Взрослый сын постоянно играет в компьютерные игры. Ребенок проживает свою жизнь в компьютере…Что делать. Почему они предпочитают компьютеры

Возраст ребёнка: 15 лет

Сын много играет в компьютер и не умеет тратить деньги

Наболевшая проблема многих, наверное, родителей. Моему сыну 15 лет, ничего кроме компьютерных игр его не интересует, и, как следствие, все его друзья, а это 2 друга (всего лишь) такие же игроманы. С самого детского возраста пыталась найти для сына интересные занятия, но в итоге, попробовав несколько спортивных кружков, он так ни на чем и не остановился, по разным причинам. Любит сидеть дома, ("не с кем гулять") на улицу не выходит, все его друзья, так же сидят дома в играх. Стараюсь ограничивать его, отвлекать, но только стоит попасть домой, сразу это компьютер, или телефон, или телевизор, что-то одно, что доступно к просмотру, так как я время от времени в чем-то его ограничиваю. Сейчас занимаемся с репетиторами, задают много, так как готовимся к поступлению, но усердия нет, задача сделать быстро, что получается, а что нет, откладываем до разбора с педагогом. Мои просьбы старается выполнять, но тоже быстро, лишь бы сделать, неконфликтный. Очень переживаю, что он очень ведомый и податливый чужому влиянию. Рада была, когда его одноклассник занимался воркаутом и собрал возле себя ребят, заинтересовал, и они свободное время уделяли этому занятию, но по медицинским показаниям парню запретили заниматься и кружок распался, я пыталась поддержать огонек, но житейские проблемы, работа, не всегда было время и мой сын, опять погрузился в домоседство и компьютер. Полностью убрать и запретить включать компьютер я не могу, так как он подписан на курс онлайн по подготовке к ОГЭ и проводятся вебинары, а на телефон ему приходят разные оповещения по занятиям, и ему нужно отслеживать, поэтому у меня тупик. Уделять максимум времени я не могу, так как работаю и прихожу к семи вечера, отца нет, так как разведены, бабушка с ним справиться не может, так как ее не воспринимает (с бабушкой у нас отдельная больная тема), сестра взрослая, и работает в другом городе. Очень боюсь за него, так как возраст такой, характер слабовольный, слушает всех, не хочет обидеть, пока компьютерные игры, потом может алкоголь и игры посерьезнее. И еще, так увлеклась, что забыла написать еще одну важную для меня проблему. Сын очень любит деньги, когда был маленький не раз ловила на том, что берет деньги, однажды взял золотые украшения и носил в сумке, пока я не обнаружила, вела серьезные беседы с ним. Сейчас, конечно, сознание пришло, что нельзя делать, что нельзя трогать, но с большим удовольствием хочет и делает все, чтобы заработать деньги, сейчас летом пошел работать, но деньги у него не держатся, тратит быстро и, конечно же, на покупку различных балов или статусов в играх. Проводила с ним беседу про то, какой вред несут игры на деньги, как сохранить свой капитал, то, что заработал, положили даже часть зарплаты на карту, конечно, оставили и на карманные расходы, для вкусняшки, но когда спросила его про деньги сказал, что уже потратил на всякие вкусности, но я подозреваю, что на игры, хотя запретила ему это делать. Карманные деньги должны быть на походы в кино, летние мероприятия, на вкусняшки, игры на деньги – это табу. Слушает, соглашается, но делает по своему, конечно, я не могу проверить, но чувствую именно на игры и потратил деньги. Подскажите, пожалуйста, что делать в этом случае, очень хочется его увлечь чем-то полезным, интересным, и чтобы в будущем такое отношение к играм и деньгам у него не превратилось в манию, в зависимость. Дайте, пожалуйста, совет, что еще можно сделать с моей стороны, как матери, чтобы уберечь сына. Спасибо.

Ирина

Ирина, здравствуйте!

В вашем письме очень много тревоги, переживаний и точек, на которые стоит обратить внимание. Поэтому постараюсь максимально эффективно и полезно вам ответить. Но прошу вас обратиться за очной консультацией к психологу для того, чтобы проработать собственную личность. Именно с родителей начинаются проблемы у детей. И вот почему.

Вы пишите, что сына «всего лишь» два друга. Это оценка, причем явно негативная. Считывается так, как будто этого мало. Но для кого? Для вас? Но речь о сыне и ему в этом хорошо. Ведь не просит помощи в поиске друзей, верно? Каждый сам решает, сколько друзей у него будет, с кем общаться и насколько близким будут эти отношения. Разрешите сыну жить своей жизнью, не соответствовать вашим ожиданиям и самостоятельно принимать для себя решения.

Далее, ограничивать – не значит решать проблему. Важно показать альтернативу, дать максимальное количество способов провести время и позволить сыну самому выбирать. Предвосхищаю ваше возражение: но он выбирает игры! Давайте разбираться почему. В целом механизм увлечения компьютерными играми в том, что ребенок чувствует дискомфорт/стресс в реальной жизни и ищет способ решения проблемы. Находит его в замене реальности на виртуальный мир и живет спокойно до тех пор, пока реальность не напоминает о себе (запрет со стороны родителей, экзамены и т.д.). Мало найти другое хобби, нужно:

а) найти альтернативный способ расслабления, снятия стресса;
б) исключить травмирующий фактор в реальности.

Следующее – это потребность в сепарации. Ваш сын уже взрослый и он нуждается в самостоятельности (понятно, что не полной, а скорее речь о потребности самому принимать решения и нести за них ответственность). Сейчас ребенок учится быть взрослым, он допускает ошибки – это нормально, но свободу дать нужно. Примите за данность, что ваш сын поступает, а не вы с ним поступаете и готовитесь к экзаменам.

Вы пишите, что он ведомый, но при этом он все же находит точки, которые готов отвоевывать даже при условии, что вы не одобрите. Судя по всему мальчик просто адаптировался и научился выбирать/ставить приоритеты. Ваша задача – поддержать там, где сын самостоятелен, даже если его решение вам не нравится. По сути, вы сами учите его «слушаться» и «подчиняться». Просто посмотрите на ситуацию с его зарплатой. Он заработал и ему решать, как и куда потратить. Но вы настаиваете на том, чтобы он сдался и дал вам руководить собой.

Кроме того, вы не доверяете сыну, это чувствует ребенок. Вам нужно научиться доверять ему, только так у вас появятся доверительные, близкие отношения.

И последний важный момент: обратите внимание, что вы тревожитесь не о текущей ситуации, а возможной проблеме в будущем. То есть ее нет в реальности. Именно поэтому вам трудно говорить с ребенком на одном языке. Он мыслит настоящим, это нормально для подростка. Не стоит программировать его на манию. Доверьтесь мальчику, поймите, что у вас сильный умный парень, который не даст себя в обиду и никогда не сделает выбор в пользу игры. Просто пока он не умеет иначе расслабляться. А как только вы поможете ему в этом, вопрос сразу исчезнет.

Надеюсь, я дала понимание в каком направлении двигаться. Всего хорошего!

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я - родитель»

Здравствуйте! Мой сын постоянно играет в агрессивные компьютерные игры. В связи с тем, что мы с мужем очень заняты, я не могу постоянно следить за ребенком. Но начала замечать, что он стал очень нервным и агрессивным по отношению к домнам и жестоким по отношению к домашним животным. Я думаю, что виной этому компьютерные игры, так как они все связаны с войной или убийствами. Когда я попытлась как-то поговорить с ним и сказала, что необходимо уменьшить время его игры за компьютером, он страшно разнервничался и не разговаривал со мной несколько дней. Радикальные меры, удаление игр, например, также не помогают. Как можно отвлечь ребенка?

Для начала необходимо отвлечься самим от своей очень важной работы, которая замещает вам ваше общение с сыном. Нет на свете такой работы, которая была бы важнее человеческой жизни, и уж тем более, когда речь идет о благополучии собственного ребёнка. Дело в том, что игровая зависимость (зависимость от компьютерных игр) признана такой же опасной, как и наркотическая или алкогольная. Если у ребёнка нет других более сильных стимулов, кроме кровавых стрелялок, то детская психика довольно легко привыкает к такой «пище», которая к тому же подаётся регулярно и в большом количестве. Начинать «лечить» своего сына от жестоких и агрессивных игр необходимо не с того, чтобы уменьшать время игры за компьютером, а с того, чтобы начать серьёзно изучать его внутренний мир и его жизнь. В этом вам понадобится помощь профессионального психолога. Вполне возможно, что вы откроете для себя человека, которого вы не замечали рядом, или недооценивали. Конечно, от вас потребуется терпение и вера в своего сына. А может даже придётся пересматривать свои педагогические подходы к ребёнку, которые привели к дистанции в отношении. Которые сформировали «уход» мальчика в виртуальный мир, где он может побеждать, мстить, наказывать, унижать и всегда выживать. Потребуется большая внутренняя работа над собой и поддержка всей семьи, важно чтобы все члены семьи были солидарны с вами, держали одну линию поведения. Всё получится, если вы будете готовы предложить ребёнку полезную, но важную для него альтернативу компьютерным играм. Это может быть спорт, творчество, наука, конструирование и другое, но здесь важно быть рядом с сыном, поддержать его, порадоваться искренне его результатам. Участвовать в его жизни с интересом и любовью!

Чем больше у ребенка психологических барьеров в повседневной реальной жизни, тем быстрее и глубже он погрузится в виртуальную реальность.
Компьютеры стремительно внедрились в жизнь современного человека. Сегодня уже стало привычным видеть, что человек взаимодействует с компьютером постоянно – на работе, дома, в машине и даже в самолете. Постепенно компьютер становится неотъемлемой частью жизни не только взрослого, но и ребенка. Многие родители считают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, чем гуляет с дурной компанией. Тем самым ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру.
Действительно, компьютерные игры стали представлять собой увлекательное занятие для многих дошкольников, школьников, студентов и взрослых. Дошкольников уже порой не интересуют обычные игрушки, как раньше, они стремятся быстрей попасть домой, потому что там их ждет заветная игра. Школьники прогуливают занятия только из-за того, что всю ночь провели у экрана и не успели подготовиться к урокам, которые становятся менее важными, чем пройденный уровень игры. А на переменах в школе сейчас одной из наиболее актуальных тем становится тема компьютерных игр и количество очков за них.
Потребность в игре как таковой, свойственна человеку на протяжении всей его жизни. В процессе игры удовлетворяется неосознаваемая познавательная потребность, вследствие чего ребенок получает удовольствие. Определенное место в ряду компьютерных игр занимают неролевые логические и обучающие игры. Детское восприятие устроено таким образом, что для запоминания и усвоения информации нужны ассоциации, игра. Если использовать компьютерные игры в разумных пределах (не более 1 часа в сутки с перерывами через 15-20 минут для ребенка 6-9 лет) и не в ущерб другим сторонам жизни ребенка, то они могут принести положительный результат: научат детей счету, иностранному алфавиту, усилят концентрацию внимания, улучшат мыслительные операции, процессы принятия решения, будут способствовать формированию художественного воображения, помогут развить быстроту реакции.
Вместе с тем, ребенок, который всем остальным развлечениям и увлечениям предпочитает лишь компьютерные игры, пусть даже и развивающие, подвергается риску возникновения многих серьезных проблем. Проведенные исследования доказали, что если ребенок младше 10 лет пристрастился к компьютеру, то это может замедлить его развитие, как физическое, так и психическое. Просиживая за любимой компьютерной игрушкой, такой ребенок начинает вести не свойственный этому возрасту образ жизни, исключающий необходимую двигательную активность, развитие широкого спектра эмоциональных реакций, познание окружающего мира, формирование коммуникативных навыков в общении и в обычных детских играх со сверстниками. Психологи считают, что до 10-11 лет для развития детей гораздо более полезно заниматься спортом, подвижными играми (боулинг, футбол, волейбол), музыкой, рисованием, ходить в походы, кататься на роликах, коньках, лыжах, велосипеде. Надо также иметь в виду, что детям трудно соблюдать «меру» в игре, т.к. процессы саморегуляции у них еще недостаточно сформированы, а значит им трудно ограничивать время игры на компьютере, вовремя делать перерывы, следить за режимом питания.
Многие электронные игры подразумевают не только решение логических задач, но и определенную эмоциональную нагрузку, которая, по сути дела и лежит в основе большинства случаев патологической привязанности к играм. Электронные игры значительно отличаются по жанру и содержанию.
Наименее опасны так называемые аркадные игры, с простой графикой и звуком. За этими играми, как правило, «убивают время», они не могут вызвать длительной привязанности.
Другое дело – ролевые игры, во время которых игрок «перевоплощается» в управляемого им героя и с головой погружается в его мир. В таких играх ощущение реальности может быть очень велико и надолго удерживать внимание играющего.
Наибольшую опасность представляют «стрелялки», которые характеризуются весьма примитивным сюжетом, основанном на насилии. Такие игры могут отрицательно сказаться на психике ребенка и стать причиной его чрезмерной агрессивности.
Факторы, способствующие привыканию ребенка к компьютерной игре:
— наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;
— отсутствие ответственности;
— реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;
— возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток;
— возможность самостоятельно принимать любые (в рамках игры) решения, вне зависимости от того, к чему они могут привести.
Установлено, что ролевые компьютерные игры в большей степени, нежели неролевые, позволяют человеку уйти от реальности в виртуальный мир. Дети и подростки, не сумевшие реализовать себя в повседневной жизни, в ролевых компьютерных играх принимают на себя роль компьютерного персонажа, отождествляются с ним и получают возможность через новую для себя роль удовлетворить те потребности, которые остаются неудовлетворенными в реальной жизни. Вслед за этим, чем больше ребенок начинает играть, тем отчетливее и важнее становятся для него различия между реальной жизнью и виртуальной. Постепенно игра превращается в средство компенсации его жизненных проблем: удовлетворение жажды приключений, желание снизить эмоционально-психологическое напряжение, вызванное нарушенными отношениями в семье и/или со сверстниками, потребность избежать физического и/или эмоционального насилия, уход от проблем, связанных со школьной неуспеваемостью, желание расслабиться и отдохнуть и т.д.

Стадии психологической зависимости от компьютерных игр.
Стадия легкой увлеченности. После того, как подросток один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», ему начинает нравиться компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Компьютер позволяет подростку с довольно большой приближенностью к реальности осуществить свои мечты. Подросток начинает играть, уже не случайным образом очутившись за компьютером, стремление к игровой деятельности принимает некоторую целенаправленность. Однако специфика этой стадии в том, что игра в компьютерные игры носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая, постоянная потребность в игре на этой стадии не сформирована, игра еще не является значимой ценностью.
Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе подростка на эту стадию формирования зависимости, является появление в иерархии потребностей новой потребности - игра в компьютерные игры. Игра на этом этапе принимает систематический характер. Если подросток не имеет постоянного доступа к компьютеру, т.е. удовлетворение потребности тормозится какими-либо обстоятельствами, возможны достаточно активные действия по устранению этих обстоятельств.
Стадия зависимости. Эта стадия характеризуется изменение самооценки и самосознания. Игра полностью вытесняет реальный мир. Зависимость может оформляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной. Социализированная форма игровой зависимости отличается поддержанием социальных контактов с социумом (хотя и в основном с такими же игровыми фанатами). Такие подростки очень любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом. Игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику ребенка, чем индивидуализированная форма. Подростки не отрываются от внешнего окружения, не уходят «в себя»; социальное окружение, хотя и состоящее из таких же фанатов, все же, как правило, не дает человеку полностью оторваться от реальности, «уйти» в виртуальный мир и довести себя до психических и соматических нарушений.
Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Человек «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий - она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности. Компьютерные игры имеют небольшую историю, однако случаев полного угасания зависимости – единицы. Человек может остановиться в формировании зависимости на одной из предыдущих стадий, тогда зависимость угасает быстрее.
Еще больше усиливают подростковую компьютерную зависимость глобальные сети, где подросток играет уже не с компьютером, а с миллионами живых людей, которых он не идентифицирует за печатными текстами. Сеть тоже представляет собой сублимат ролевых игр. Здесь «играющий» придумывает своего персонажа, т.е. самого себя, выдавая себя придуманного тысячам собеседников за себя реального.
«Играющий» действует уже не по законам, описанным программистами и дизайнерами, а по правилам, придуманным им самим. Осознание бесконечности сетевого пространства, безнаказанности и огромного количества участников процесса постоянно подталкивает ребенка, подростка создавать и описывать собственные правила поведения, принимать решения, которые в целом не имеют отношения к реальной жизни.
Признаки компьютерной зависимости:
— когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, ребенок демонстрирует острый эмоциональный протест;
— ребенок раздражается при вынужденном отвлечении;
— ребенок не может спланировать окончание игры на компьютере;
— ребенок постоянно просит деньги для обновления программного обеспечения компьютера и приобретения новых игр;
— ребенок забывает о домашних делах и приготовлении уроков;
— у ребенка сбивается режим дня, режим питания и сна, он перестает заботиться о собственном здоровье;
— чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, ребенок начинает злоупотреблять кофе и другими энергетическими напитками;
— прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере;
— ощущение эмоционального подъема во время игры на компьютере;
— ограничение общения постоянным обсуждением компьютерной тематики с окружающими;
— нетерпение, предвкушение и продумывание заранее своего возвращения к компьютеру.
Появление подобных признаков может сопровождаться нарушениями в работе желудочно-кишечного тракта, болевыми ощущениями в области позвоночника, лопаток, запястий рук. Кроме того, регулярное раздражение глазных яблок может способствовать появлению головных болей и проблем со зрением. Нередко развивается бессонница и нервное истощение.
Факты, которые должны насторожить родителей:
— ребенок начал есть, пить, учить уроки, не отходя от компьютера;
— ребенок начал проводить ночи за компьютером;
— ребенок начал прогуливать школу для того, чтобы поиграть за компьютером;
— как только ребенок возвращается домой, то сразу направляется к компьютеру;
— ребенок забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться (чего раньше не замечалось);
— ребенок находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался;
— ребенок шантажирует, угрожает, если ему запрещают играть на компьютере.
Несколько рекомендаций родителям:
1. Стройте отношения в семье на принципах честности и умении признавать ошибки.
2. Не оскорбляйте ребенка и его круг общения.
3. Будьте другом и помощником своему ребенку.
4. Сделайте так, чтобы ребенок мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах.
5. Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.
6. Если вдруг возник конфликт, который выражен в приказном тоне с вашей стороны о прекращении работы за компьютером, то не следует торговаться с ребенком, надо четко заявить о своей позиции и объяснить её.
7. Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка. Например, до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, стоит поощрять его познание мира без посредничества электроники. С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером (15-20 мин. в день). Для подростка 10-12 лет желательно не более 2 часов в день и не подряд, а по 15-20 минут с перерывами.
8. Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном.
9. Необходимо прививать ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям, чтобы он чувствовал радость от этого.
10. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими.
11. Следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать развивающие игры.
12. Не ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!