, кто правильно закрывает все карточки.
«Назови композитора музыки»
Игровой материал: Программные произведения М.Глинки, П. Чайковского, Д. Кабалевского.
Ход игры: Учитель показывает ребятам портреты композиторов М. Глинки, П. Чайковского, Д. Кабалевского, предлагает назвать знакомые произведения этих композиторов. Затем проигрывается то или иное произведение. Вызванный ребенок должен назвать это произведение и рассказать о нем. За полный ответ ученик получает два очка. Выигрывает тот, кто получил большее число очков.
«Какая музыка?»
Игровой материал: Проигрыватель, запись вальса, пляски, польки; карточки с изображением танцующих пар - вальс, народную пляску и польку.
Ход игры: Детям раздают карточки. Учитель дает прослушать на проигрывателе или играет сам музыкальные пьесы, соответствующие содержанию рисунков на карточках. Ребята узнают произведения и поднимают нужную карточку.
Игры для развития детского творчества.
«Музыкальная шкатулка»
Игровой материал: Красочно оформленная шкатулка, карточки с рисунками, иллюстрирующими содержание знакомых песен (на обороте карточки для контроля указывается название песни и композитор).
Ход игры: В шкатулке помещается 5-6 карточек. Ребята по очереди вынимают карточки и передают их ведущему. Называя музыкальное произведение и композитора. Песни исполняются без музыкального провождения группой ребят или индивидуально.
Разделы: Работа с дошкольниками
Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыка играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры, эмоциональной и познавательной сторон личности человека.
Непосредственное влияние музыки на эмоциональную сферу ребенка способствует возникновению первоначальных ответных действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию в дальнейшем основных музыкальных способностей.
Современными исследователями доказано, что формировать музыкальные способности нужно начинать как можно раньше. Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они впоследствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой. Бедность музыкальных впечатлений детства, их отсутствие вряд ли можно будет восполнить позднее, будучи взрослым. Может поэтому, многие специалисты утверждают, что дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования музыкальных способностей.
Термин "способности", несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неоднозначно. Распространенным является определение: способности - это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес ученый Б.М.Теплов. В понятие "способности" по его мысли, заключено три идеи. Во-первых, под способностями разумеется индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека. Способности, считает Б.М.Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития.
Развитие музыкальных способностей, их формирование одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей на протяжении многих лет. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, что развитие музыкальных способностей, музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека в будущем.
Последние десятилетия характеризуются значительным ростом внимания к развитию музыкальных способностей подрастающего поколения. Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания.
Специалисты - музыканты выделяют три вида музыкальных способностей:
1)ладовое чувство - проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие;
2) музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии;
3) чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке - это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную
выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Одним из важнейших средств развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактические игры. В игровой форме музыкальные способности у детей развиваются намного интереснее и эффективнее.
Музыкально- дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке, дать им понятия основ музыкальной грамоты. Музыкально- дидактические игры развивают у детей чувство ритма, координацию движений, творческих способностей, а также является хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей.
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
На протяжении нескольких лет веду углубленную работу по теме "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры". Поставила цель : определение эффективности музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей детей.
Для достижения цели выделила задачи:
- учить детей ориентироваться в игровой ситуации;
- развивать эстетическое восприятие, интерес и любовь к музыке, эмоциональную отзывчивость и творческую активность;
- совершенствовать звуковысотный, тембровый, динамический слух, чувство ритма и темпа; слуховое внимание, музыкальную память;
- воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу.
Для успешной реализации данных задач составила перспективно-тематическое планирование для детей средних и старших групп ДОУ, которое помогает мне развивать музыкальные способности у детей, а также помогает систематизировать знания и умения детей по всем видам музыкальной деятельности; подобрала и классифицировала музыкально- дидактические игры в соответствии с возрастными особенностями дошкольников и вида музыкальных способностей:
- игры, развивающие музыкальный слух (звуковысотный, тембровый и динамический);
- игры, развивающие чувство ритма;
- игры, способствующие восприятию музыки;
- игры для развития музыкальной памяти.
Возраст детей | Игры, развивающие музыкальный слух | Игры, развивающие чувства ритма | Игры, способствующие восприятию музыки | Игры для развития музыкальной памяти |
Младший и средний возраст | "Музыкальная лесенка", "Озорное эхо", "Где мои детки", "У бабушки Нюры", "Курица и цыплята", "Кто в домике живет?" |
"Песенка про имя", "Кто твой дружок?", "Прогулка", "Долгий - короткий", "Шаг и бег", "Игры с ладошками, с палочками" |
"Воротики", "Круг и кружочки", "Заводные игрушки" |
"Сколько птичек поет?", "Что делают в домике"и др. |
Старший возраст | "Нарисуй мелодию", "Птичий концерт", "Колобок", "На чем играю?", "Три поросенка" |
"Прогулка в парке", "Шаловливые сосульки", "Зимние узоры", "Ритмический оркестр", "У Белочки день рождения", "Игры с ладошками, с палочками", "Находим ритм в стихах и музыке" |
"Слушаем внимательно", "Верные друзья", "Забавная игра" и др. |
"Волшебный волчок", "Какая музыка", "Сколько нас поет?", "Сломанный телевизор" |
Применение музыкально-дидактических игр на занятиях дает возможность провести их наиболее содержательно, часто музыкально- дидактические игры являются ведущим видом деятельности.
Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Знакомлю детей с правилами игры, ставлю перед ними определенную дидактическую задачу. Усвоенные на занятиях правила и игровые действия музыкально-дидактических игр переносятся детьми в их самостоятельную деятельность, что считается одним из эффективных средств при развитии музыкальных способностей.
Большая роль в организации и проведении музыкально-дидактической игры принадлежит воспитателю, который является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в других режимных процессах. Воспитатели закрепляют и обогащают в процессе музыкально-дидактической игры музыкальные впечатления, навыки, знания и способности детей. Он тактично направляет ход игры, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Впоследствии дети могут и самостоятельно играть, без помощи педагога, выбрав ведущего среди сверстников.
Но чтобы воспитателю правильно организовать игру, чтобы руководить самостоятельной деятельностью дошкольников, умением творчески мыслить он сам должен владеть специальными навыками и знаниями, знать музыкальный репертуар. Поэтому планирую различные формы работы с воспитателями по развитию их музыкальной грамотности и музыкальной деятельности детей. Систематически провожу беседы, консультации, во время которых воспитатели знакомятся с содержанием музыкально-дидактических игр, получают советы и рекомендации по проведению игр со всеми детьми или с подгруппой, узнают, как лучше организовать игры в группе, на прогулке; теоретические и практические семинары, творческие мастерские, показ открытых музыкальных занятий.
Считаю, что одними усилиями музыкального руководителя без поддержки родителей и воспитателей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей, а также их музыкальных способностей.
Музыкальное воспитание в семье имеет свои возможности: слушание радио и телепередач, аудиозаписей, музыкальных сказок, песен из мультфильмов, фрагментов классической музыки. Родители в домашней обстановке могут организовать и провести музыкально-дидактическую игру со своим ребенком. С содержанием, организацией и проведением музыкально-дидактических игр знакомлю родителей на родительских собраниях, а также помещаю материал на информационные стенды и в папках - передвижках.
Родители, хорошо зная своего ребенка, характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его музыкой, игрой, постоянно обогащать музыкальные впечатления и одновременно развивать музыкальные способности. Провожу консультации, индивидуальные беседы с родителями с целью пропаганды педагогических знаний в области музыкального воспитания и развития музыкальных способностей, рассказываю им об опыте музыкального развития, накопленным ребенком в детском саду, о достижениях ребенка в развитии музыкальных способностей. Посещение открытых занятий дает возможность родителям наблюдать не праздничное выступление, а обычную рабочую обстановку, в которой развиваются музыкальные способности, навыки и умения их детей. Стало традицией проведение совместно с родителями новогодних утренников, праздника мам и бабушек, весеннего праздника "Прилетели журавли и соловушки малы", юбилейного концерта "С днем рожденья, детский сад!".
Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по использованию музыкально- дидактических игр способствует успешному развитию музыкальных способностей дошкольников. По результатам диагностики показатель высокого и среднего уровня развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста в период с 2007 по 2010 учебные годы увеличился на 12% (2007 - 2008 уч. год - 86%, 2008 - 2009 уч. год - 90%, 2009 - 2010 уч. год - 98%,)
Дидактические игры для развития музыкальных способностей детей.
Волшебные кубики.
Большие кубики оклеиваются с каждой стороны картинками: животные или транспорт или профессии и т.д.
Это игры на развитие выразительности движений и закрепление материала по лексической теме.
Ход игры:
Ведущий бросает кубик. Дети с помощью выразительных движений под музыку передают образ того, что или кто изображены на картинке.
«Кто сидит в пруду?»
Это игра на различение жанров польки и вальса.
Картинка с изображением пруда, картинки с лягушкой и рыбкой.
Ход игры:
Ведущий показывает картинку с прудом и объясняет, что в пруду живут рыбки и лягушки. Рыбки двигаются энергично, быстро, под музыку польки, а рыбки двигаются плавно, кружатся, перебирая плавниками под музыку вальса.
«Кошки и котята»
Это игра на развитие у детей чувства ритма.
Картинки с большими кошками и маленькими котятами.
Ход игры:
Ведущий показывает изображение большой и маленькой кошечки, спрашивает, чем они отличаются. Дети отвечают. Ведущий предлагает большую кошечку обозначать длинным хлопком «Мя-ау!», а котёнка – коротким «МУР».
Затем ведущий выкладывает различные ритмические группы, а дети прохлопывают и проговаривают ритм. Можно предложить детям самим придумывать и выкладывать ритмы и прохлопывать их.
«Кто гуляет в саду?»
Игра на различение жанров марша и польки.
Картинка-сад, фигурки мальчика и девочки.
Ход игры:
Дети с ведущим рассматривают изображение сада. Ведущий рассказывает, что в саду созрели яблоки, и мальчики с девочками скоро придут их собирать. Мальчики ходят твёрдой, уверенной походкой энергично, вот так – звучит марш, а девочки ходят легко, весело, вприпрыжку, вот так – звучит полька.
«Кто шагает по тропинке?»
Игра на развитие понимания образного содержания музыки или на различение регистров – высокий, средний и низкий.
Картинка изображающая лес. Фигурки детей и зверей.
Ход игры:
Детям показывают изображение леса и тропинки и обсуждают, кто может гулять по лесной тропе. Примеры ответов: дети, звери…
1-й вариант:
По тропинке гуляют мальчики и девочки, они идут за грибами. Тогда игра проходит по типу игры «Кто гуляет в саду?»
2-й вариант:
По тропинке гуляют звери лесные: волк, ёжик, заяц – низкий, средний и высокий регистры.
Дети слушают музыкальные фрагменты и определяют, кто шагает по тропинке. Один из детей вставляет в «кармашек» соответствующую картинку. Можно предложить также передать музыкальный образ в движении.
3-й вариант:
Можно разделить детей на группы: девочки и мальчики или волки, ежи, зайцы. Дети слушают музыку. Выходит та группа, чья музыка звучит. Ведущий показывает правильный ответ с помощью картинки.
Дидактическая игра «Десяток».
Игра представляет собой упаковку от яиц с разноцветными яйцами от киндер-сюрпризов с различным наполнением – крупы, соль, камешки…
Ведущий рассказывает, что курочка Ряба снесла яички не простые, а музыкальные. Каждое издаёт свой звук – стучащий, тарахтящий, шуршащий…Все они разные по виду. Но у каждого яйца есть пара по звучанию.
Это игра на развитие слуха. Дети должны послушать, как звучит каждое яйцо из одного ряда, а затем подобрать к нему пару из второго ряда яиц.
Дидактическая игра «Лыжник»
Игра на различение направления движения мелодии – вверх или вниз.
Картинка со снежной горкой и изображение лыжника.
Ход игры:
Ведущий показывает детям изображение снежной горки и рассказывает, что на этой горке катаются горнолыжники. «Когда лыжник едет вверх, мелодия тоже движется вверх, вот так… (исполняется восходящий звукоряд), или вот так…(другой восходящий звукоряд), или так.. А когда лыжник съезжает с горки вниз, мелодия тоже движется вниз… (примеры)»
Затем звучат различные звукоряды вверх и вниз, а один из детей помещает изображение лыжника в соответствующее положение.
2-й вариант (усложнённый):
К заданию добавляется различение мажора и минора.
Иногда лыжник падает, тогда музыка звучит грустно, минорно.
Дети слушают, куда движется лыжник и упал ли он или нет.
Описание игр и упражнений для развития музыкальных творческих способностей у детей - страница №1/1
Описание игр и упражнений для развития музыкальных творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.БУБЕНЧИКИ
Жили были три веселых бубенчика: Динь, Дан и Дон. У каждого была своя песенка. Бубенчик Динь пел тоненьким, высоким голоском. «Динь-динь!» - звенела его песенка. Средний бубенчик Дан пел свою песенку «Дан-дан» средним голоском. А у бубенчика Дон голосок был потолще, пониже, чем у его друзей, и его песенка «Дон-дон» звучала по-другому.
Посмотрите на эти три линеечки. На каждой из них нарисован бубенчик. Бубенчики поют свои песенки. Догадайся, какой бубенчик звенит выше всех. А какой ниже всех? Спойте песенку каждого бубенчика и одновременно покажите рукой бубенчики, изображенные на разных линейках.
УЧЕНЫЙ КУЗНЕЧИК
Игровой материал. Картинка с изображением цветов и ученого кузнечика, металлофон.
Вот ученый кузнечик. Он прыгает по цветам так, как ему указывают.
А теперь на второй цветок - и вниз.
Пение слов «Скок, скок, скок!» сопровождайте движением руки. Звуки повышаются последовательно, как говорят музыканты, движутся поступенно. Движение кузнечика по цветкам изображается звуками на металлофоне. Ребенок в это время внимательно смотрит на картинки и выбирает подходящую к той музыке, которую сыграл на металлофоне взрослый.
НАЙДИ НУЖНЫЙ КОЛОКОЛЬЧИК
Игровой материал. Два набора колокольчиков по типу «Валдай».
Взрослый садится за небольшой ширмой или спиной к ребенку и звенит то одним, то другим колокольчиком. Ребенок должен найти у себя в наборе колокольчик, соответствующий данному звучанию и прозвенеть им. При повторении игры взрослый и ребенок меняются ролями.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛОТО
Игровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки-ноты, детские музыкальные инструменты (балалайка, металлофон, триола).
Ребенок-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Играющие должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.
Если для игры в наличии имеется только один какой-либо инструмент, музыкальные загадки на различие звуковысотного движения можно загадывать на нем.
ЛЕСЕНКА
Спойте с детьми движение девочки по лесенке вверх и вниз несколько раз, сопровождая каждый звук движением руки, постепенно поднимая ее, а затем опуская. Пропойте движение мелодии вверх, пропевая слова «топ, топ, топ, топ» вместо текста и попросите ребенка ответить, в каком направлении движется девочка.
Пропев слова «топ, топ, топ, топ» понижая голос, попросите угадать, вверх или вниз по лесенке движется девочка.
ПЕТУШОК
Напомните ребенку, что звуки бывают высокие и низкие, но они при этом бывают также долгими и короткими. Сигнал автомобиля может быть протяжным:
Но автомобиль может давать и короткие сигналы:
И в песнях бывают короткие и долгие звуки. Спойте ребенку знакомую песенку «Петушок».
Во время пения покажите жестом восьмые длительности коротким движением руки вправо, а четверти - более длинным движением тоже вправо.
НЕБО СИНЕЕ
Спойте песенку «Небо синее» на одном звуке.
Спойте ее с ребенком без слов, называя долгие звуки слогом «та», а короткие - «ти». Теперь спойте со словами. Ребенок подпевает.
МЕСЯЦ МАЙ
Спеть песню на одном звуке, используя слоговые названия коротких и длинных звуков.
Прохлопайте ритмический рисунок песенки, делая столько хлопков, сколько звуков в мелодии. Длинный хлопок приходится на длинный звук.
ПРОГУЛКА
Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу играющих.
Ход игры. «Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная. Мы будем гулять в комнате, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице»,-взрослый медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. «А теперь мы вышли на улицу,-продолжает взрослый.- Светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!» Частыми ударами передает бег. Дети повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю»,-взрослый вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. «Остальные дети стали быстро прыгать: скок, скок»,-ударяет молоточком в произвольном ритме, дети повторяют. «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень»,-взрослый постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. «Испугались ребята, побежали домой»,-быстро и ритмично ударяет молоточком.
ПРИНЦ И ПРИНЦЕСА
Перед началом игры выбирается принц, который должен отыскать среди всех детей свою принцессу. Выполнить задание он сможет при условии, если будет внимательно слушать музыку.
Все дети рассаживаются на полу лицом к центру круга, руки убирают за спину. В ладошки одной из девочек кладут красивый бантик. Она становится принцессой. Правила игры известны заранее: принц может узнать принцессу по громкой музыке (он медленно идет под музыку по кругу рядом с детьми, а взрослый сам регулирует динамику: от тихого звучания до очень громкого). Слыша громко звучащую музыку, принц указывает на принцессу. Девочка раскрывает ладошки, показывая бантик. Начинается вторая часть игры. По сигналу «Раз-два-три - беги!» принц и принцесса бегут в разных направлениях с внешней стороны круга. Задача каждого первым забежать внутрь круга.
ЧЬЯ ОЧЕРЕДЬ
Дети делятся на четыре подгруппы. Одни будут изображать «зайчиков», другие-«птиц», третьи-«лошадок», четвертые-«медвежат». Для каждой подгруппы используется «своя» музыка, с которой дети предварительно познакомились. Взрослый произвольно меняет музыкальное сопровождение. Играющие внимательно прислушиваются к звучанию и по музыке узнают свою «очередь» для начала движения. Как только меняется сопровождение, меняется группа. Предыдущая возвращается на свое место.
НАЙДИ СВОЙ ДОМИК
Для игры потребуются обручи и два различных по тембру ударных инструмента (например, бубен и маракас или погремушка). Дети занимают свои «домики». Под звучание бубна легко двигаются врассыпную. Как только меняется тембр инструмента, подбегают к взрослому и стоят около него, ожидая окончания звучания. Одновременно произносят следующий текст: «Раз-два-три, домик свой найди; раз-два-три, домик свой найди; раз-два-три, тихо постою; раз-два-три, домик свой найду». В то время, когда произносится текст, второй взрослый меняет местами «домики» (обручи). С окончанием текста дети стремятся занять место в своих домиках. Выигрывают самые быстрые и ловкие.
ЧТО МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РАССКАЖЕТ О СЕБЕ
Игровой материал. Два одинаковых комплекта музыкальных инструментов (можно использовать любые имеющиеся в наличии). Коробка для одного комплекта инструментов.
Ход игры. Один комплект инструментов укладывают в коробку, а инструменты другого расставлены по комнате так, чтобы они не бросались в глаза. Один из детей-рассказчик-заглядывает в коробку и, облюбовав какой-либо инструмент или озвученную игрушку, начинает всем рассказывать, какая она, что умеет делать, какой у игрушки или инструмента внешний вид, форма, как на нем извлекаются звуки, какие по окраске эти звуки (например, у цитры-нежные, у металлофона-звенящие, у барабана-гремящие), на что похож звук инструмента. Какие звуки из природы можно на нем изобразить. Дети могут задавать рассказчику вопросы. Выслушав рассказ, игроки отправляются на поиски инструмента или озвученной игрушки. Кто первым найдет инструмент, приносит его, ставит на стол и получает из коробки такой же. Затем этот ребенок становится рассказчиком, делая предметом своего рассказа другой музыкальный инструмент.
КОШКА МУРКА И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРУШКИ
Игровой материал. Музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; кошка (мягкая игрушка); коробка.
Ход игры. Взрослый приносит коробку, перевязанную лентой, достает оттуда кошку и сообщает детям о том, что кошка Мурка пришла в гости и принесла в подарок музыкальные игрушки, которые даст детям, если они узнают их по звучанию.
Взрослый незаметно от детей (за небольшой ширмой) играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка дает игрушку ребенку, тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет на дудочке).
СОЛНЫШКО И ТУЧКА
Описание. Карточка из картона или тонкая деревянная дощечка (размер 21X7 см) разделена на три квадрата (желтый, синий, красный) двумя вертикальными линиями. Отдельно делают такие же по размеру квадраты: на одном из них изображено сияющее солнышко; на другом-солнышко, чуть прикрытое тучкой («спящее»); на третьем-тучка с дождем. Рисунки условно соответствуют разному характеру музыки: бодрому, жизнерадостному; спокойному, колыбельному; грустному.
Методика применения. Детям раздают карточки (по одному комплекту) и предлагают послушать три музыкальных произведения. Дети поочередно определяют характер каждого из них, закрывая пустые квадраты на прямоугольной карточке квадратами с условным изображением.
Музыкальный репертуар. «Рондо-Марш» Д. Кабалевского, «Ходит месяц над лугами» С. Прокофьева, «Зима» М. Крутицкого
ЗАИНЬКА СЕРЕНЬКИЙ
Взрослый сажает ребенка на стульчик, рядом с которым лежат ложки, сам напевает:
Заинька, серенький в гости пошел,
Заинька, серенький ложки нашел.
(Поднимает с пола деревянные ложки.)
Ложки нашел да к дому подошел.
Тук, тук, тук.
Ребенок: Кто там?
Взрослый: Я, зайка, серый попрыгайка, а ты кто?
Ребенок: А я волчишка, серый бочишка.
(Ребенок может назваться и лисичкой, и лягушкой, и мышонком.)
Взрослый: Ты, волчишка, серый бочишка, выходи
Да смело в ложки постучи!
Взрослый передает ребенку ложки, и тот выстукивает на ложках любой ритмический рисунок. Взрослый хлопает в ладоши или играет на каком-либо инструменте, сопровождая ритмическую импровизацию ребенка.
ГРОЗА
Прежде чем разыграть такую музыкальную картинку, нужно предварительно, еще при первом знакомстве с соответствующими инструментами, наводить детей на мысль о возможности использования их для подражания дождю, грому, ветру, молнии. Будем задавать им вопросы: «На что похоже звучание этого инструмента? Что можно изобразить с его помощью? А на каком инструменте изобразить капельки дождя?»
Сначала попробуем изобразить дождь, который начинается с редких капель (играть тихо на треугольнике), входит в силу и постепенно прекращается (можно изобразить и внезапный дождь).
Затем находим, как сделать порыв ветра (маракасы, погремушки), молнию (удар металлическими палочками по тарелкам), раскаты грома (барабан).
Разрабатываем «сценарий»: сначала-порывы ветра, которые можно изобразить с помощью маракасов, покачивая их из стороны в сторону и увеличивая силу звука с тихого до громкого. Нарастая до предельно громкого, звук также постепенно уходит на убыль. Такое динамическое развитие должно быть у всех инструментов, участвующих в этой картинке. Важно соблюсти меру, чтобы картинка не превратилась в хаотический шум. Поэтому развитием «грозы» дирижирует взрослый, показывая каждому участнику вступление, изменения темпа и динамики. Издалека слышны раскаты грома (барабаны). Постепенно они приближаются (обычно гром постоянно не гремит, поэтому и барабаны вступают периодически).
После первых раскатов грома падают редкие капли дождя (треугольник), вот они зачастили и превратились в ливень. Ветер усиливается: к маракасам присоединяются тарелки и бубен-пальцами обеих рук поочередно по мембране (также от тихого звучания до громкого). Наконец сверкает молния: тарелки и трещотка - кастаньеты. После кульминации гроза идет на убыль и постепенно затихает. И снова сияет солнце, пастушок играет на дудочке.
В ОГОРОДЕ ЗАИНЬКА
СОРОКА-СОРОКА
Сорока-сорока, На порог скакала,
Где была? Гостей созывала.
Далеко. Гости услыхали,
Кашку варила, Быть обещали.
Детушек кормила.
Дети должны передать веселый, ласковый характер песни. Следите за тем, чтобы ребенок четко произносил слова, протяжно пропевая гласные в словах «сорока», «варила», «кормила». Песня исполняется с поддержкой голоса взрослого, используется для умения правильно держать интонацию на одном звуке.
ДОЖДИК
Дождик, дождик, пуще, Дадим тебе ложку,
Дадим тебе гущи, Хлебай понемножку!
Эта попевка учит передавать веселый характер напева. Петь ее нужно в умеренном движении, правильно выполняя логические ударения в словах «пуще», «дадим», «гущи», «ложку», «хлебай понемножку». Необходимо обратить внимание на то, чтобы ребенок правильно брал дыхание перед фразами.
«Солнечный оркестр»
Педагог рассказывает детям о том, что человек всегда любил солнце. Ведь вся наша жизнь зависит от него. В давние времена к солнышку обращались за помощью, чтобы погода была хорошей. В честь солнца устраивались ярмарки, мастерили игрушки. Особенно любили к такому празднику готовить музыкальные игрушки, чтобы они свистели, трещали, солнце будили, к весне посылали. Сегодня детям самим предлагается сделать шумовой оркестр, который был бы посвящен солнышку. Становитесь, дети, в ряд,
праздник солнца всем вам рад.
Вот игрушки вам для песни,
забирайте все подряд.
Трещотки, гребешки, свистульки, петушки.
Играют приятно, для детей занятно.
М.А. Давыдова
Детям предлагают послать музыкальный привет солнышку – исполнить песенку собственного сочинения. Потом исполнить вместе с шумовым оркестром. Можно вспомнить народные попевки, например,
«Солнышко – ведрышко, выгляни в окошечко,
Где твои детки? Сидят на крылечке.
Лепешки валяют, тебя поджидают».
«Здравствуй, здравствуй, музыкант»
1. Ведущий пропевает детям загадки про музыкальные инструменты, дети также пропевают отгадку, имитируя игру на этом инструменте.
«У какого инструмента есть и струны, и педаль?
Угадать его не сложно: это старый наш……..(рояль)»
«Как будто девушка запела, и в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко, затихло все: играет…..(скрипка)»
«Деревянный инструмент зазвучит в один момент,
Струнам звонко подпевай-ка, заиграла…..(балалайка)»
«Ну-ка, кнопки нажимай и тихонько подпевай.
Растяни меха немножко и сыграй нам на….(гармошке)»
Бу-бу-бу, ба-ба-ба, заиграла вдруг….(труба)»
«Деревянные подружки пляшут на его макушке.
2. Дети и педагог подходят к водящему и пропевают:
«Здравствуй, здравствуй, музыкант, у тебя большой талант.
Инструменты отгадай, друг за дружкой называй.»
Водящий спрашивает детей: «Здравствуйте, дети! Где были, что делали?» Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем!», после чего все игроки показывают водящему «игру» на выбранном инструменте. Если водящий отгадывает, то дети меняются местами, игра повторяется заново.
«Игра на морском дне»
Для игры необходимо использовать рисунки или фотографии морских обитателей (морской конек, медуза, краб, золотая рыбка). В процессе игры идет повторение разных жанров музыки – песни, марша, танца. Может использоваться как песенная, инструментальная импровизация, так и танцевальное творчество.
Стихи-подсказки: «Это - неуклюжий краб, он и ходит кое-как,
Вперевалку меж камней он торопится скорей».(марш)
«Вот золотая рыбка, она быстра и гибка,
Хвостиком виляет, к танцу приглашает».(вальс)
«Погляди – морской конек, как лошадка –прыг да скок,
Вместо ножек – завитушка, сам- как детская игрушка».(полька)
«Медуза – словно парашют, и под водой она – как шут,
То стоит, а то колышится, будто песенка нам слышится».(песня)
Ведущий поет «Море волнуется –раз, море волнуется – два,
Море волнуется – три, морская фигура – спляши».
После этого педагог подходит к выбранному им ребенку и пропевает его имя. В ответ ребенок исполняет танец своего персонажа в том характере, который ему кажется наиболее подходящим.
«Спой вместе со сказочным героем»
Педагог предлагает вспомнить, какие песенки пелись героями разных сказок. Если дети испытывают затруднение, можно им дать подсказки.
1. Пела свою песенку мама-коза, когда возвращалась своим детушкам –козлятушкам из леса? «Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся, Ваша мама пришла, молочка принесла. Бежит молоко по вымечку, из вымечка – по копытечку, из копытечка – во сыру землю».
2. Пел песенку колобок, когда катился по лесу? «Я- колобок, колобок, по сусеку скребен, на сметане мешон, на окошке стужен, я от бабушки ушел, я от дедушки ушел».
3. Пела песенку хитрая лисичка – сестричка, когда ехала верхом на сером волке? «Битый небитого везет, битый небитого везет».
4. Пели свою бесконечную песню серые гуси, которые обманули таким образом лисицу, которая сбиралась их съесть? «Га-га-га….».
Пусть дети попытаются поочередно вспомнить эти песенки и персонажей, которые их пели. После этого саму песенку ребенок должен попробовать спеть, импровизируя ее мотив.
«Сочини музыку сам»
Музыкальный руководитель читает или нараспев рассказывает сюжет. Задача детей –в нужных местах исполнить свои примеры вокальных или инструментальных импровизаций.
Варианты рассказов-(вместо точек – варианты импровизаций детей)
1. «Пошли дети в лес и, чтобы не потеряться, стали аукаться………
В лесу они услышали пение кукушки……..- и стук дятла………
Закапал дождик сначала тихо, медленно, а потом все сильнее………
Но вскоре ушла тучки, закончился дождик, и запел соловей…………»
2. «Настало утро, проснулся петушок и запел веселую песенку……..
Часы пробили шесть часов……..Стало слышно, как пастушок заиграл на рожке……..Коровы начали собираться в стадо и радостно мычать……….»
3. «Дети собрались идти на день рождение к другу. Они бегом спустились по лестнице…….., затем пешком пошли по улице……Когда они пришли к другу каждый по-своему поздравил его………………»
Возможные тексты для импровизаций.
1. «Солнце радостно смеется, на дворе звенит капель».
2. «Стоят морозы на дворе, звенят березы в серебре».
3. «Наша печка греет жарко, жар струится от костра».
4. «Лепили мы снеговиков, замерзли руки от снежков».
5. «Как на бережок налетел снежок, и до леса и до речки не видать дорог»
6. «Что–то Машеньки не слышно? - погулять, наверно, вышла!»
7. «Машет с пристани народ, отплывает пароход,
Отплывает пароход, над рекой гудит гудок. У-у-у………….»
8. «Что там в небе летит? Что там в небе гудит? У-у-у, у-у-у……»
9. «Мама Танечку качала, и, качая, напевала: а-а-а, а-а-а…..»
10. «Кто шагает ряд за рядом? Это мы идем отрядом.»
11. «Улетают птицы вдаль. Расставаться с ними жаль».
12. «Весенний день звенит! Встречай, скворец летит!»
13. «Я притопну каблучком, я махну платочком.
Полечу я ветерком, закружусь листочком».
14. «Солнце ярко светит, весело на свете.
Тра - ля - ля, ля-ля-ля, ля -ля, весело на свете».
15. «Дождик льёт как из ведра, загрустила детвора».
16. «Утром на опушке квакали лягушки. Ква –ква – ква….»
17. «У пчелы полно хлопот, добывать ей надо мед.
Над цветком пчела кружит, про дела свои жужжит: жу –жу-жу….»
18. «Здравствуй, киска, как дела? Что же ты от нас ушла?
Не могу я с вами жить, хвостик негде положить!
Ходите, зеваете, на хвостик наступаете»!
19. «Мама! Я тебя люблю, что не знаю прямо!
Я большому кораблю дам названье «мама». (Я. Аким).
Подборка из сборника стихов С. Маршака :
1. «Панцирь носит черепаха, прячет голову от страха».
2. «Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил, как долотом».
3. «Флот плывет к родной земле, флаг на каждом корабле».
4. «Едут девочки в санях, лаковых, узорных.
А мальчишки на конях, серых или черных».
5. «Мельник на ослике ехал верхом.
Мальчик за мельником плелся пешком».
6. «Можно ль козам не бодаться, если рожки есть?
В пляс девчонкам не пускаться, если ножки есть?».
7. «Муравьишка в чаще дуб тяжелый тащит.
Эй, товарищи – друзья, выручайте муравья».
8. «Король по склону едет над морем на коне.
А рядом реют чайки с дорогой наравне».
В примерах № 4-9 присутствуют по два контрастных художественных образа. Они диктуют непременную смену характера для импровизации, разножанровой (марш, танец, песня).
Стихи А.Л. Барто:
1. «Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь! Не утонет в речке мяч».
2. «Зайку бросила хозяйка, под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог, весь до ниточки промок».
3. «Я люблю свою лошадку, причешу ей шёрстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости».
4. «Идет бычок качается, вздыхает на ходу:
Ох! Доска кончается, сейчас я упаду!»
5. «Нет, напрасно мы решили прокатить кота в машине,
Кот кататься не привык, опрокинул грузовик».
Фольклорные тексты, скороговорки, считалки, потешки:
1. Жук, над лужею жужжа, ждал до ужина ужа.
2. Скачет зайка ловко, в лапках у него морковка.
3. Идет коза рогатая за малыми ребятами.
Кто кашки не ест, молоко не пьет, забодает, забодает
«Колокольцы – бубенцы»
Дети, взявшись за руки, водят хоровод по кругу, исполняя песенку.
«Колокольцы – бубенцы, раззвонились, удальцы.
Дили – дили, дили – дон, угадай откуда – звон».
В центре круга стоит ребенок с завязанными глазами. После песенки педагог вручает колокольчик любому ребенку, он поет свою песенку «колокольчика». Ребенок, стоящий в кругу должен узнать поющего по голосу. Если узнавание происходит, поющий ребенок, звеня в колокольчик, перемещается внутри круга, а водящий с завязанными глазами пытается его поймать, идя на звон колокольчика.
«Передай мячик»
Дети стоят, образуя круг. Педагог оговаривает условия игры: под громкое звучание музыки мячик передают вправо энергичными и волевыми движениями рук, под тихое звучание – влево плавными и нежными движениями. Обратить внимание на повороты головы, корпуса, мимику лица.
«Матрешки»
Дети стоят по кругу. Педагог приносит 3-4 матрешки и раздает их детям. Под веселую музыку дети исполняют танцевальные движения внутри круга, остальные дети хлопают в ладоши, под колыбельную дети, стоящие по кругу, присаживаются на корточки и закрывают глаза («засыпают»). Дети с матрешками тихо подходят к «спящим» и ставят матрешки перед кем–нибудь из них, а сами возвращаются на места. Те дети, возле которых оказались матрешки, начинают игру заново. Матрешки можно заменить куклами, игрушками.
«Ровным кругом»
Дети идут по кругу, проговаривая слова: «Ровным кругом друг за другом мы шагаем дружно в ряд. Что нам (имя ребенка) покажет, то и будем повторять». Танцевальные импровизации, игровые образные движения животных, сказочных персонажей.
«Паучок»
Ребенок – паучок садится в центре круга. Дети идут по кругу напевая:
«Паучок, паучок, тоненькие ножки, красные сапожки!
Мы тебя кормили, мы тебя поили, на ноги поставили – танцевать заставили»
Дети подходят к водящему и ставят его на ноги, расходятся с прихлопыванием. «Танцуй сколько хочешь, выбирай кого захочешь!» Ребенок – паучок выбирает себе пару и выполняет танцевальные импровизации. Все дети повторяют движения уже в парах.
«Веселый концерт»
Детям предлагают взять любую игрушку из театра би-ба-бо (или другого вида театра) и спеть песню, рассказать потешку, стихотворение, загадать загадку, но обязательно голосом своей игрушки. Дети делятся на две группы – зрители и актеры. Затем дети меняются местами.
«Кто в гости пришёл?»
Педагог предлагает детям выбрать по желанию маски разных зверей, птиц голосом своего персонажа попроситься в домик к Петрушке. Дети сочиняют свои песенные импровизации. Петрушка пускает к себе в домик. Когда все дети собираются в домике, педагог напоминает детям русскую народную пословицу «В тесноте, да не в обиде!» Все дети исполняют танцевальные и игровые импровизации.
«Волшебные превращения»
Педагог показывает детям волшебную палочку и говорит, что если она ей взмахнет, то все ребята смогут превратиться в лесных обитателей (или в сказочных героев). Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть! Педагог пытается отгадать в кого превратился то или иной ребенок.
«Веселый оркестр»
Представьте себе, что у вас в руках музыкальные инструменты. Вы – оркестр, а я – дирижер. Я взмахну палочкой и «заиграет» оркестр. Детям перед игрой можно предложить прослушать стихотворение:
«Собирались музыканты на осенний лужок.
Приносили музыканты кто сопелку, кто рожок.
Если в бубен бьет медведь, в бубен как не зазвенеть?
А комар забьет в него, не услышишь ничего.
Волк забрался на скамейку, в лапы взял свою жалейку.
Чтобы стало веселей, сил, жалейка, не жалей.
Захотелось даже зайке поиграть на балалайке.
Заиграл, и в тот же час все в лесу пустились в пляс».
Это стихотворение можно инсценировать или озвучить детскими музыкальными инструментами.
«Шарик – подарок»
Дети сидят на полу в тесном круге. Педагог показывает красивый, яркий воздушный шарик. Представьте, что шарик – это чудесный подарок, который вы дарите своему другу. Подумайте, как вы хотите передать подарок? (с улыбкой, с довольным лицом, медленно, быстро, с приятными словами...).
«Танцевальные отгадки»
Педагог загадывает загадки, дети должны изобразить отгадку, используя танцевальные и игровые движения.
-«Толстяк живет на крыше, летает он всех выше» (Карлсон)
«Она красива и мила, и имя у нее «зола»» (Золушка)
-«Что за странный человечек на земле и под водой
Ищет ключик золотой». (Буратино)
«Вместе с Карлсоном прыгал с крыш шалунишка большой….(Малыш)
-«Хвост крючком, нос пятачком» (Поросенок)
«Сама пестрая, ест зеленое дает белое» (Корова)
-«Мордочка усатая, шубка полосатая,
Часто умывается, а с водой не знается» (Кошка)
«К хозяину спешит, дом сторожит,
Живет под крылечком, а хвостик колечком». (Собака)
-«Встал он прямо у дорожки – не идут от страха ножки.
И мычит бедняга: «Му! Шаг я сделать не могу!» (Бычок)
«Лесная история»
Используются маски, элементы театральных костюмов или различные виды театров. Все роли выбирают сами дети. Разыгрывается стихотворение.
«Уронила белка шишку. Шишка стукнула зайчишку.
Тот пустился на утёк, чуть не сбил медведя с ног –
Под корнями старой ели размышлял медведь полдня:
«Что – то зайцы осмелели! Нападают на меня! Ой- ой-ой!»
(В. Шульжик)
«Зеркало»
Педагог загадывает загадку: «И сияет, и блестит, никому оно не льстит, А любому правду скажет, всё как есть ему покажет!» Что же это? (зеркало)
Вносится большое зеркало. Желающие дети подходят к зеркалу, глядя в него начинают хвалить себя, восхищаться, вертеться, кокетничать. Потом рассказывают, что не нравиться в себе. Музыка помогает: веселая–хвалят, грустная–критикуют.
«Талантливый хореограф»
Педагог предлагает детям вспомнить и станцевать «Танец утят». Затем педагог предлагает на эту же мелодию сочинить свой танец: «Танец котят», «Танец лягушат», «Танец обезьянок».
«Шапочка аиста»
Перед началом игры выбирается ребенок–аист, и ребенок с шапочкой «аиста». Дети идут по кругу, ребенок–аист идёт по внутреннему кругу в противоположном направлении, высоко поднимая ноги, руки сложены за спиной ладонями вместе, и поет, сочиняя свою мелодию: «Я над речкой гулял, здесь я шапку потерял: Новенькую шапку, тепленькую шапку, красненькую шапку».
Ребенок с шапочкой в это время идет за внешнем кругом противоходом и тоже начинает отвечать своим пением:
«Я на речку пришла, здесь я шапочку нашла. Новенькую шапку, тепленькую шапку, красненькую шапку». С концом песни все останавливаются. Ребенок с шапочкой: «Ну, попробуй, догони, свою шапку отними!». Дети образуют воротца из рук, через которые ребенок–аист пытается догнать ребенка с шапочкой. Если «аист» поймает ребенка, то он надевает на себя шапочку и танцует (дети могут хлопать ему, могут повторять его движения, можно танцевать парами).
«Магазин игрушек»
Дети стоят по кругу. Выбирают несколько ребят, которые будут исполнять роль игрушек. Дети идут по кругу и поют:
«Динь – динь – динь! Динь – динь – динь! Открываем магазин!
Заходите, заходите, выбирайте, что хотите!»
1.Дети останавливаются, в центр выходит ребенок – КУКЛА и исполняет танцевальную импровизацию, потом пропевает песенную импровизацию:
«На меня вы посмотрите и к себе домой возьмите.
Буду вас любить и слушать, а зовут меня Катюша!»
Педагог спрашивает, кто хочет купить куклу? Ребенок пропевает:
«Я игрушку покупаю и с собою забираю!»
КУКЛА поет: «Прежде, чем меня забрать, должен ты меня догнать !» «покупатель» догоняет «куклу». Если не поймал, то игра–догонялки повторяется с другими «покупателями» до тех пор пока не поймают.
2. Дети идут по кругу, поют – приглашают в магазин, выбегает МЯЧИК,
Танцевальная импровизация, затем песенная на слова:
«Я прыгун - веселый мячик, не люблю того, кто плачет.
Не люблю того, кто плачет, а люблю того, кто скачет!"
Игровые действия повторяются как и с куклой.
3. Танцевальная и песенная импровизация ребенка –ЛОШАДКА:
«Я конек не простой, я конек заводной.
Гоп – гоп, цок – цок забирай меня, дружок!»
4. Танцевальная и песенная импровизация ребенка –КОТИК :
«А я котик Котофей, хорошо ловлю мышей,
Деткам песенки пою: баю–баюшки – баю!»
Когда все игрушки «куплены», каждый «покупатель» выходит со своей «игрушкой» в центр круга и исполняют танцевальные парные импровизации, остальные дети хлопают. После танца дети идут противоходом по кругу герои влево, остальные дети вправо с пением:
«Динь – динь – динь, динь – динь – динь! Закрываем магазин!»
Слова игрушек заранее знают все дети. Можно использовать маски, элементы костюмов, игрушки, для создания игрового образа.
«Чей кружок быстрее соберется»
Дети становятся в три круга. В центре каждого – ребенок с игрушкой в руках или в маске. На 1 часть дети бегут по кругу вокруг своих игрушек, на 2 часть дети хлопают в ладоши, а дети с игрушками исполняют свои танцевальные импровизации. На 3 часть дети закрывают глаза, а «игрушки» меняются местами. Дети открывают глаза и ищут свои игрушки и собираются вокруг нее. Выигравшими считается кружок, собравшийся у своей игрушки быстрее, чем остальные. Можно использовать прием моделирования в 1 части, движения вокруг своих кругов может быть любым.
УПРАЖНЕНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ
Упражнение «ЛИФТ»
Педагог говорит: «Положите ладонь на живот. Представьте, что живот – это первый этаж дома. Немного выше находится желудок – это второй этаж дома. Подержите там ладонь. Теперь положите ладонь на грудь и представьте, что это третий этаж дома. Приготовьтесь, мы начинаем «поездку на лифте»: Вдохните ртом медленно и глубоко так, чтобы воздух дошел до первого этажа – до живота. Задержите дыхание. Выдохните ртом.
Вдохните так, чтобы воздух поднялся на один этаж выше – до желудка. Задержите дыхание. Выдохните ртом. Вдохните – и «поднимите лифт» еще на один этаж – до груди. Задержите дыхание. Выдохните ртом.
Во время выдоха вы ощущаете, что напряжение и волнение выходят из тела, словно из дверей лифта» (выполняется стоя 2-3минуты, дыхание задерживается на 2-3 секунды).
Упражнение «ИНОСТРАНЕЦ»
Педагог говорит: «Представьте, что к нам в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором говорит он. Попробуйте пообщаться с ним, показать комнату, игрушку, пригласите пообедать. Помните, что все нужно сделать, не произнося слов»
Упражнение «ВОДОПАД»
Педагог включает музыку и говорит: «Закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Небо светло – голубое. Воздух свеж. Вода чистая и прохладная. Она мягко струится по спине, стекает с ног и продолжает свой бег дальше. Постойте немного под водопадом, позволяя воде омывать вас и уноситься прочь» (упражнение выполняется стоя).
Упражнение «ЧЕРЕЗ СТЕКЛО»
Педагог предлагает детям с помощью мимики и жестов передать следующие ситуации: - у меня болит горло;
Ты забыла надеть шарф, а на улице холодно;
Я хочу пить, принеси мне стакан воды.
Этюд «ДВА КЛОУНА»
Детей делят на пары и разыгрывают этюд: «Два веселых клоуна, не замечая друг друга, жонглируют воображаемыми цветными кольцами. Вдруг они сталкиваются спинами и падают, им смешно. Они сидят и громко хохочут. Затем клоуны встают и бросают кольца друг другу» (пары поочередно выполняют задание).
Упражнение «ЖИРАФ»
Педагог говорит: «Сделайте вдох – выдох и расслабьтесь. Положите голову направо, затем налево (повторить 3 раза). Откиньте голову назад, опустите вперед (повторить 3 раза). Приподнимите плечи, опустите их (повторите 3 раза). Приподнимите правое плечо (повторить 3 раза). Приподнимите левое плечо (повторить 3 раза). Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея. Представьте себя с длинной, как у жирафа, шеей» (выполняется сидя на стульчиках).
Упражнение «ЦВЕТОК»
Педагог говорит: «Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы. Вот теплый луч солнца достал земли и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Встаньте, поднимите и разведите руки в сторону. Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем. Приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из –под опущенных век, улыбнитесь, медленно поворачивайте голову вправо – влево. А теперь расскажите о том, что вы чувствовали, когда были цветами».
Упражнение «НЕОБЫЧНАЯ РАДУГА»
Звучит спокойная, расслабляющая музыка, педагог говорит: «Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга. Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящая вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощутите эту свежесть. Следующий – желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает нам настроение. Зеленый – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет нам поможет чувствовать себя намного лучше. Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый, зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день».
Упражнение «МАРИОНЕТКА»
Педагог говорит: «Представьте, что вы превратились в кукол, которые выполняют те движения, которые нужны кукловодам – так называют актеров кукольного театра. Встаньте прямо и замрите в позе куклы. Ваше тело стало твердым, как у Буратино. Напрягите плечи, руки, пальцы, представьте, что они деревянные. Напрягите ноги и колени, пройдите так. Ваше тело словно деревянное. Напрягите лицо и шею. Наморщите лоб, сожмите челюсти.
А теперь скажите себе: «Расслабься и размякни». Мышцы расслабляются. Напряжение уходит. Можно помассировать одной рукой другую, затем кончиками пальцев погладить лицо».
Упражнение «РАЗЫГРЫВАЕМ СКАЗКУ»
Дети делятся на две команды. Педагог предлагает каждой команде подготовить и показать с помощью выразительных движений отрывок известной сказки или фрагмент из мультфильма. Следя за выступлением «артистов», «зрители» (участники другой команды) должны догадаться, какая сказка или мультфильм разыгрывается и кто какую роль исполняет.
Упражнение «ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК»
Дети сидят на стульчиках, педагог говорит: «Откиньтесь на спинку стула, спина прямая и расслабленная, руки сложены на груди так, чтобы пальцы сходились. Глубоко вдохните воздух носом, представьте, что ваш живот – это воздушный шарик. Чем глубже вдыхаешь, тем больше шарик. А теперь выдыхайте ртом, чтобы воздух улетел из шарика. Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух выходит из шарика. Сделайте паузу, сосчитайте до пяти. Снова вдохните и наполните легкие воздухом. Выдохните, почувствуйте, как воздух выходит через легкие, горло, рот. Дышите и чувствуйте, как вы наполняетесь энергией и хорошим настроением».
Упражнение «ЗАКОЛДОВАННЫЙ РЕБЕНОК»
Педагог предлагает детям поочередно сыграть роль заколдованного ребенка, который потерял способность говорить и может объяснять только с помощью мимики и жестов. Педагог задает вопросы, а ребенок, используя выразительные движения, отвечает на них. Остальные дети стараются понять и «перевести» ответы водящего.
Упражнение «ВЕСЕЛАЯ ЗАРЯДКА»
Дети сидят на ковре или на стульчиках с закрытыми глазами. Педагог говорит: «Тело устает за день, и ему нужен отдых – сон. Спящий человек похож на выключенную машину. Но впереди новый день, очень много интересных дел и приключений. Надо подготовить себя к ним. Для того чтобы машина заработала, нужно завести мотор. (Звучит веселая, бодрая, энергичная музыка). Давайте дружно попрыгаем! Теперь представьте, что вы – проснувшиеся кошечки. Неторопливо вытяните передние лапки, а теперь – задние лапки. Давайте изобразим божьих коровок, которые лежат на спине. Удастся ли им встать на лапки без посторонней помощи? Вздохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики. Мы стали такими легкими, что кажется, еще чуть-чуть – полетим. Чтобы подрасти, потянемся, как жирафы. Чтобы стать ловкими и сильными, попрыгаем как кенгуру. Сейчас будем изображать маятник часов. Покачаемся из стороны в сторону. А сейчас запустим самолет. Крутим пропеллер изо всех сил. Все мы получили заряд бодрости и уверенности в себе на весь день. Молодцы!»
Упражнение «НАСОС и МЯЧ»
Педагог предлагает детям разделиться на пары. Один из детей изображает мяч, другой -насос. Каждый ребенок выполняет движения в соответствии с полученной ролью. «Мяч сдутый» -ребенок сидит на корточках. «Насос надувает мяч» - движения сопровождаются звуками «с-с-с…..». «Мяч становится все больше» - ребенок постепенно встает, надувает щеки, поднимает руки вверх. «Насос прекращает работу» - ребенок делает вид, что выдергивает шланг. «Мяч вновь сдувается» -ребенок медленно садится и выпускает воздух из щек, опускает руки. Упражнение повторяется несколько раз, затем дети меняются ролями.
Упражнение «САМОЛЕТ»
Педагог говорит: Самолеты готовятся к взлету. Займите позицию готовности, встаньте прямо и разведите руки в стороны. Теперь каждый из вас представит, что его самолет разгоняется и, взлетев, набирает высоту. Крылья рассекают воздух. Мотор гудит ровно и мощно. Самолет уверенно летит над облаками. Запомните ощущение полета. Самолет заходит на посадку и плавно приземляется. Если вы когда - нибудь почувствуете нерешительность, представьте, что вы Летите вперед и вверх!»
Упражнение «ЗЕРКАЛО»
Дети делятся на пары. Один из детей будет исполнять роль зеркала. Задача «Зеркала» - повторять все движения и жесты, которые будет показывать ребенок. Потом дети меняются ролями.
Упражнение «ПУТЕШЕСТВИЕ»
Педагог приглашает детей отправиться в воображаемое путешествие. Дети имитируют различные движения и разыгрывают мини – ситуации: Изображают деревья в лесу; зайчиков, убегающих от лисы; путешественников, плывущих в лодке; альпинистов, взбирающихся на вершину горы; туристов, переходящих горный ручей по узкому мостику.
Упражнение «СКАЛА»
Педагог говорит: «Встаньте прямо, поставьте ступни ног параллельно, на небольшом расстоянии друг от друга. Голова, шея, плечи – выпрямлены, но не напряжены. Покачайтесь с носка на пятку, плавно прижимая пятки к полу. Напрягите мышцы ног, живота и груди. Ощутите себя плотными и неподвижными, как скала. Я подойду к каждому из вас и попытаюсь слегка толкнуть в плечо. Напрягись, сопротивляясь толчку. Расслабьтесь и пройдитесь. Вы чувствуете уверенность в своих силах, большую устойчивость».
Упражнение «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС»
Звучит спокойная музыка, педагог говорит: «Лягте удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка. Присядем на нее. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день».
ВОКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ РАЗМИНКИ
«Поздоровайтесь»
Педагог говорит о том, что, входя в группу каждое утро, дети здороваются со всеми. Также принято поступать и при встрече со знакомыми людьми. Сегодня все будут учиться здороваться во время движения по кругу под музыку.
Текст попевки Метроритмические действия
Мы заходим в круг, в круг, Дети выстраиваются в два круга-
внешний и внутренний с равным
числом человек. Идут по кругу в
противоположные стороны.
Каблучками: тук-тук, Останавливаются, делают два
притопа ногами.
Покружились, покружились, Легко кружатся на месте.
А потом остановились. Останавливаются и разворачиваются
Вот и поздоровались. так, чтобы оказаться лицом к лицу
с парой из противоположного круга
Здравствуйте! Кланяются своей «паре»,
пропевая свое приветствие.
«Часики»
Музыкальный руководитель объясняет, что сейчас все дети будут изображать часы-ходики, у которых есть большие маятники, и которые будут отбивать время низкими голосами. По завершении попевки дети поют финальную строчку на произвольно низких нотах.
Текст попевки Метроритмические действия
Ходим ночью, ходим днем, Дети, сидя, выполняют мерные
Каждый час мы время бьем. покачивания корпусом из стороны
в сторону.
Тики-так, тики-так, К покачиванию корпусом подключается-
Целый день вот так. синхронное покачивание согнутыми
в локтях руками.
Бом-бом-бом. Движение останавливается –часы
отбивают время. Дети поют.
«Кошкин дом»
Педагог поясняет детям, что с каждым куплетом песни убыстряется частота движений – сначала идут медленные раскачивания корпусом, затем –более частые «прыжки» руками, в последнем куплете – самые частые движения пальцами.
Текст попевки Метроритмические движения
Бом- бом- тили- бом, Дети держатся руками за щеки,
Загорелся кошкин дом. раскачиваются корпусом в такт ритму
Кошка выбежала, Делают двумя руками синхронные
движения – «прыжки» вперед.
Глаза выпучила, Растопыривают пальцы, выталкивая
руки вперед.
Бежит курочка с ведром, Пальцами, собранными в щепотку, отбива-
Заливает кошкин дом. ют на коленях более быстрый ритм.
«Платочек»
Музыкальный руководитель говорит о содержании песни, о том, что в каждом куплете будет меняться настроение – от грустного к радостному, и это надо будет передать в движениях и выражении лица.
Текст попевки Метроритмические движения
1.Галя по садочку ходила, Дети выстраиваются в круг, солистка
Свой платочек там обронила. ходит внутри круга, держа платок в руках.
Затем она роняет его. Тот ребенок, возле
которого упал платок поднимает его и
прячет за спину.
Обошла тут Галя садочек, Солистка ходит по кругу, пожимая
Ищет голубой свой платочек. плечами и разводя руками.
2.Не горюй, подруженька Галя, Дети идут в центр круга – к «Гале»,
Мы платочек твой отыскали. взявшись за руки, потом вновь расходятся.
Под малиновым под кусточком, Ребенок, у которого оказался платок
Под зелененьким под листочком. подходит к солистке и с поклоном и
подает ей платок.
Затем они исполняют танцевальную импровизацию. Остальные дети хлопают.
«Жучка и кот»
Педагог предлагает вспомнить действия, которые сопутствуют образам собачки, кота, петуха, появлению на небе тучки и солнышка. Желательно, чтобы дети воспроизводили танцевальные действия в сочетании с пантомимическими эмоциональными дополнениями.
Текст попевки Метроритмические действия
1. В погреб лезет Жучка, Дети двигаются прыжками на двух
ногах, руки – впереди на уровне
груди, имитируют собачьи лапы.
С нею – кот. Походка меняется на плавную,
руки попеременно вытягиваются
вперед, словно мягкие лапки кота.
Если в небе тучка - Все запрокидывают головы и
смотрят вверх, указывая рукой.
Дождь пойдет. Дети бегут врассыпную, закрывая
головы ладонями – прячутся.
2. На заборе Петя: Дети останавливаются, делают
Ко-ко-ко. хлопающие движения руками по
бедрам – «машут крыльями».
Солнышко на небе Плавно поднимают обе руки вверх,
Высоко. Смотрят вверх.
7. ОБОРУДОВАНИЕ И ПОСОБИЯ
Для успешного развития детского музыкального творчества детям поможет
продуманная музыкальная среда.
1. Функционирование музыкально-театрального зала с оборудованием:
Сценические ширмы, декорации;
Различные виды театра (би-ба-бо, верховые куклы, куклы с «живой рукой», куклы-марионетки, «куклы-люди»).
2. Наличие костюмерной с полным набором костюмов ко всем проводимым театральным постановкам, театральный грим.
3. Насыщенные музыкально-театральные мини-среды в групповых помещениях:
Озвученные и неозвученные музыкальные инструменты, музыкальные игрушки;
Набор музыкальных дидактических игр, соответствующих возрасту;
Элементы костюмов, шапочки, маски;
Атрибуты к танцевальным импровизациям (ленточки, платочки, флажки и др.);
Ширма, декорации;
Различные виды театров (настольный театр, пальчиковый, бутылочный, теневой, театр ложек, вязанный, конусный, театр дымковской игрушки, театр мягкой игрушки, набор кукол с «живой рукой» и т.д.).
Наглядное пособие «Разные человечки»
Из листа бумаги определенным образом складывается «лицо» человека, дорисовываются глаза и разные положения губ (разные эмоции – спокойствие, радость, грусть). Дети, услышав музыку, показывают с помощью этого пособия ее характер.
|
|
Наглядное пособие «Музыкальное лото»
Из плотного белого картона вырезается прямоугольник. На нем фломастером рисуют пять линеек (нотный стан). В начале нотного стана рисуется скрипичный ключ. В верхней части карточки и в нижней (по краю) проделываются небольшие отверстия (одно напротив другого). Через эти отверстия протягивается леска, на которую насаживаются две небольшого размера пуговицы (одна белая, другая черная). Пуговицы распределяются по леске сверху и снизу. Причем, темные на одной стороне (они обозначают звуки более короткие по длительности), а светлые на другой (это обозначение более продолжительных по длительности звуков). Пуговки очень свободно перемещаются по леске вверх или вниз и могут занять на нотном стане любое необходимое играющему положение. С помощью светлых и темных пуговиц, которые заменяют ноты-кружочки, очень удобно изобразить необходимый ритмический рисунок.
Наглядное пособие «Три кита»
Пособие знакомит с тремя основными формами, областями музыки «тремя китами» - маршем, песней и танцем.
|
|
|
|