Самая сильная шахматная программа в мире. Университет итмокафедра «технологии программирования. Скачать шахматные движки бесплатно


Сноски

1 - оценочное значение рейтинга Эло. За основу принят рейтинговый список SSDF с попыткой, по возможности, приблизить его к рейтинговой шкале ФИДЕ. Методику расчета см. ниже.
2 - как правило, с погрешностью ±50%. Скорость перебора может меняться в зависимости от версии программы, стадии партии, типа позиции, глубины перебора и т. д. Источники информации см. ниже.

Легенда

1976. MicroChess разрабатывался на протяжении шести месяцев 1976 года для персонального компьютера KIM-1. Покупателю высылался только текст программы, который он должен был сам набрать на клавиатуре. Первая копия была выслана 18 декабря 1976 года. По-видимому это была первая программа для персонального компьютера, которая свободно продавалась. Позднее вышли версии 1.5, 2.0. Программа получила широкую известность. Портирована на многие платформы, в том числе была предустановлена в некоторые шахматные калькуляторы.

1977. Chess Challenger - первый персональный шахматный микрокомпьютер выполненный в виде шахматной доски. Анонсирован в январе 1977 года. Поступил в продажу в марте того же года. В продаваемой модели были перепутаны обозначения вертикалей и горизонталей, отчасти из-за спешки с выпуском на рынок, а отчасти потому что в те годы в США использовалась описательная нотация, а не алгебраическая. Программа первоначально была написана Роном Нельсоном для ПК Altair 8800. Рабочий макет доски с программой был создан в течение 1976 года.

1978. Sargon находился в разработке с сентября 1977 года. Победил на первом турнире для микрокомпь-ютеров, проводившемся в рамках конференции The Second West Coast Computer Faire в марте 1978 года. Набрал 5 из 5-ти возможных очков, опередив поделивших второе место Chess Challenger и MicroChess 1.5 на 2 очка. Позднее Sargon был портирован на Apple II, под микропроцессор 6502.

1979. Ещё в 1978 году Sargon II участвовал в североамериканском чемпионате ACM 1978 на персональном компьютере Jupiter III, разогнанном предположительно до 4,3 МГц. Занял 5-е место, опередив многие суперкомпьютеры. В 1979 году вышла версия для персонального компьютера TRS-80. Был также портирован на многие другие ПК. В том же 1979 году вышла версия Sargon 2.5, которая была предустановлена в электронных шахматных досках фирмы Applied Concepts. В 1979-80 гг. Sargon 2.5 показал в двух турнирах перфоманс 1641 и 1736 пунктов по шкале USCF.

1980. Fidelity Chess Challenger X - экспериментальная турнирная модель. Выиграла первый микрокомпьютерный чемпионат мира WMCCC 1980. На рынок была выпущена в следующем году под маркой Fidelity Champion Sensory Chess Challenger (на 2 МГц). Заняла 3-е место на североамериканском чемпионате для "больших машин" ACM 1980. Причем в последнем туре, в районе 26-го хода, в партии против будущего чемпиона имела абсолютно выигранную позицию, но все же проиграла. Для чемпионата ACM 1980 процессор разогнали до 4 МГц.

Приходится вписывать в таблицу экспериментальную модель, но других достойных кандидатов в тот год просто не было.

1981. Чемпионат WMCCC 1981 выиграла Fidelity X - очередная экспериментальная модель. Для чемпионата процессор разогнали до 5 МГц. На рынок была выпущена в конце того же года (неточно - данные разнятся) под маркой Fidelity Elite Champion Sensory Chess Challenger. По-видимому являлась прототипом будущей серии Elite A/S, Prestige, и выпущенной в 1983 году программы для персональных компьютеров Sargon III.

1982. Модели Prestige отличалась от Elite A/S внешним оформлением. Программы же часто были взаимозаменяемы. Например, программа из модели Prestige использовалась в ранних версиях Elite A/S в 1983 году, до тех пор пока не была подготовлена собственно сама программа Elite A/S. В свою очередь, начиная с WMCCC 1983, уже программа из Elite A/S устанавливалась в новые модели Prestige-В.

1983. Elite A/S - чемпион WMCCC 1983, проводившегося в Будапеште. Самая "медленная" версия из серии Elite A/S. Позднее на рынок выпускались версии 3,6 и 4 МГц. В следующем году одна из них, разогнанная до 6 МГц, поделила 1-4 места на чемпионате мира в Глазго.

1984. Super Constellation - первый микрокомпьютер официально получивший рейтинг 2018 USCF и звание "эксперт" по классификации американской шахматной федерации. Его называли "Супер Конни" и "Блиц-монстр". Не раз обыгрывал мастеров, в том числе WIM Diane Savereide (2240 FIDE) в товарищеском матче и NM Jerry Simon (2207 USCF) в чемпионате США. Но все же явным лидером среди микрокомпьютеров не был. Программа выделялась своеобразным, агрессивным, где-то спекулятивным и почти человекоподобным стилем игры.

1985. Mephisto Amsterdam устроил настоящий погром на микрокомпьютерном чемпионате мира WMCCC 1985 в Амстердаме. Три версии программы под номерами 1, 2 и 3 набрали в сумме 22 очка из 24-х возможных и заняли весь пьедестал почета, с огромным отрывом от преследователей. С этого турнира началось доминирование программ Ричарда Лэнга. На предыдущем чемпионате WMCCC 1984 его программа для ПК Psion поделила места с 1-го по 4-е.

1986. Первая модель Mephisto с полностью 32-битным процессором 68020. На WMCCC 1985 такой процессор уже использовался, но только в экспериментальной версии на ПК, которая и выиграла чемпионат. В продажу тогда поступила модель Mephisto Amsterdam на базе процессора 68000.

1987. На WMCCC 1987 Mephisto Roma был разогнан до 25 МГц.

1988. Первый Мефисто с хэш-таблицами. Уверенно выиграл чемпионат WMCCC 1988, участвуя версией разогнанной до 30 МГц. В том же году машины Мефисто и Фиделити успешно выступили на "большом" чемпионате ACM 1988, где заняли 3-е и 2-е места соответственно, сразу же после Дип Сот.

1989. На WMCCC 1989 Mephisto Portorose выступал на машине 68030/40 МГц. После чемпионата в продажу поступила версия на 68020/12 МГц за 4600 DM (в пересчете - 2300 евро). Можно было заказать и "турнирную" версию на 68030/36 МГц за 7600 евро. Её было продано всего несколько десятков комплектов. Она была в несколько раз быстрее и почти на 100 эло сильнее обычной версии.

1990. Mephisto Lyon выступал/продавался аналогично Mephisto Portorose. Они мало отличались.
Mephisto Lyon - последний чемпион мира в серии Мефисто. По сути, вместе с ним заканчивается эра специальных шахматных компьютеров с предустановленными программами, так называемых "электронных шахматных досок". С тех пор какие-то модели ещё выпускаются, но уже не играют решающей роли. Со следующего года начинается бенефис программ для персональных компьютеров. Программа Мефисто тоже мигрирует на ПК, под новым названием Chess Genius. В 2015 году, впервые за долгие годы, для любителей настоящих шахматных "досок" была выпущен специальная версия Мефисто, средней силы, под маркой Millennium ChessGenius Chess Computer.

1991. Gideon играл на специальном ПК, оснащенной RISC-процессором марки ARM - одним из далеких предшественников процессоров современных смартфонов. "Шахматная машина" продавалась в виде платы расширения для установки в стандартный разъём ISA персонального компьютера IBM PC. В комплекте шли две шахматные программы Кинг и Гидеон.
Гидеон выиграл чемпионат WMCCC 1991 на процессоре частотой 32 МГц, в то время как в свободной продаже пока были только модели на 16 МГц.

1992. Гидеон неожиданно победил на чемпионате мира для "больших машин" WCCC 1992, на котором не существует ограничений на производительность. Правда, надо сказать что суперкомпьютеров на том турнире было немного.

1993. Мефисто Ричарда Лэнга был переписан под ПК и начал продаваться под новой маркой "Чесс Гениус". Некоторое время использовалось также название Мефисто Гениус. Выпускались две версии, одна традиционно под платформу 68000 для "досок", а вторая под процессоры 86000-й серии для ПК.

1994. Год славы Гениуса. Он обыгрывает Каспарова со счетом 1,5-0,5 в Лондонском турнире Intel Grand Prix по быстрым шахматам. В матче играла предрелизная версия 2.9.

1995. В первой половине 90-х МЧесс постоянно находился в группе лидеров. Ещё в 1991 году он играл примерно на одном уровне с топовыми моделями Мефисто и "Шахматной машиной". В конце 1995 года он снова делит первое место во многих рейтингах, на этот раз вместе с Чесс Гениус 3. В том же году МЧессПро выигрывает микрокомпьютерный чемпионат мира WMCCC 1995.

1996. Эд Шредер за свою жизнь написал немало программ. Его программы выходили ещё в "младшей" серии Мефисто, под маркой ММ IV и ММ V, на базе устаревшего процессора 6502. В начале 90-х он наконец вышел из тени "короля Лэнга" со своим Гидеоном. Его наиболее известная программа для ПК называлась Ребел, и в конце 1996 года она ненадолго обошла конкурентов.

1997. Хиаркс уже засветился наверху в начале 90-х, когда выиграл микрокомпьютерный чемпионат мира 1993 года, но настоящий авторитет программа заслужила с середины десятилетия. Её лучшую, относительно других программ, оценку позиции отмечал сам Гарри Каспаров. На протяжении второй половины 90-х и первой половины 00-х Хиаркс постоянно находился в группе лидеров, а в 1997 году поднялся на самую вершину. В том же году Хиаркс обыграл IM Deen Hergott (2485 FIDE), в матче на классическом контроле, со счетом 4-2 (+3=2-1).

1998. Долгожданное пришествие 32-битных программ на ПК. Переход на 32 бита позволял прирастить скорость в 1,5-2 раза, чем и воспользовался Фриц 5. Ранее практически все программы для ПК были 16-битные, хотя подходящие процессоры выпускались уже много лет.

1999. Джуниор 6 - пожалуй, единственная программа игравшая на общих условиях в человеческом супертурнире с классическим контролем. Это произошло в 2000 году в Дортмунде, где запускавшийся на мощном сервере, Дип Джуниор 6 занял место в середине таблицы, заслужив турнирный рейтинг в 2700 эло.

2000. Начало эры распараллеливания на ПК. Многопроцессорная версия Фрица, под маркой Deep Fritz, была выпущена в конце того же года, отдельно от Fritz 6. В течение двух-трех лет свои многопроцессорные/многоядерные версии появляются у большинства ведущих программ и проблема качественного распараллеливания становится актуальной.

2001. Chess Tiger 14.0 - своеобразная программа, выпускавшаяся по сути в двух вариантах - обычном и гамбитном (под маркой Gambit Tiger). В целом не превосходила по силе лучшие программы, но в тот год делила первые места рейтингов вместе с разными версиями Фрица.

2002. Вничью с чемпионом мира. Осенью 2002 года одна из поздних версий Deep Fritz 7 сыграла матч из восьми партий с Владимиром Крамником. Компьютер не уступил - 4:4.

2003. Программа Шреддер стала открытием второй половины 90-х, когда выиграла микрочемпионат 1996 года. На протяжении первой половины 00-х принадлежала к элитному клубу движков. В 2003 году наконец-то заслуженно поднялась на вершину рейтинга, достаточно уверенно опередив конкурентов.
В том же году предрелизная версия Джуниора 8 сыграла вничью матч с Каспаровым (3:3).

2004. Запас прочности у Шреддера был достаточно высоким, что позволило ему и в 2004 году оставаться на вершине.

2005. Фрукт - программа, наиболее сильно повлиявшая на развитие шахматных движков в последующие пять-десять лет. Причиной стал исходный код, открытый к просмотру для любого желающего, в сочетании с изрядной силой игры. Чемпионом мира Фрукт правда не стал, но зато возглавил рейтинг-лист SSDF. Столь мощной программы с открытым исходным кодом не появлялось уже давно, что в свою очередь повлекло за собой некоторые долгоиграющие последствия.

В тот год в мире компьютерных шахмат появилась целая группа интересных программ. В частности, чемпион мира Zappa, а в конце года и настоящий феномен - Рыбка.

2006. Рыбка - восходящая звезда и новый гегемон в мире компьютерных шахмат на ближайшую пятилетку. Произвела просто шоковое впечатление на современников, вынырнув в самом конце 2005 года буквально из ниоткуда. Спустя пять лет была обвинена в заимствовании кода из Фрукта и лишена многих регалий.

2007. Год постепенного улучшения второй версии Рыбки. Каждый её следующий вариант был немного сильнее предыдущего, пока наконец к середине года не была выпущена финальная версия - Rybka 2.3.2а.

2008. Очередное глобальное улучшение Рыбки. Вышла 3-я версия с прибавкой в силе около 100 пунктов эло. У Рыбки нет конкурентов. Полная доминация.

2009. В течение года ничего особенного не произошло, если не считать появления некоторых предвестников последующих событий.

2010. Появление в конце 2009 года в сети сильной программы и свободно распространяемого кода неизвестного происхождения, под названием "Ippolit", запустило целую цепочку скандалов, связанных с неправомочным использованием кода в различных шахматных программах. Сначала автор Рыбки обвинил Ипполит и все последовавшие за ним программы в воровстве кода. Затем специальная комиссия Ассоциации компьютерных шахмат (ICGA) нашла в ранних версиях Рыбки обширные заимствования из Фрукта, что привело уже к дисквалификации самой Рыбки. В декабре в 2010 года, из группы программ основанных на коде Ипполита выделился Гудини 1.5, поднявшись на самые вершины различных рейтингов. Своей силой игры эта свободно распространяемая программа произвела впечатление на все слои шахматного сообщества.

2011. В этом году Гудини 2 стал уже коммерчески распространяемой программой, но не произвел такого сильного впечатления как предыдущая версия.

2012. Гудини 3 по прежнему явный фаворит в мире компьютерных шахмат. В 3-й версии заявлено улучшение на 50 пунктов по сравнению с предыдущей.

2013. Заявлены те же 50 пунктов. По неизвестной причине, на этом этапе совершенствование шахматной программы было приостановлено автором.

2014. Преследователи Гудини наконец-то его обогнали. Стокфиш и Комодо на пару стали сильнейшими программами последующих лет. Летом 2014 года Стокфиш 5 становится победителем неофициального чемпионата мира TCEC, сезон 6.

2015. Некоторая заминка у Стокфиша. Комодо обгоняет Стокфиша, отчасти вследствие лучшей масштабируемости на многоядерных системах.

2016. Год ознаменовался взлетом Стокфиша, наконец-то разобравшимся со своими проблемами.

О скорости

Источники данных по скорости перебора:
№ 4. Levy/Newborn 1982, ч. 2, стр.83.
№ 8, 9. www.chessprogramming.wikispaces.com/WMCCC+1983 ; "Соmputerschach und Spiele" 4"1983, стр. 4-5.
№ 17. www.chessprogramming.wikispaces.com/WMCCC+1991; www.chessprogramming.wikispaces.com/WCCC+1992
№ 18. www.chessprogramming.wikispaces.com/WCCC+1992
№ 19. "Selective Search" №54, стр.19

Для остальных программ скорость приведена в пересчете. Исходные данные взяты из "Fritz Chess Benchmark" Sedat"а и из http://www.stmintz.com/ccc/index.php?id=41270 для Fritz 5.32, Fritz 6, Deep Fritz 7, Houdini 1.5; www.chessprogramming.wikispaces.com/WMCCC+1991 для Мефисто Лион 68020.

Следует иметь в виду, что у разных микропроцессоров шахматная производительность на мегагерц отличается. По данным "Selective Search" №34, стр.11 и №37, стр. 18 реальная скорость в шахматных приложениях процессоров 6502/ 68000/ 68020/ 68030/ 8086/ 80486 на одной и той же частоте соотносится как x1/ x0,55/ x0,9/ x1,2/ x0,25/ x1,5.
Процессор Z-80, по-видимому тоже в 2-3 раза медленнее чем 6502 на той же частоте. См. "Соmputerschach und Spiele" 4"1986, стр. 36.
Кроме того, следует учитывать, что даже на одной и той же машине, разные программы выполняют перебор с разной скоростью.

Приведенные в таблице рейтинги взяты в основном из рейтингового списка SSDF и пересчитаны через линейную функцию, с целью приближения их к рейтингу ФИДЕ. Функция пересчета подобрана на основе партий против людей, которые организаторы рейтинга SSDF использовали для калибровки около 1985, 1990, 2000 гг. Поправка берется из расчета +200 эло на рейтинге 1500 SSDF и постепенно снижается до +0 эло на рейтинге 2700, с выходом за границы диапазона.

Функция пересчета:
Поправка = 450 – SSDF/6
или,
Рейтинг = 450 + 0,833 x SSDF

Результаты округлены до десятков. В диапазоне 1750 - 2850 погрешность можно оценить как ±100 эло для каждой программы в отдельности (вследствие обобщения погрешности рейтингов SSDF, FIDE и функции пересчета) и ±30 эло относительно друг друга. В диапазонах свыше 2850 эло и ниже 1750 погрешность значительно больше указанных значений. В верхнем диапазоне вследствие отсутствия возможностей для калибровки рейтинга, а в нижнем диапазоне вследствие окончания основного списка SSDF.

Следует отметить, что рейтинги в верхнем диапазоне практически невозможно соотнести с рейтингами ФИДЕ с приемлемой точностью. В первую очередь из-за того, что плотность позиций в рейтингах зависит от производительности тестовых компьютеров, а соотнести производительность с человеческими шахматами не представляется возможным. Могли бы помочь тестовые партии с людьми, но для этого нужны соперники примерно равной силы, которых, очевидно, на таком уровне нет.

Рейтинги для:
MicroChess - получены на основе данных рейтинга CCRL 40/4, а также тестовым играм, в том числе с программой Chessmaster 11;
Fidelity Chess Challenger - на основе данных www.schach-computer.info , а также Douglas Penrod "Computer Chess Newsletter", Issue 1 (1977);
Sargon - по тестовым играм, в том числе с программой Lucas Chess 8.11;
Sargon II - из Levy/Newborn 1982, ч. 2, стр.83, а также по тестовым играм, в том числе с программой Lucas Chess 8.11.

Рейтинг MChess Pro 5.0 округлен в большую сторону, чтобы согласовать его с рейтингом Chess Genius 3, у которого он также округлялся в большую сторону.
Рейтинги Houdini 1.5, 2, 3, 4 и Stockfish 5 пересчитаны из рейтинга CCRL 40/40, вследствие отсутствия этих программ в рейтинге SSDF.

  • Логические игры
  • Заключительная статья из цикла о противостоянии Каспарова с шахматными машинами

    Стал последним сражением Гарри Кимовича с машиной – больше он никогда не играл с компьютерами публично. Впрочем, и его соперничество с людьми тоже продолжалось недолго. Пару лет он ещё играл в обычных турнирах, но в 2005 году решил завершить свою шахматную карьеру. Отныне шахматы стали для него всего лишь хобби.

    После ухода Каспарова, в шахматах не осталось явного лидера. На протяжении нескольких лет шахматную корону оспаривало сразу несколько примерно равных по силе гроссмейстеров. Но в 2013 году на вершину поднялся молодой норвежец Магнус Карлсен. Сегодня он чемпион мира и безусловный лидер мировых шахмат.

    Между тем матчи людей и машин продолжались. В 2004-05 годах в Испании состоялись два матча ведущих гроссмейстеров против лучших шахматных программ. Оба закончились победой команды машин, со счетом 3½:8½ и 4:8. В ходе второго матча состоялась также последняя на текущий момент, победа человека над одной из топ-программ при классических условиях игры. Честь столь специфического достижения выпала на долю гроссмейстера Руслана Пономарева, который смог воспользоваться оплошностью программы Дип Фриц 9.

    Летом 2005 года в Лондоне состоялся матч между гроссмейстером первой мировой десятки Майклом Адамсом и шахматной машиной Гидра (на фото слева). Традиционно, игралось шесть партий. Матч закончился со счетом 0½:5½ в пользу машины. Все чего смог добиться человек в матче, это одна ничья.

    И наконец, заключительным аккордом противостояния людей и машин стал матч чемпиона мира Владимира Крамника и шахматной программы Дип Фриц 10 в конце 2006 года. Снова победа машины – 4:2.

    Не смотря на какие-то надежды переломить ситуацию, постепенно становилось понятно, что дни противоборства человека с машиной сочтены. По мере совершенствования алгоритмов и железа преимущество компьютеров проявлялось все более и более заметно. После поражения Крамника, матчи людей с машинами - по крайней мере в классическом формате - прекратились. Общественный интерес к ним практически иссяк. С тех пор если и удавалось организовать подобные матчи, то только в «бюджетном» варианте. Размеры призового фонда упали с нескольких сотен до пары тысяч долларов. Матчи теперь проводились с укороченным контролем времени, часто против не самых сильных шахматистов. Нередко человеку давалась фора, или же выделялся в помощь более слабый компьютер. С этого момента шахматные программы перестали быть соперником для людей, и постепенно перешли в разряд аналитических инструментов.


    На фото – Владимир Крамник играет с программой Дип Фриц 10.

    Как и у людей, состав сильнейших программ тоже постепенно менялся. В конце 2005 года на смену «заслуженным» чемпионам старой волны – Джуниору, Фрицу, Шреддеру и другим, пришел новый фаворит – программа Рыбка. Она намного обогнала конкурентов во всех рейтинг-листах и на протяжении пяти лет никто не смог оспорить её превосходство. С каждой новой версией она все больше и больше прибавляла в силе.

    В конце 2010 года на вторые роли Рыбку отодвинул Гудини, став новым, очевидным лидером среди программ. Продержавшись на самом верху мировой табели о рангах около трех лет, он в свою очередь уступил место ещё более сильным конкурентам. С 2014 года лучшими в мире считаются сразу две программы – Комодо и Стокфиш. В настоящее время они входят в аналитический арсенал практически всех ведущих гроссмейстеров. Стоит еще отметить, что в отличие от коммерческого Комодо, Стокфиш – это программа с открытым исходным кодом. А значит просмотреть её код, или даже просто наблюдать за процессом её совершенствования, может каждый. Между тем, уровень современных программ продолжает быстро расти и предела их совершенству пока не видно.

    Но вернемся к вопросу противостояния людей и машин. Могут ли сильнейшие гроссмейстеры обыгрывать лучшие шахматные программы сегодня?

    Как уже упоминалось выше, нормальные матчи между людьми и компьютерами давно не проводятся, так что судить об этом можно только по косвенным признакам. В первую очередь, это конечно рейтинг. Современные программы уже более чем на 500 пунктов сильнее тех, что играли когда-то с Каспаровым и другими гроссмейстерами. Причем, даже без учета прогресса по части вычислительной техники. Следует правда иметь в виду, что по результатам многолетних тестов, прирост рейтинга у машин слегка опережает человеческий – где-то в соотношении 5:4 или 4:3. Тем не менее, запас прочности современных программ настолько велик, что лучшие из них сейчас как правило без всякого труда выигрывают у тех программ, оборону которых в свое время безуспешно пытались взломать такие шахматные гиганты как Гарри Каспаров и Владимир Крамник. Играя против когда-то «заслуженных» Фрицев и Джуниоров, современные программы легко приумножают даже совсем незначительный перевес, и без проблем доводят его до победы. В общем, посредством старых программ и рейтингов можно сделать вполне определенный вывод относительно силы игры современных машин.


    Но, помимо рейтингов и матчей программ, несомненно важным является мнение и самих гроссмейстеров. По крайней мере тех, из них, кто в настоящее время постоянно играет в турнирах или занимается тренерской или аналитической работой. Без шахматных программ сегодня не обходится ни один серьезный анализ на «высшем уровне» и ведущие шахматисты (не как программисты конечно, но как пользователи), могут поведать о поведении программ очень многое:

    Гроссмейстер Владимир Тукмаков:

    …В общении шахматиста с машиной был заведомый лидер – человек, который задавал направление поиска, а программа, послушно следуя указаниям лидера, только вносила коррективы и уточнения. Но в последние годы это соотношение драматическим образом и необратимо изменилось. Теперь уже ЖД взял на себя роль жреца и поводыря, оставляя белковому существу возможность практически использовать рекомендации высшего разума.

    Гроссмейстер Сергей Шипов:
    Программы в конце первого десятилетия нового века стали уже намного сильнее людей - лучших из лучших - и это не подвергается сомнениям среди профессионалов. Каждый из нас использует лучшие программы в домашнем анализе, мы их знаем, как родных. Даже лучше…

    Современные программы (в первую очередь Рыбка и Гудини) обладают удивительно сбалансированной и человечной оценочной функцией. Они уже не такие жадные, как программы 90-х. Тонко чувствуют инициативу, грамотно работают с пешечной структурой, учитывают все важные стратегические факторы…

    В общем, десятилетия упорной работы программистов и профессиональных шахматистов прошли не зря. Они совместно создали почти идеальных игроков, намного превосходящих нас, живых людей. Это факт.


    Гроссмейстер Сергей Карякин:
    …Я иногда сражаюсь с программой «Гудини» и могу сравнивать. В поединке против компьютера тебя не покидает чувство обреченности…

    Возможен ли матч человек - машина сегодня? Каким он может быть? Давайте попробуем оценить варианты подобного соревнования.

    Во-первых, следует отметить, что разного рода легкие партии проводятся и в наши дни. А вот для серьезного матча нужен солидный призовой фонд, который вряд ли возможен при современном общественном интересе. Но даже если оставить в стороне финансовые вопросы, то в вероятном матче человеку придется давать какую-то фору – по времени или по материалу. Иначе он вряд ли согласится играть. Фора по материалу (речь конечно идет о топ-гроссмейстерах) скорее всего выльется в одну-две пешки, или их разменный эквивалент из других фигур. К сожалению, на размер материальной форы, по-видимому не слишком влияет сила игры лучших современных программ. Что естественно делает бессмысленным сравнение этих программ с людьми.

    Можно, в свою очередь, давать фору не по материалу, а скажем за счет уменьшения времени машины. Но чтобы современная программа сбавила в силе до уровня компьютеров первой половины 2000-х, потребуется выставить ей около 1 секунды на ход на хорошем современном смартфоне. Подобного рода «подгонка» силы соперников в общем-то лишает смысла само соревнование между человеком и машиной. В лучшем случае мы определим, сколько форы по времени необходимо, чтобы соперники и в самом деле уравнялись в силах. И только.


    Какие же есть еще варианты? Отсутствие у компьютера дебютной книги человеку поможет мало , так как машины и без нее играют сильно . От удаления эндшпильных таблиц выигрыш будет ещё меньше . Повторение ходов из предыдущих партий в основном исключено, вследствие заметной «рандомности» сопутствующей шахматным программам на многоядерных системах. Если же давать в помощь человеку слабую программу, то сразу встает вопрос, насколько велика роль машины в результатах человека. В общем, трудно представить себе какие-то очевидные и интересные формы игры с компьютерами сегодня.

    Подводя итоги, можно сказать что время громких матчей людей и машин окончательно ушло в прошлое. Компьютер сегодня не соперник, а помощник людей. Под влиянием машин, да и не только их, современные шахматы постепенно меняются. К чему это приведет, предстоит увидеть нам с вами.

    Когда-то, в начале ХХ века, многие ученые умы с большим скепсисом относились к возможности вычислительной техники, способной понимать и обрабатывать логику, лучше чем люди. В частности, широко известна цитата: "Машина никогда не сможет победить человека в шахматы – будьте реалистами!".

    Однако спустя 70 с небольшим лет компьютерная программа "Deep Thought" все-таки обыграла одного из лучший гроссмейстеров конца восьмидесятых – Леви. Конечно, минуло почти три четверти века с момента, когда было сделано вышеуказанное утверждение. Но, все-таки это случилось.

    С того момента, когда "искусственный интеллект" впервые победил человека в интеллектуальную игру прошло более 26 лет. За это время мощность компьютеров возросла в тысячи раз, а алгоритмы, вычисляющие ходы в шахматах, благодаря стараниям многочисленных разработчиков, существенно улучшились.

    Сегодня существует несколько десятков актуальных сильных шахматных движков , которые способны на раз-два рассчитаться с игроками-любителями, а гроссмейстеров заставить изрядно попотеть. С перечнем лучших шахматных программ, скачать бесплатно или за определенную (как правило, символическую плату) которые из Интернета может абсолютно любой, можно ознакомиться ниже.

    Шахматный движок "Fritz" – немецкая компьютерная программа с 35-летней историей

    Рассматривая сильнейшие шахматные движки следует отдать должное старичкам и начать с немецкой программы – "Fritz" ("Фриц"). Ее разработкой изначально занимались два друга Франц Морш и Эд Шредер. Проект был начат в 80-х, но позже был заброшен. Но в начале 90-х годов к Моршу обратилась компания ChessBase, которая попросила создать шахматный движок, способный обыграть лучших гроссмейстеров мира. Используя старые наработки в скором времени из-под клавиатуры немцев вышла "Deep Fritz".

    Позже она много раз перевыпускалась. Ее алгоритмы совершенствовались, а скорость работы – росла. Актуальная версия на сегодняшний день – "Fritz 14", которая была выпущена в ноябре 2013 года.

    Приложение работает под операционной системой Windows. Но, не смотря, что "Fritz" является проприетарной программой, скачать эти профессиональные шахматы бесплатно можно непосредственно с сайта разработчика/издателя.

    "Stockfish" – посолено слезами молодых гроссмейстеров.

    Всем тем, кто мнит себя великим мастером, рекомендуется попробовать шахматы "Stockfish". Этот мощнейший шахматный движок способен уделать в пух и прах даже самых опытных игроков с коэффициентом интеллекта 160+.

    Создатели программы – математики и логики из Норвегии, Финляндии и Италии. Код "Вяленой рыбки" основывается на кодовой базе открытого движка "Glaurung". Первую публичную версию Мир увидел в начале ноября 2008 года, и практически сразу эту шахматную программу признали лучшей в своем роде. Свое лидерство оно сохраняет и посей день, хотя и с переменным успехом. Приложению приходится конкурировать с "Komodo" (о нем поговорим ниже), который по состоянию на 2015 год занимает самое высокое место на пьедестале.

    Последняя версия "Stockfish" выпущена в начале 2015 года. Существуют версии под все популярные платформы: Windows, OS X, Linux, Android и iOS. В виду того, что в качестве базы использовался открытый движок, у разработчиков не было другого выхода, кроме как выложить свое действие бесплатно. К слову, исходные коды программы также доступны для всеобщего обозрения.

    Komodo – суровая беспощадная логика

    Лидером 2015 года является наимощнейший шахматный движок Komodo. В 2014 году он занял первое место в списке самых сложных компьютерных программ для игры в шахматы, потеснив "Вяленную рыбку", шугнув ее с первых позиций, где она находилась последние пару лет.

    Движок запускается на большинстве современных платформ, в том числе и на мобильных. Изначально поставляет без GUI (графического интерфейса пользователя). Однако в виду того, что приложение использует протокол UCI, найти во что его обернуть не составит труда – можно, например, использовать графический интерфейс практически от любого другого профессионального шахматного движка.

    До четвертой версии "Komodo" можно было попробовать бесплатно в течение определенного срока. Однако сейчас на официальном сайте присутствует последняя версия – 9.2, выпущенная в августе 2015 года. Она, как уже можно было догадаться, является платной.

    "Houdini" – еще один претендент на пьедестал

    Говоря о самых сильнейших шахматных движках нельзя не рассказать о "Houdini". Эта программа по количеству очков Эло обходит всех конкурентов, кроме двух предыдущих. Многие гроссмейстеры, которые не прочь провести партию-другую перед бездушной машиной, наиболее положительно отзываются именно о ней. Не понятно, почему чемпионы ее так любят, особенно беря во внимание существование более сильных движков, но мастерам виднее.

    До 2010 года, а именно до релиза версии 1.5 "Гудини" поставлялся бесплатно, если движок не использовался с целью получения прибыли. Однако теперь его можно загрузить только, если игрок решиться заплатить разработчикам.

    Профессор Андрей Слюсарчук играя вслепую, то есть, запоминая ходы без фиксации их на шахматной доске и ориентируясь лишь на голосовые команды, за два с половиной часа со счетом 1,5:0,5 победил установленную на максимальную сложность 3000 Ело компьютерную программу Rybka-4, которую шахматный мир в 2007 году признал непобедимой.

    "Спортивного интереса у меня нет, это все - научный эксперимент и шахматы - лишь инструмент для демонстрации методики запоминания, которую мы подготовили и сейчас представляем на государственную премию", - прокомментировал свою игру ученый.

    Для обеспечения чистоты игры были задействованы строгие меры защиты помещения от использования технических средств несанкционированного обмена данными. С целью подтверждения отсутствия устройств приема и передачи информации перед началом игры Слюсарчука осмотрели специалисты по защите информации и члены комиссии. Были также заглушены все радиочастоты. Мобильные телефоны, блютус, мобильный интернет и другие средства передачи информации и обмена данными не работали. Хотя, заметил ведущий мероприятия, "эти меры безопасности несколько нелогичны, ведь если эту программу никто не обыгрывал, так и некому подсказывать профессору".

    Слюсарчук посвятил эту игру правам человека в Украине. "Игра - это напоминание нам, что мы достойны того, чтобы друг друга любить и уважать, потому что человек - это что-то невероятное", - сказал ученый.

    Присутствовавший на игре представитель Книги рекордов Украины засвидетельствовал очередное достижение Слюсарчука и пообещал направить официальные бумаги в Книгу рекордов Гиннеса, отметив: "Впервые на планете была обыграна самая сильная компьютерная программа Rybka-4, которая до сегодняшнего дня была непобедимой. Этот рекорд будет зафиксирован как мировой в Книге рекордов Украины, а документ в соответствии со всеми правилами и формальностями будет направлен, в том числе в Книгу рекордов Гиннеса".

    Перед началом игры профессор сообщил также, что это его последнее подобное мероприятие в Украине. "Если в течение месяца государство ко мне не повернется лицом, то я его покину. Здесь я не имею возможности реализоваться", - сказал он.

    По словам Слюсарчука, он очень хотел бы получить внимание от общества и государства в частности. "Моей главной целью является Институт мозга с клиникой, где я смогу привлекать специалистов, быть активным - буду иметь возможность быть ученым. Потому что, не имея такого полигона и условий, я не хочу творить", - отметил профессор.

    Он заверил, что при надлежащем отношении к его работе уже совсем скоро может стать лауреатом Нобелевской премии.

    Шахматные движки (программы)

    Создано 14.08.2012 11:45

    Шахматные движки (программы)

    Для игры в шахматы на компьютере Вам потребуется установить дополнительный софт. В данной статье мы расскажем Вам о лучших компьютерных шахматных программах и движках, а заодно проведем компьютерный шахматный ликбез.

    Шахматный движок (Chess Engine)

    Что такое шахматный движок ? Движком называется программа, используемая для игры и обеспечения анализа и оценки баллами той или иной шахматной позиции или шахматного хода.

    Шахматная программа

    Что такое шахматная программа ? Шахматной программой называется компьютерная программа, которая может самостоятельно играть в шахматы с пользователем либо компьютером. Обычно состоит из шахматного движка, подключенного к графическому интерфейсу пользователя.

    Графический интерфейс пользователя (GUI)

    Большинство шахматных движков не имеют своего собственного графического интерфейса пользователя (Graphical User Interface, GUI ) (графическая оболочка), который будет обеспечивать интуитивно понятный человеку графический интерфейс взаимодействия на экране компьютера. Поэтому для игры в шахматы Вам придется воспользоваться различными графическими оболочками, к примеру бесплатными Arena , или Winboard , взаимодействующими с шахматным движком через стандартный UCI протокол .

    Протоколы UCI и WinBoard

    Изначальным протоколом был Chess Engine Communication Protocol , он был использован в XBoard. Когда же программа XBoard была переработана под операционную систему Windows, а также изменила свое название на WinBoard, то и протокол был переименован в «Протокол WinBoard ». Также разработан и другой протокол, используемый для связи движка и графической облочки, так называемый универсальный шахматный интерфейс (Universal Chess Interface, UCI ).

    Некоторые шахматные программы (графические оболочки) поддерживают оба вышеупомянутые протокола, но у каждого из них есть в то же время и свои сторонники. Естественно, сегодня протокол Winboard более популярен, хотя и большинство разработчиков шахматных программ отвечают, что универсальный шахматный интерфейс (UCI) намного легче использовать. Такие графические интерфейсы пользователя, как Arena , поддерживают работу обоих протоколов, в то время как другие графические облочки, например Winboard могут использовать только один, а для работы второго требуют установки дополнений.

    Лучший шахматный движок

    Для сравнения силы шахматных программ и движок существуют специальные рейтинг-листы. Ежегодно проводятся сотни партий с разным временным контролем между движками различных разработчиков. Детско-Юношеская Комиссия Санкт-Петербургской Шахматной Федерации выбрала несколько самых лучших шахматных движков из ныне разработанных. Отметим, что все они доступны для скачивания совершенно бесплатно .

    Название шахматного движка Автор (Страна) Рейтинг (ELO)
    Houdini (Гудини) Робер Удар (Бельгия) 3299
    Rybka (Рыбка)
    Васик Райлих (Чехия)
    3124
    Shredder (Шреддер)
    Штефан Майер-Кален (Германия)
    3115
    Critter (Криттер) Ричард Вида (Словакия)
    3254
    Stockfish (Стокфиш) Торд Ромстад (Норвегия), Марко Костальба (Италия), Джуна Кииски (Финляндия) 3264
    Komodo (Комодо) Дон Дэйли (США) 3216

    Скачать шахматные движки бесплатно

    Существует множество как коммерческих (Fritz ), так и некоммерческих (Critter ) шахматных движков. Некоторые же разработчики предлагают шахматистам возможность скачать разработанную шахматную программу бесплатно (Shredder , Houdini ). А в случае нахождения ее интересной и сильной Вы сможете всегда купить еще более новую и сильную версию. В таблице Выше представлены лучшие версии шахматных движков , которые можно опробовать и скачать бесплатно . После же недолгого выбора методом проб и ошибок всегда можно помочь разработчикам и в денежном плане.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!