Экологическая познавательная игра-путешествие. Познавательная экологическая игра «Кто где живёт?»

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой.

Играя, дети учатся: любить, познавать, беречь и множить.

Предлагаемые игры содержат интересные факты о жизни животных и растений, головоломки и замысловатые вопросы о природе и способствуют развитию любознательности.

Игра с мячом «Я знаю…»

Цель : Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида.

Развивать умение объединять предметы по общему признаку.

Игровые действия:

Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.

«Птицы, рыбы, звери»

Цель: Упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов.

Игровые действия:

Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

«Угадай, что в руке»

Цель: Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды.

Игровые действия:

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).

«Угадай, какая птица поёт?»

Цель: Умение определять по звуковой записи голоса птиц.

Определять, какая птица поёт и как поёт (тонко, звучно, мелодично, крикливо, тихо, протяжно и так далее).

Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам.

Игровые действия:

Педагог предлагает послушать запись голосов птиц. Надо определить, какая птица поёт. Как можно определить по голосу какая птица поёт и как. Предложить детям поупражняться в произнесении звуков песенок птиц. В игре используется диск с записью голосов птиц.

«Растения леса, сада, огорода»

Цель: Расширять знания детей о растениях леса, сада и огорода.

Игровые действия: аналогично игры «Я знаю...»

«Сад - огород»

Цель: Закреплять знания детей о том, что растёт в саду или в огороде.

Развивать у детей память, внимание.

Игровые действия:

Воспитатель приносит корзину с овощами и фруктами.

Дети, я нечаянно перепутала овощи и фрукты. Помогите мне, пожалуйста. В процессе игры дети обобщают предметы одним словом, определяют место произрастания овощей и фруктов.

«Что это такое?»

Цель: Упражнять детей в умении отгадывать предметы живой или неживой природы.

Рассказывать признаки предметов.

Игровые действия:

Воспитатель или ведущий загадывает живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети должны отгадать заданный предмет.

«Замысловатые вопросы»

Цель: Развивать сообразительность и находчивость.

Игровые действия:

Воспитатель читает загадку-задачку:

Росли четыре берёзы.

На каждой берёзе –

По четыре больших ветки,

На каждой большой ветке –

По четыре маленьких ветки,

На каждой маленькой ветке –

По четыре яблока.

Сколько всего яблок?

«Летает, плавает, бегает»

Цель: Изображать способ передвижения объекта.

Игровые действия:

Ведущий называет или показывает детям объект живой природы и предлагает детям изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» дети начинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками и так далее.

«Перелёт птиц»

Цель: Узнавать и называть зимующих и перелётных птиц.

Закреплять понятие «зимующие», «перелётные».

Игровые действия:

На столе разложены предметные картинки птиц. Каждый участник игры берёт картинку и «превращается» в определённую птицу. Ребёнок говорит: «Я – ворона!», «Я – воробей!», «Я – журавль!», «Я – кукушка!» и так далее. По сигналу ведущего: «Раз, два, три на своё место лети!», дети, у которых картинки с изображением зимующих птиц бегут к условному изображению (зимний пейзаж), другие дети, у которых картинки с изображением перелётных птиц, бегут к другому условному знаку (весенний пейзаж). Играть можно несколько раз, дети должны брать разные картинки.

«Похожи - не похожи»

Цель: Развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы,

Сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.

Игровые действия:

В игре используется игровой экран с тремя «окнами – прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты – полоски с обозначениями свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств.

Варианты могут быть разные:

1 вариант : Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором «окне».

На начальном этапе освоения игры освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое «окно» - яблоко, второе «окно» - круг, третье «окно» - мяч.

2 вариант: Один ребёнок устанавливает первое «окно», второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данные обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму «окну». За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами.

3 вариант: используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает «загадку» - выстраивает в первом и в третьем «окне» изображения обладающие общим свойством, при этом второе «окно» скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свойство, получают право открыть второе «окно» или загадать новую «загадку».

«Кто где живёт?»

Цель: Определять место среды обитания животного, правильно определять место «дома» объекта.

Игровые действия:

У воспитателя картинки с изображениями животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, дупло, берлога, река, гнездо и так далее).

«Времена года»

Цель: Формировать у детей понятия о временах года и о зависимости жизни живой природы от сезонных изменений, происходящих в неживой природе.

Игровые действия:

Воспитатель рассказывает детям о том, что времена года постоянно сменяются. Дети называют последовательно времена года и характерные признаки.

Воспитатель показывает картинки с изображением времени года и картинки объектов, у которых происходят различные изменения, например, заяц белый – зима; распустившийся подснежник – весна, созрела земляника – лето и так далее. Дети должны объяснять содержание картинки.

«Вопрос – ответ»

Цель: Развивать умения отвечать на поставленные вопросы.

Проявлять находчивость, сообразительность.

Игровые действия:

Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают

Вопросы:

1.Почему человек назад оглядывается? (потому что у него на затылке глаз нет).

2.От чего кошка бегает? (не умеет летать).

3.Каким гребнем голову не причешешь? (петушиным).

4.Сколько яиц можно съесть натощак? (одно: после первого уже не будет натощак).

5.От чего гусь плавает? (от берега).

6.Чем до неба докинешь? (взглядом).

7.По чему собака бегает? (по земле).

8.Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон).

9.Без чего хлеб не испечёшь? (без корки).

10. За чем во рту язык? (за зубами)

11. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (у гриба).

«Цветы» (подвижная игра)

Цель: Называть и различать цветы.

Воспитывать любовь и умение любоваться их красотой.

Игровые действия:

Дети вспоминают садовые и лесные цветы, сравнивают их.

Каждый участник игры выбирает для себя эмблему цветка. У каждого ребёнка своя картинка. Одно и тоже название не может быть у нескольких детей.

По жребию выбранный цветок, например, василёк, начинает игру.

Он называет какой-нибудь цветок, например мак или роза. Мак бежит, а василёк догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок.

Пойманный цветок меняет своё название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.

«Головоломки»

Цель: Расширять знания детей о животном и растительном мире.

Способствовать умению размышлять, делать умозаключения.

Воспитывать доброжелательное отношение к животным и растениям.

Игровые действия:

Воспитатель или подготовленный ребёнок загадывает задачки – головоломки:

1.На грядке сидит шесть воробьёв, к ним прилетели ещё пять. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько осталось воробьёв?

2.Пара лошадей пробежала 40 км. По скольку километров пробежала каждая лошадь?

3.На поляне росли садовые цветы: ромашки, васильки, розы, клевер, фиалка. Таня сорвала все 1 розу, 2 клевера, 3 ромашки. Сколько у Тани цветов в букете? (определить садовые и лесные цветы, сосчитать только лесные цветы).

4.В вазе лежат фрукты: бананы, апельсин, яблоки, помидор, огурец, лимоны. Сколько всего фруктов лежит в вазе?

5.На грядке выросли сочные, вкусные яблоки и мандарины, спелая вишня и баклажан. Сколько овощей выросло на грядке?

«Узнай по объявлениям»

Цель: Продолжать знакомить с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания)

Развивать логическое мышление.

Игровые действия:

Педагог предлагает детям поиграть. Объясняет правила в игре, надо внимательно послушать объявление и отгадать о ком идёт речь (животное или птица) говорится в объявлении. Тот, кто угадал, получает фишку и в конце игры подводится итог.

1.Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.

2.Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.

3.Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?

4.Помогу всем, у кого сломался будильник?

5.Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.

6.Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья.

7.Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию?

8.Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый!

9.Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один - медлительность.

10. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне.

11. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью.

12. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку!

13. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть!

«Где что зреет?»

Цель: Упражнять в умении использовать знания о растениях, сравнивать плод дерева с его листьями.

Игровые действия:

На фланелеграф выкладываются две ветки: на одной – плод и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья растений. (Например, листья крыжовника, а плоды груши). Ведущий задаёт вопрос: «Какие плоды созревают, а какие нет?». Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

«Почтальон принёс письмо»

Цель: Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.

Игровые действия:

Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принёс посылку. В посылке разные овощи и фрукты. Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что им принёс почтальон. Остальные дети отгадывают.

«Птичка»

Цель: Различать деревья по листьям.

Воспитывать правильно вести себя в игре: не подсказывать друг другу, не перебивать сверстников.

Игровые действия:

Перед началом игры дети вспоминают различные деревья, сравнивают их по форме и величине листьев.

Дети должны перед игрой подобрать для себя фант – любую мелкую вещь, игрушку. Игроки усаживаются и выбирают собирателя фантов. Он садится в середину круга и остальным игрокам даёт названия деревьев (дуб, клён, липа и так далее) и дети берут и одевают веночек из листьев. Каждый должен запомнить своё название. Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на ёлку». Ёлка называет другое дерево и так далее. Кто прозевает – отдаёт фант. В конце игры фанты выкупаются.

«Снежный ком»

Цель: Расширять знания детей о перелётных птицах».

Развивать внимание и наблюдательность.

Игровые действия:

Ведущий показывает картинку, на которой изображена перелётная птица.

Дети смотрят на картинку и рассказывают о ней по очереди: первый ребёнок – первое предложение, второй ребёнок – предыдущее предложение и своё, третий ребёнок - повторяет два предыдущих и добавляет своё. Например: «Грач – перелётная птица». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный. Место их обитания называется грачевник» и так далее.

«Кого чем угостим?»

Цель: Знать, чем питаются животные и птицы.

Игровые действия:

Ведущий перебрасывает мяч детям и называет объект (животное, птица), а дети отвечают и возвращают мяч ведущему. Например, воробей – крошки и семечки; синица - сало; корова – сено; кролик – морковка; кошка – мышка, молоко; белка – шишка, ягоды и так далее.

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях.

Игровые действия:

Воспитатель или педагог предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?», «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.

«Кто за кем?»

Цель: Показать детям, что в природе всё связано между собой.

Продолжать воспитывать у детей бережное отношение ко всем животным.

Игровые действия:

Воспитатель предлагает вызванному ребёнку соединить ленточкой всех животных, которые охотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти правильные картинки с животными. Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара.

«Каждому своё место»

Цель: Формировать у детей умение пользоваться схематическими изображениями обобщающих понятий.

Воспитывать самостоятельность, умение логически мыслить.

Игровые действия:

Педагог раздаёт по одной карточке каждому ребёнку (одного типа). Затем раздаёт каждому ребёнку поочерёдно по одной картинке. Дети, получив картинку, должны поместить её под схематическим изображением понятия, к которому подходит изображение на этой картинке. Когда все картинки разобраны, дети проверяют правильность своих действий и действий своих сверстников.

Дети должны самостоятельно проверить правильность выполнения задания и объяснить почему выполнили именно так.

«Сокол и лиса» (подвижная игра)

Цель: Расширять знания детей о диком животном и хищной птице.

Умение быстро действовать по сигналу ведущего.

Игровые действия:

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Сокол и лиса». Показывает картинку сокола и рассказывает о том, где живёт эта птица, как ведёт себя.

Вспомнить повадки лисы.

Выбрать «сокола» и лисы по желанию детей или использовать считалки.

Остальные дети – «соколята». Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками летательные движения. Стайка соколят бежит за соколом и точно повторяет его движения. В это время вдруг выскакивает из норы лиса.

Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Появление лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит тех, кто не успел присесть.

«Что будет, если …?»

Цель: Знать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу.

Развивать умения делать выводы и умозаключения.

Игровые действия:

Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо соблюдать чувство меры и беречь природу. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под «колы»? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку подснежников? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет, если в лесу один человек включит магнитофон на полную мощность? Группа туристов? Все отдыхающие в лесу? (Аналогично – о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разорённом гнезде и так далее).

Литература

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003.

2. Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М.: «Вако», 2007.

3. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей, 2004.

4. Маханёва М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Аркти, 2004.

Цель: знакомство детей с наиболее интересными представителями животного и растительного мира, проверка умения пользоваться справочной литературой, проверка знаний повадок животных и голосов птиц.

Участники игры: в игре могут принимать участие до 5 команд по 5-6 человек в каждой, возраст участников 12-15 лет.

Продолжительность игры — 1 час.

Игра проводится в виде путешествия по станциям. Станции располагаются по кабинетам, в актовом зале, рекреации. Также игра может проводиться на улице, в этом случае станции должны располагаться на таком расстоянии, чтобы команды не мешали друг другу.

Перед началом игры всем командам объявляются правила путешествия- прохождения станций игры.

Правила игры:

Всем командам объявляется, что они отправляются в путешествие по животному и растительному миру нашей планеты. Для этого им вручаются маршрутные листы, где указано где и какой этап путешествия располагается, а также с какой станции начинается игра у каждой команды.

На станциях каждой команде задается по 3 вопроса, за каждый правильный ответ в маршрутный лист ставится «+» красным цветом, а если команда не может дать правильный ответ, то она отправляется в «консультационный пункт» — библиотеку. Здесь предварительно должна быть приготовлена необходимая литература. Участникам дается определенное время для самостоятельного поиска ответа. Если ответ найден, команда отправляется вновь на этот этап и получает «+» , но уже синего цвета. Если ответ не найден, то команда может отправляться на следующую станцию. Время в библиотеке дается один раз для каждой станции. Несколько раз искать ответ на один вопрос нельзя. Побеждает та команда, которая быстрее совершит все путешествие и наберет больше красных «+»

(примечание: 2 синих «+» приравниваются к одному красному)

Станция 1 Животный мир.

  1. Что означает название животного «гиппопотам»?

(В переводе с греческого это значит «речная лошадь»)

  1. Каких исчезнувших с лица Земли животных можно встретить на «черных» страницах Красной Книги?

(Морская корова, тарпан, тур)

  1. Когда у белых медведей рождаются детеныши?

(Зимой, во время зимней спячки)

  1. Из чего осы строят свои гнезда?

(Из бумаги. Осы обладают свойством производить бумагу из древесной массы)

  1. Спят ли рыбы?

(Да, с наступлением ночи рыбы ложатся спать, некоторые даже укладываются набок, но глаза у них остаются открытыми)

Станция 2. Растительный мир.

  1. Что такое микология?

(Это наука о грибах)

  1. Какое растение в Китае и Японии считается священным?

(Лотос)

  1. Что такое паприка?

(Красный перец)

  1. Есть ли у кактусов листья?

(Да, это иголки. Они в процессе приспособления к засушливому климату приобрели такую форму)

  1. Это дерево растет в пустынях и полупустынях Средней Азии, Ирана, Афганистана. Его древесина такая плотная и тяжелая, что тонет в воде. Назовите его.

(Саксаул)

Станция 3. «Гиннес -шоу»

  1. Какое животное является самым крупным из всех существовавших когда-либо на Земле?

(Синий кит. Его масса достигает 150 т)

  1. Как называется самая большая лягушка?

(Лягушка-голиаф. Длина ее тела достигает 40 см, масса — 3,5 кг)

  1. Какое животное живет дольше всех?

(Слоновая черепаха. Продолжительность ее жизни составляет — 175 лет)

  1. Какое животное является самым «горластым» из всех?

(Крокодил. На втором месте — бегемот, на третьем -лев)

Станция 4. Экословарь.

На этой станции надо дать определение экологическим терминам.

  1. Энтомология.

(Наука о насекомых)

  1. Серпентарий

(Это питомник для содержания ядовитых змей)

  1. Мониторинг

(Комплексная система наблюдения, оценки и прогноза состояния окружающей среды или ее отдельных элементов)

(Густые туманы, содержащие пыль и вредные газы)

Станция 5. Мир птиц.

На этом этапе можно заработать от одного до трех красных «+».

Сначала дается прослушать голос птицы, если команда сразу определяет, чей это голос, то получает три «+» , если нет, то дается одна подсказка (например, место обитания птицы). Угадав с первой подсказки, команда получает только два «+». Если и после первой подсказки команда не может угадать, дается вторая подсказка (например, цвет оперения) и в случае правильного ответа команда получает один «+» . Если команда вообще не смогла угадать, что это за птица, после двух подсказок, значит ни одного «+»она не получает.

Пользоваться библиотекой на этой станции нельзя.

Станция 6. Зоотеатр.

А это этап самый веселый. Здесь командам предлагается изобразить животных, птиц, насекомых, при этом постараться правильно передать их повадки и поведение.

Возможные задания:

  1. Изобразить стаю улетающих на юг журавлей.

2.Показать добывающих еду цапель.

  1. Показать утку с выводком.
  2. Показать муравьев, напавших на гусеницу и тащащих ее в муравейник.

Камакин О.Н. , заместитель директора Центра детского творчества г.Ноябрьска ЯНАО

Post Views: 2 306

. Познавательные игры к году экологии.

Блеф – викторина “Да – Нет”.

Верите ли вы, что … (да или нет)

    У бабочек самый чуткий нос (Да).

    На следах рыси нет когтей? (Да).

    Волк бежит задними ногами вперед? (Нет).

    У мухи шесть ног? (Нет).

    Заяц спит с закрытыми глазами (Нет).

    Из ромашки варят варенье? (Нет).

    Ящерицы могут пить ногой (Да).

    Белка ест свежие грибы? (Нет).

    Птицам страшнее голод, чем холод? (Да).

    Стриж летает быстрее всех? (Да).

    Муравьи плавают? (Да).

    Черного леопарда называют пантерой? (Да).

    Страус самая большая птица на земле? (Да).

    Стрекоза обитает в лесу? (Нет).

    Дерево растет зимой? (Нет).

    У кузнечика ушел на ногах? (Да).

    Пингвин птица или нет? (Да).

    Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет).

    Индейка родом из Индии? (Нет, из Южной Америки).

    Галки образуют супружеские пары на всю жизнь? (Да).

    У змеи ребра заменяют ноги? (Да).

    Паутина на разрыв вдвое прочнее стали (Да).

    Акулы старше динозавров? (Да).

    У крокодила жир зеленого цвета (Да).

    Летучие мыши не умеют ходить? (Да).

Игра “Блиц - турнир”.

    Этому замечательному прыгуну его хвост помогает держать равновесие? (Кенгуру).

    Некоторые виды этих животных можно истереть в порошок и пропустить через сито, но все равно они выживут. Кто это? (Губки).

    Мехом этого зверька опушена знаменитая шапка Мономаха (Соболь).

    Участник объединения по изучению природы. (Юннат).

    Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь).

    Что общего между рыбьей чешуей и стволом дерева? (Есть годовые кольца).

    Какие морские животные очищают воду от загрязнений (Мидии).

    У какого оба глаза на одном боку? (У камбалы).

    Переведите на греческий обычную “траву, растение” и получите целую науку (Ботаника).

    Цветок, из которого делают сердечные капли (Ландыш).

    Какое животное, герой литературных произведений является символом свободы? (Орел).

    Флора – это … (Растительный мир).

    Фауна –это…(Мир животных).

    Насекомое, которое одним своим появлением вызывает аплодисменты. (Моль).

    Городское заведение для зверей? (Зоопарк).

    Назовите самый известный заповедник, где живут зубры? (Беловежская Пуща).

    Назовите самого крохотного, но опасного для человека представителя животного мира. (Микроб).

    Какие растения опыляет только шмель? (Клевер).

    Какая птица может лазать по стволу дерева головой вниз? (Поползень).

    Хвост, у этой птички раздвоенный на конце, как фрак. (Ласточка или касатка – дерев. Ласточка).

Игра “Знатоки природы”.

1. Как называется колючее пустынное растение?

    Роза б.Кактус в.Терн г.Саксаул.

2. Как зовется популярный зверек, который бегает в колесе?

    Хомяк б.Белка в.Мышь г.Бурундук.

3. Как называют яркую говорящую птицу?

    Птица – говорун б.Попугай в.Ворон г.Колибри.

4. Как зовется ученый, изучающий насекомых?

    Ихтиолог. б.Орнитолог в.Эколог. г.Энтомолог

5. Какое название имеет самая опасная тропическая рыба?

    Карась. б. Плотва. г. Крокодил. д. Пиранья.

6. Как называется самая сильная птица?

    Цапля б.Выпь. в. Кондор г. Кречет.

7. С какой целью рыба отправляется в верховье рек?

    Чтобы позагорать. б. На нерест. в. Поймать добычу.г. Порезвиться.

8. Как называется самое прожорливое насекомое?

    Бабочка б.Жук-олень. в. Клоп. г. Саранча.

9. Кто стал самым первым домашним животным?

    Корова. б. Собака. в. Кошка г.Мышь.

10. Как называется запеченный ночной певец в русской избе?

    Попугай. б. Паук-птицеед. в. Сверчок. г. Деревенская жаба.

11. Зачем кузнечику сабля?

    Для сражения. б. Для откладки яиц только самка.

в.Для красоты. г. Для заготовки пищи.

12. Для чего дятел по дереву барабанит?

    Чистит клюв. б. Кому-то что-то сообщает.

в.Музыкой увлекается. г. Призывает самок.

13. У кого когти самые сильные?

    У медведя. б. У муравья.

в.У льва. г. У гигантского броненосца (они длиной и шириной с ладонь, живет в Южн. Америке).

14. Почему тюлененок растет как “на дрожжах”?

    Много спит б. Много ест в. Мало двигается г. Мало потеет

    Орел. Б. Журавль. в. Беркут г. Страус.

    Копытные (рекордсмен обыкновенная лошадка 2м. 47 см. H – 22 м. 16 см. В длину).

б.Кошачьи. в.Собачьи. г.Волчьи.

17. Какая змея самая ядовитая?

    Гадюка. б. Кобра. в. Гремучая змея. г. Анаконда.

18. Кто чаще всех обедает?

    Птенцы ласточек. б. Птенцы пеструшки (до 500 раз в сутки).

в.Птенцы горихвостки. г. Птенцы галки.

19. Когда спят кенгуру?

    Вечером. б.Днем. в.Ночью г.Утром.

20. Самый сильный хищный зверь?

Тигр. б.Лев. в.Белый медведь. г.Волк.

4.. Игра «Плохо - хорошо».

сломать ветку (плохо);

посадить новое дерево (хорошо);

дергать школьную кошку за хвост (плохо);

угостить ее чем-то вкусным (хорошо);

прогнать собаку из дома (плохо);

подружиться с бездомной собакой (хорошо);

убрать мусор с лесной полянки (хорошо);

Оставить в лесу после себя бутылки, полиэтиленовые пакеты (плохо);

не наступить на ползущего жука (хорошо);

ничем не интересоваться, быть равнодушным (плохо);

каждый день узнавать что-нибудь новое, знакомиться, дружить (хорошо).

5. Игра «Угадай-ка!»

    1. 1.Люди ждут меня, зовут,

      А приду к ним - прочь бегут! (дождь)

      2.Зимнее стекло

      Весною потекло! (лёд)

      3.Пушистая вата

      Плывёт куда – то.

      Чем вата ниже,

      Тем дождик ближе! (облако)

      4.Мы говорим: она течёт;
      Мы говорим: она играет;
      Она бежит всегда вперёд,
      Но никуда не убегает. (река).

      5.По морю идёт, идёт,
      А до берега дойдёт -
      Тут и пропадёт.(волна)

      6.Течёт, течёт - не вытечет,
      Бежит, бежит - не выбежит. (река)

      7.В руках у Тани
      Зима в стакане. (лед)

      8.В морях и реках обитает,
      Но часто по небу летает.
      А как наскучит ей летать,
      На землю падает опять.(вода)

      9.В тихую погоду
      Нет нас нигде,
      Как ветер подует -
      Бежим по воде. (волны)

      10.Под осоку на песок
      Уронили поясок.
      И лежит - да не поднять,
      И бежит - да не поймать. (ручей)

      11.Я живу под самой крышей,
      Даже страшно глянуть вниз.
      Я могла бы жить и выше,
      Если б крыши там нашлись.(сосулька)

      12.На всех садится,
      Никого не боится. (снег)

      13.Рассыпался горох
      На семьдесят дорог:
      Никто его не подберёт.(град)

      14.Он без рук, он без ног.
      Из земли пробиться смог,
      Нас он летом, в самый зной,
      Ледяной поит водой. (родник)

      15.Растёт она вниз головою,
      Не летом растёт, а зимою.
      А солнце её припечет -
      Заплачет она и умрет. (сосулька)

      16.В огне не горит,
      В воде не тонет. (лед)

6.Игра «Кто сколько живет?»

Продолжительность жизни животных и птиц самая разная. А задумывались ли вы над тем, кто сколько живет?

Ведущий называет животное, растение и т.д.Участники называют приблизительную продолжительность его жизни. Выигрывает тот, кто угадывает цифру, близкую по значению к точной. Правильный ответ оценивается в один балл.

Пауки – 1-2 года

Квакша – 10 лет

Крокодил – 60 лет

Черепаха – 300 лет

Лебеда – 1 лето

Сазан – 9-12 лет

Щука – 10-12 лет

Крыса – 3 года

Морские свинки – 7 лет

Описание методической разработки

Название: Интеллектуальная игра «Экологическая азбука»

Краткая аннотация. Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, котороепроводится среди учащихся начальных классов школы.

Учебные предметы : окружающий мир, экология.

Уровень образования школьников . Для участия в игре не требуется углубленных знаний по указанным предметам, однако необходим широкий кругозор, знания, полученные на уроках, внеклассных занятиях, экскурсиях, из прочитанной литературы при подготовке к данной тематической неделе.

Форма учебной работы : внеклассная.

Полное описание разработки:

Приобретаемые навыки. В ходе игры учащиеся приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность учащихся, способность переключать внимание с одного учебного предмета на другой. Повышается эрудиция как участников, так и зрителей.

Особенности роли учителя . Роль учителя заключается в подготовке вопросов интеллектуальной игры и компьютерной презентации по этим вопросам, в подборе участников игры, в подготовке ведущих и учащихся, проводящих паузы между турами. Велика роль учителя в эмоциональном настрое детей на игру, который необходим, чтобы мероприятие прошло интересно, дало положительный эмоциональный заряд учащимся.

Технологические особенности. Для проведения игры необходимо следующее оборудование: компьютер и проектор, компьютерная презентация - интеллектуальная игра «Экологическая азбука», вопросы игры с ответами для ведущего, призы, дипломы за I, II , III места.

Организация работы

Организация подготовки к игре :

    Необходимо подготовить по 4 вопроса по каждому разделу: «Экология дома», «Экология нашего города», «Экология леса», «Птицы-экологи», «Красная книга», «Чёрная книга природы», «Заповедные зоны». За каждый правильный ответ игроки получают 5 баллов, вопросы для зрителей.

    Внести составленные вопросы в компьютерную презентацию.

    Участники игры выбираются заранее по желанию. Всего 8 игроков (по 2 ученика от класса).

    Для проведения игры необходимо 2 ведущих, один из которых управляет компьютерной презентацией, другой задает вопросы, жюри - 4 человека для подсчета баллов игроков (ими могут быть учителя старшей школы естественно-географического цикла либо классные руководители 4-х классов), 4 человека задействованы для проведения пауз между турами игры.

Цели игры :

обобщение и закрепление знаний учащихся по экологии.

Задачи игры :

1)Образовательные:

сформировать у учащихся знаний по экологии, о теоретическом и практическом значении экологических знаний для человека;

2) Воспитательные:

Прививать интерес к науке – экологии и желание изучать ее закономерности в дальнейшем

Воспитание культуры общения;

Воспитание культуры правильного поведения в природе;

3) Развивающие:

Развитие мышления,

Памяти, внимательности;

Развитие познавательного интереса.

Ход игры

1. Начало игры.

Ведущий:

Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые!

Сегодня мы проводим интеллектуальную игру «Экологическая азбука».

Цель игры – обобщение и закрепление знаний учащихся по экологии. Сегодня мы проверим ваши знания по экологии. Игра проходит среди учащихся 4-х классов. Победители будут награждены дипломами и призами.

Зрители тоже не останутся без внимания. В ходе игры вам будут задавать вопросы, правильно ответив на который, вы получаете жетон. Зритель, набравший большее количество жетонов, будет объявлен как лучший знаток экологии среди зрителей.

Внимание! Объявляю участников игры! (Представить всех игроков).

Правила игры .

В ходе игры участник выбирает раздел (это «Экология дома», «Экология нашего города», «Экология леса», «Птицы-экологи», «Растения – экологи», «Красная книга», «Чёрная книга природы», «Заповедные зоны») и номер вопроса: 1, 2, 3 или 4. За каждый правильный ответ, игрок получает 5 очков. Игрок выбирает раздел игры, номер вопроса и отвечает на него. Если игрок затрудняется ответить, право ответа передаётся тому игроку, который первым поднимет сигнал. При правильном ответе количество баллов игрока увеличивается. Отвечать надо быстро, можно аргументировать, пояснять свой ответ.

В ходе отборочных туров в каждом классе были отобраны 2 знатока экологии. Давайте поприветствуем их!

И через некоторое время мы узнаем, кто из них лучший.

Начинаем игру!

Первый вопрос зрителям.

Что такое экология?

Правильный ответ:

Экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом, с окружающей средой. Образовано от 2-х греческих слов «ойкос» - дом, жилище и «логос» - наука. Дословно – наука о местообитании.

Все вопросы в ходе игры будут посвящены науке – экологии.

В результате жеребьёвки первым начинает игрок___________.

Вопросы раздела «Экология твоего дома»

    Назовите главные источники очищения воздуха в доме.

Правильный ответ: Главным источником очищения воздуха являются комнатные цветы.

Правильный ответ:

    Выключать компьютер, телевизор и другие бытовые приборы, когда они не используются, тем самым уменьшится расход электроэнергии, и затраты топлива (а следовательно и количество вредных выбросов).

    Закрывать краны на кухне и в ванной, - не дать воде течь впустую.

    Не использовать одноразовую посуду и упаковки. Они делаются из бумаги или пластика, таким образом, сократится вырубка лесов и потребление нефти.

Правильный ответ:

    делать влажную уборку помещения не реже 2-х раз в неделю;

    избежать использование паласов и ковров;

    не курить в квартире, дома;

    определить запретные зоны для домашних животных;

    книги или газеты должны находиться в застеклённых шкафах;

    проветривать помещение каждый день.

    Назовите бытовой прибор, который оказывает большой вред здоровью человека и экологии дома открытым сжиганием газа в квартире? Как предотвратить этот вред?

Правильный ответ:

Газовая плита. С целью очистки воздуха применяют на кухнях воздухоочистители, вытяжки приборы для увлажнения и других видов обработки воздуха.

Вопросы раздела «Экология нашего города»

    «Мусорная» проблема уже не первый год остро стоит в Архангельске.

Правильный ответ:

    Строительство мусороперерабатывающего предприятия.

    Использование экологических пакетов, перерабатываемых бутылок.

    Приобщение населения к сортировке мусора.

    Количество выбросов в атмосферу предприятиями Архангельска, загрязняющих веществ, превышают нормы.

Предложите свои пути решения данной проблемы.

    К чему приводят ежедневные канализационные стоки из домов в реку? Как можно избежать данную проблему?

Правильный ответ:

установить современные фильтры отчистки воды.

    Одним из основных источников загрязнения воздуха в городе выступает автомобильный транспорт.

Предложите свои пути решения данной проблемы.

    Переход на экологический вид топлива.

    Если возможно, воздержаться от поездки на автомобилях.

Вопросы раздела «Экология леса»

Вопрос для зрителей:

Объясните выражение «Лес- фильтр»

Правильный ответ:

Лес - настоящий фильтр, очищающий воздух от пыли, копоти. Пыль оседает на листья, а потом дождями смывается на землю. Кроме того, листья многих деревьев выделяют в воздух особые вещества - фитонциды. От них погибают болезнетворные микробы.

Лес - это "кислородный цех", "легкие планеты". Каждый листок, каждая травинка выделяет кислород.

В данном разделе мы повторим, как надо себя вести в лесу, чтобы сохранить лесную экосистему.

    Почему нельзя шуметь и слушать громкую музыку в лесу?

Правильный ответ:

Дело в том, что из-за громкого шума потревоженные звери и птицы могут покидать свои места, оставляя своих детенышей одних. Те, в свою очередь, тоже могут разбежаться по сторонам, оставшись без родительской поддержки. В таком случае они зачастую гибнут.

    Почему необходимо воздержаться от разведения костров в лесу?

Правильный ответ:

Разведение костров в лесу может привести к пожару, в результате чего погибнут не только деревья, но и животные, приспособленные к жизни в данной среде.

    Почему нельзя топтать мухоморы?

Правильный ответ:

К чему приведёт разорение муравейников?

Правильный ответ:

Муравьи уничтожают личинок листогрызущих насекомых - преимущественно гусениц бабочек и личинок пилильщиков, которые губят деревья.

Поэтому разорение муравейников приведет к гибели лиственных деревьев в лесу.

Вопросы раздела «Птицы - экологи»

    Почему птиц можно называть экологами?

Правильный ответ:

    Распространяют семена растений.

    Ограничивают рост растений.

    Уничтожают вредных насекомых.

    Санитары леса.

    Опылители растений.

    Уничтожают вредителей сельского хозяйства.

    Угадайте птицу.

Она съедает за ночь 7-8 мышей. Только одна семья таких птиц уничтожает за год 10тысяч мышей и полёвок и этим спасает 10 тонн зерна.

Правильный ответ:Сова

    Угадайте птицу.

Я, древесная птица, живу в лесах. С помощью клюва-долота добываю из-под коры деревьев вредителей и поедаю их в большом количестве. За зимний день поедаю 150 жуков-короедов.

Правильный ответ: Дятел

    Какую экологическую роль в природе играет воробей?

Правильный ответ:

Воробьи уничтожают личинок опасного вредителя садов жука-долгоносика.

Вопросы раздела «Растения - экологи»

    Какую роль в экологии играют папоротники?

Правильный ответ:

Папоротники - растения-экологи. Каждый папоротник устраняет из атмосферы дома вредные для человека пары (формальдегида, ксилола и толуола).
Он благотворно воздействует на нервную систему, легкие, бронхи, а также на кисти рук.

    Назовите роль сосны в природе.

Правильный ответ:

Вдоль железных дорог сосны задерживают снег, на берегах водоёмов и в пустынях - движущиеся пески. Сосны – хранители вод: под их сенью не мелеют реки.

    В чём заключается экологическая роль водорослей в природе?

    Водоросли - компонент процесса биологической очистки сточных вод. Если любые из них поместить в реку или в любую другую воду, то в скором времени она станет чистейшей.

    Они выделяют в атмосферу кислород.

    Являются основной пищей для многих морских животных.

    В прибрежных районах водоросли идут на удобрения и корм скоту

    К чему приведёт вымирание растений на планете Земля?

Правильный ответ:

Погибнет всё живое на Земле: рыбы, животные, птицы, насекомые и, возможно, человек.

Вопросы раздела «Красная книга»

    Что такое Красная книга?

Правильный ответ:

Красная книга - это официальным документ, содержащий сведения о редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и других организмов.

    Что символизирует красный цвет книги?

Правильный ответ:

Это сигнал опасности, тревоги.

    Эти виды животных встречаются в достаточном количестве для выживания,

но их численность очень быстро сокращается. Определите, о каком животном идёт речь.
Кто живёт у холодной воды?
Красная книга его охраняет,
Дом его там, где господствуют льды,
Клыки иногда при движенье – подмога,
Тело тяжёлое ласты несут.
Когда лёд оттает хотя бы не много,
Они из воды к берегам подплывут,
И на холодном песке отдыхают.
На лежбище слабых растят малышей.
Моллюсков морских из песка накапают
И рыбы наловят – вот корм для детей.

Правильный ответ: Морж.

    Назовите не менее 5 видов растений и животных, занесённых в Красную книгу Архангельской области?

Вопрос для зрителей: Назовите, какие ещё животные и растения, занесены в Красную книгу Архангельской области.

Вопросы раздела «Чёрная книга природы»

    Что такое Чёрная книга природы?

Правильный ответ:

В этой книге описываются животные и растения, которые навсегда исчезли с лица Земли за время существования цивилизованного человечества. В исчезновении большинства видов непосредственно виноват человек.

    Назовите вымершее животное.

Их видели своими глазами древние люди, они же в большинстве случаев и приложили руку к их скорейшему вымиранию.

Правильный ответ: Мамонты

    Назовите вымершее животное.

Эти последние животные исчезли в Северной Америке 8-10 тысяч лет назад, а в Евразии и Африке - еще раньше. Причины вымирания этих опасных хищников окончательно не ясны, но три версии очевидны: жесткая конкуренция с настоящими кошками (лев, тигр, ягуар и пр.), климатические изменения и прессинг со стороны человека.

    Назовите вымершую птицу.

Огромная (ростом около 1 м, вес - 8-9 кг), плохо летающая сова с острова Куба. Вымерла 10-8 тыс. лет назад.

Правильный ответ: Орнимегалоникс

Вопросы раздела «Заповедные зоны»

Вопрос для зрителей:

    Для чего создаются заповедники, заказники?

Правильный ответ: Заповедники создаются для сохранения и восстановления редчайших животных, растений, неповторимых ландшафтов природы.

    Расскажите о животном и растительном мире Пинежского заповедника.

Правильный ответ:

Животный мир типично таежный.

Из млекопитающих обитают в Пинежском заповедника белка, бурундук, бурый медведь, рысь, росомаха, лесная куница, выдра, лось.

В заповеднике очень много рябчиков, глухарей. Встречаются ястреб-тетеревятник, мохноногий сыч, дятлы (трехпалый и черный), вальдшнеп, вяхирь.

На реке Сотке обитает оляпка (обитатель горных водоемов), по ее скалистым берегам гнездятся вороны и канюки. В среднем течении реки Сотки и в ее притоках расположены нерестилища семги, сига и хариуса, обычны щука, окунь, гольян.

Из пресмыкающихся встречаются живородящая ящерица и гадюка, из земноводных - травяная лягушка.

Вопросы для зрителей:

Расскажите о растительном мире Пинежского заповедника.

Какие растения, растущие в Пинежском заповеднике, занесены в Красную книгу

    Расскажите о Водлозерском национальном парке.

Правильный ответ:

    На территории Парка сохранён крупнейший в Европе массив коренных лесов европейской тайги. Господствуют темнохвойные ельники и светлые сосняки, встречаются гигантские сибирские лиственницы.

    Леса населены многочисленными таежными обитателями – есть бурый медведь, рысь, росомаха, куница, барсук, выдра лисица, лось и северный олень.

    Особую ценность представляет крупная гнездовая группировка редких хищных птиц: орлана - белохвоста, скопы, беркута.

    Бассейн оз. Водлозеро и р. Илекса – это ключевая орнитологическая территория России.

    Назовите, какие вы знаете национальные парки, заповедники и другие заповедные зоны. В чём их уникальность?

3. Подведение итогов.

Слово жюри.

Вот они – победители! Он проявили знания, находчивость, смекалку в нашей игре.

Поздравляем!

Огромное спасибо участникам игры, всем, кто помогал проводить игру, учителям и зрителям, активно поддерживающим своих игроков. Наша игра прошла весело, интересно.

Скажите, пожалуйста, какую цель игры мы ставили перед собой?

Удалось нам её решить?

Что повторили в ходе игры?

Используемая литература:

    Васильева Т.В. Формы экологического образования в школе -Архангельск: Издательство Поморского университета, 1994г. 74с.

    Ермолин В. Б. Охраняемые природные территории Европейского Севера России. – Архангельск, Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2001.- 83с..: ил.

    Зелёный мир: Методическое пособие в помощь школьным экологическим объединениям./ Сост. Рябова М.Г., Пурпурова Л.В., Нагорнова Н.В. – Волгоград: Издательство «Волгоградское ООП», 1994. – 56с.

    Красная книга Архангельской области. Редкие и охраняемые виды растений и животных. – Архангельск, 1995.- 16с.

    Мальханова Л.П., Миронова Е.А.. Путешествие с волшебницей природой - Архангельск, 1997г. – 146с.

    Федотова А.М. Экологическое воспитание школьников.- Пермь, 1992.- 82с.

Интернет-ресурсы:

1) http :// pics . livejournal . com / confessionlove / pic /00004 sdq

2) http :// www . studsupport . ru / index . php ? option = com _ content & view = article & id =957:2011-10-16-20-21-55& catid =61: doklad & Itemid =307

3) http :// img . rl 0. ru /4390135822 d 1623 b 5 c 1 acec 15601493 d /200 x 200/ wciom . ru / uploads / pics / EHkologija 2. jpg

Ольга Бондарева

Программное содержание :

Закрепить знания детей о лесе, как сообществе растений и животных , проживающих на одной территории; об особенностях жизни обитателях леса в зимних условиях.

Активизировать словарный запас по теме «Дикие животные » , их жилища.

Упражнять в умении различать деревья нашего края по веткам, коре, плодам, узнавать животных по их внешнему виду (изображению)

Закреплять умение делить слова на слоги, образовывать притяжательные прилагательные.

Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.

Развивать речеслуховое внимание, ручную и общую моторику, координацию движений, подражательность, продолжать учить выполнять действия по словесной инструкции;

Развивать эмоциональную сферу детей, эмпатию, мимическую выразительность

Воспитывать познавательный интерес , чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.

Воспитывать любовь к родной природе.

Материал и оборудование :

Набор веток и кусочков коры деревьев; еловые, сосновые, кедровые шишки; слоговые домики, картинки с изображением животных для слогового анализа; карточки- схемы «Пищевые цепочки» , картинки для составления цепей питания; картинки обитателей леса для составления предложений по теме «Кому нужны деревья в лесу» ; шапочки животных для подвижной игры , мольберты, фишки.

Предварительная работа :

Беседа «Как зимуют дикие звери» ; чтение Г. Сладков «Суд над декабрем» , «Курорт «Сосулька» и др. ; Д/и «Чудесные домики» ; нод «Что кому по вкусу» .

1)Ведущая : Дети, вы любите играть ? Тогда я вам предлагаю игру – соревнование – это КВН. А что это за игра ? Конечно КВН – это соревнование между командами, где побеждают самые умные, смелые и находчивые. Сегодня мы узнаем, хорошо ли вы знаете природу родного края, ее обитателей, ведь вы настоящие друзья природы. Но чтобы узнать победителей, нужно чтобы кто-то нас судил. Я подумала и решила, чтобы нас судил доктор Айболит. А знаете почему? (Ответы) конечно, он добрый, знает много птиц и зверей, он их лечит и поэтому очки просто так никому присуждать не станет. Давайте ему позвоним. Какой номер нужно набрать? Ведущая звонит, обыгрывает.

Доктор : Здравствуйте дети, что случилось? С удовольствием буду участвовать в вашем замечательном соревновании и надеюсь, что вы ребята покажете отличные знания и одержите победу.

Дети : Мы веселые ребята

И не любим мы скучать

С удовольствием сегодня

Будем в КВН играть .

Ведущая : Итак, мы начинаем. Команды у нас уже готовы. Прошу занять свои места. А как же называются ваши команды? Представьтесь. Поприветствуйте друг друга.

а) представление – приветствие : ЗАЙЧАТА

б) представление – приветствие : БЕЛЬЧАТА

2) Ведущая : Теперь мы знаем, что команды называются Зайчата и Бельчата! Чтобы участники обеих команд показали свои знания и умения достойно нужно им размяться.

Игра ДОСКАЗАЛКИ

3) Ведущая : Я вижу, что команды размялись, настроение у всех замечательное, и я думаю, что теперь можно приступать к выполнению первого задания, которое называется : «Загадай загадку – скажи отгадку» .

1й конкурс : Загадки (команды загадывают друг другу загадки, предварительно установив очередность при помощи жребия).

Слово жюри : Мне очень понравились обе команды и поэтому и Зайчата и Бельчата получают свою первую награду (по 1 грибку и по 1 шишке)

4) Ведущая : Прежде чем перейти к следующему заданию я прошу всех ребят ответить на вопрос : Без чего не бывает леса? (без деревьев) .А умеем ли мы узнавать деревья в зимнем лесу?

Каждая команда сейчас получит черный ящик, внутри которого находится кусочек коры какого-то дерева, нужно узнать что это за дерево и рассказать о нем.

2й конкурс : «Узнай дерево по коре» . Дети называют дерево и поочередно говорят слова-признаки.

5) Ведущая : А сейчас посмотрим на эту полянку, на ней выросли деревья. Вы их узнали? (кедр, сосна, ель, лиственница) . Чем оно похожи? Но у них есть и различия, например семена – шишки, они все разные. Вопрос командам : на какой ветке выросли эти детки? Вы должны подарить каждому дереву свою шишку.

3й конкурс : «Чьи детки?» - дети по 2 участника от команды по сигналу берут шишку и кладут возле своего дерева.

6) Ведущая : Пока жюри подводит итог за последние 2 конкурса, мы с вами поиграем (и зрители тоже) и узнаем, хорошо ли вы знаете деревья, растущие в нашем крае.

Игра «Топай – хлопай» . Ведущая называет разные деревья, дети хлопают, если дерево растет в Забайкальском крае, топают если не растет.

Жюри подводит итоги за 2й и 3й конкурсы.

7) Ведущая : Дети, мы с вами назвали много деревьев, которые растут в нашем лесу. Это его главные жители. Не было бы деревьев, не было бы и леса. А еще кто-нибудь в лесу живет? Конечно, лес – это дом для зверей. Сейчас мы узнаем, почему именно в лесу поселились эти животные (показывает на мольберты) .

Следующий наш конкурс так и называется : «Кому нужны деревья в лесу?»

4й конкурс : «Кому нужны деревья в лесу» (зачем животным нужны деревья в лесу) . Дети поочередно подходят к мольбертам, берут картинки, называют животных и составляют предложения.

Белка строит гнездо в дупле дерева.

Дятел из под коры добывает насекомых.

Птицы на деревьях строят гнезда, находят пищу.

Кабан – ест желуди с дуба, устраивает домик под елкой.

Медведь питается плодами и ягодами, устраивает берлогу под деревом.

Заяц зимой питается корой деревьев.

Лоси питаются листьями, чешут рога.

Насекомые едят листья, древесину.

Муравьи строят муравейники.

8) Ведущая : Молодцы! Много животных назвали , а показать сможете?

Физкультминутка : Дети имитируют движения животных .

Погуляли звери и вернулись к себе в дом, а дома то не обычные, а слоговые. 5й конкурс : «Посели животных » .


Итак, слушайте задание : Нужно поселить животное в домик , соответствующий количеству слогов в названии. Нам потребуется по 3 участника от каждой команды. Будьте внимательны, на этой полянке (столе, обруче) много разных животных . Будем заселять домик сверху вниз (объяснить правила) .

Дети выполняют задания по типу эстафеты.

После выполнения задания проверяем правильность выполнения.

Ведущая : Пусть жюри подсчитает очки за последние 2 конкурса, а мы с вами поиграем , а заодно и повторим названия разных животных .

Пальчиковая игра : «Чей дом?»

Слово жюри

9) Ведущая : Отдохнули животные в своих домиках и отправились еду добывать. А вы знаете, кто чем питается? А вот сейчас и проверим. У меня есть вот такие таблички, похожие на цепочки. Нужно положить в колечко изображение пищи или животного так , чтобы получилась пищевая цепочка. (Одни животные питаются растительной пищей – травоядные, другие – добывают себе пищу охотой – хищники).

Приглашаю от каждой группы по 2 участника.

6й конкурс «Пищевые цепочки» (после выполнения задания дети комментируют результат) .

Мы узнали, что животные едят разную пищу .

Ведущая : Ребята, есть животные , которые едят растения их, называют травоядные. А есть, которые охотятся на других зверей – это хищники.

Пока жюри подсчитывают очки, мы поиграем в игру «Хищники и травоядные» .

Подвижная игра : Дети одевают шапочки различных животных (волка, зайца, лисы, белки, тигра , лося, куницы, ежа) . По сигналу ведущей «травоядные» выходят дети в шапочках одной группы животных и свободно двигаются по залу. По сигналу ведущей «Хищники» выходят дети второй группы животных (охотятся, дети первой группы приседают (прячутся) . Ведущая : Ребята, как вы думаете, нужны ли в лесу хищники? Ведь они обижают маленьких зверят. Конечно, все нужны в лесу.

Слово жюри.

10) Ведущая : Как потрудились команды, мы уже видели, а теперь подошло время для конкурса капитанов.

7й конкурс «Конкурс капитанов»

Задание первое : «Ответь на вопрос»

а) Почему заяц не умеет ходить?

б) Почему зайца называют косым?

в) Откуда произошло название медведь?

г) Как охотиться лиса за мышами?

Задание второе : «Назови детенышей»

Задание третье : Капитаны замечательно справились со своим заданием, но на этом их испытания не закончились. Ведь вы знаете, что от капитана многое зависит, особенно если он со своей командой отправляется в лес. Прежде всего, капитан должен знать правила поведения в лесу. Пусть они их назовут. А команды им помогут.

11)Ведущая : Пока жюри подсчитывают количество очков за конкурс капитанов, и общие баллы за соревнования мы с вами поиграем .

«Чья команда знает больше скороговорок»

12) Слово жюри : Ребята, вы сегодня умники и умницы, так много знаете о природе и животных нашего края , умеете красиво говорить, составлять предложения, но давайте посмотрим, кто же выиграл в нашей игре . Нужно подсчитать количество баллов и назвать победителя.

Вручаем дипломы.

Доктор : Но не это главное, главное, что вы очень добрые, любите природу, бережете ее и никогда не причиняете ей вреда, не обидите зверят и даже маленьких букашек. Растите дети большими и добрыми, любите и берегите природу, Землю, на которой мы живем и она вернет вам заботу о себе хорошим здоровьем, щедрым урожаем, веселым пением птиц, красотой царства природы.

КВН закончен, до свидания,

Всем хочу сказать на прощание

Нас так много живет на Земле

И о природе – одной – позаботиться можем вполне!

До свидания старый лес ,

Полный сказок и чудес.

По тропинке мы гуляли

И животных повстречали

Подружились с ними мы,

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!